Сергей Переслегин ««Не обнажай в корчме…», или Современная литература как генератор архетипов и паттернов»
Исследовательская работа о состоянии современной «детской» и «взрослой» литературы, как в мире, так и в России, пересмотре хода истории в книгах, а также о том, куда должна смотреть фантастика: в прошлое, будущее или настоящее.
Опубликовано в журнале «Российское экспертное обозрение», №1 (15), 2006. Электронный вариант здесь: http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_Korchma.htm
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'07», 2009 г.
— сборник «Опасная бритва Оккама», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 18 декабря 2023 г.
Тема: «Аналитические рассуждения о том, какие образы и стили поведения транслирует сегодняшняя российская литература, какие общественные запросы она удовлетворяет и формирует, как строится и на что влияет пул сегодняшних бестселлеров». Идея: «Литература не только отражает текущее состояние общества, она ещё и — самым непосредственным образом — формирует это состояние. Вот, только никто не может сказать — как именно это происходит». ФантДопущение: отсутствует, текст — аналитический, обзорный.
Субъективный фактор (нравится/не нравится): желания перечитать нет, текст впечатления не произвел, более того: бОльшая часть тезисов — представляются, по меньшей мере, спорными (если не сказать иначе). Художественной ценности — не усматриваю, новизна — отсутствует: подобные аналитические статьи — традиция выпусков Журнала, выходят на регулярной основе.
Убедительность – под большим вопросом: набор аргументов, используемых автором — большей частью «взят с потолка», то бишь — ни на чём не основан, кроме «…я так считаю…». Человековедческая ценность – отсутствует: рассматриваются только традиционные идейные концепты, никак не меняющие «плоскость сечения ментальности потенциальной аудитории».
Особых претензий к грамотности, корректности и адекватности — нет, за исключением отдельных утверждений, которые «взяты с потолка», как уже отмечалось выше. Но — поскольку никакой внятной аргументации при этом не приведено, то и спорить — бессмысленно. К ритмичности и целостности — вопросы имеются. Периодически повторяются одни и те же перепевки, но применительно к новым объектам, структуризация материала — оставляет желать лучшего
Darth_Veter, 20 марта 2023 г.
Довольно заумная для понимания статья о роли современной литературы в обществе. Автор рассматривает три категории: детскую, взрослую и сказочно-фантастическую. По его мнению, время детской литературы практически прошло, т.к. все современные произведения уже начинают повторять когда-либо написанное другими авторами. А такие произведения, как цикл о Гарри Поттере, стал уже не только «притчей во языцех», сколько фривольным бульварным анекдотом, причем отнюдь не детским. Да и во «взрослой» литературе тоже не всё хорошо: она перестала «будить воображение» читателей и превратилась в некое подобие коммерческой рекламы социального типа. Читать подобную нудятину уже не тянет. В фантастическом жанре еще имеется какая-то перспектива, но по-настоящему талантливых авторов осталось крайне мало. В статье упоминается один из таких новаторов — Дэн Симмонс. Я читал только первый роман его тетралогии про Гиперион и могу согласиться с авторской оценкой — это действительно ново, как свежий ветер в загаженной испражнениями атмосфере. Но печаль состоит в том, что даже таланты когда-то исписываются дотла. Подобная беда приключилась с Сергеем Лукьяненко, который перешел на чисто коммерческие произведения. Не знаю, смог ли Симмонс избежать подобного соблазна, — почитаем остальные романы и увидим. А то, что мировая литература вступила в полосу идейного кризиса — это факт, не требующий доказательств. Так что не читайте этот бред типа «Задачи трех тел», а лучше обратитесь к былым шедеврам от известных авторов.
Sawwin, 26 марта 2010 г.
Очень много умных и даже отчасти непонятных слов для того, чтобы высказать парочку совершенно банальных истин. Сказать всё то же самое простым человеческим языком, так никто и читать не станет, а так... у-у!... супер... приобщение к научной мысли.