Аластер Рейнольдс «Eversion»
Крушение парусника у берегов Северной Норвегии в начале XIX века. Несчастливая экспедиция в ледовые ущелья Антарктиды на дирижабле в начале века ХХ. Поиски инопланетного артефакта в далеком будущем. Доктор Сайлас Код — участник каждого из этих приключений, но непохоже, чтобы товарищи разделяли его уверенность в том, что ключом к разгадке повторяющихся бедствий выступает эверсия картографической проекции. Кстати, а они-то были вообще, эти бедствия? Или «Деметра» и «Европа» — лишь одноразовые взаимозаменяемые эпитеты?
В сети доступен любительский перевод Николая Порфирьевича Фурзикова под названием «Наизнанку».
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2023 // Роман НФ («Наизнанку») | |
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2023 // Научно-фантастический роман («Наизнанку») | |
номинант |
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2023 // Лучшая книга года (Великобритания; «Наизнанку») | |
номинант |
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2023 // Лучший роман (Великобритания; «Наизнанку») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алексей121, 24 февраля 2024 г.
Наверное, самый короткий, и, безусловно, далеко не самый лучший роман Аластера Рейнольдса. А улучшить его, как ни странно помогло бы радикальное сокращение. Ведь целых 3/4 романа практически ничего не происходит, а тайна происходящих в нем событий спойлерится... издательской аннотацией. Поэтому, если уж вы берётесь читать роман, то рекомендую избегать и аннотаций и отзывов, чтобы происходящее в романе имело хоть какую-то интригу.
Не пересказывая сюжет, отмечу что мы имеем достаточно любопытную вариацию «дня сурка» с подвывертом, так сказать: мы наблюдаем не одни и те же, но весьма сходные события, происходящие раз за разом, с разным уровнем технического развития (от парусников и до космических кораблей), но с неизменно трагическим финалом. Всего таких итераций будет четыре и каждая занимает примерно 60 страниц... И как же долго они тянутся! Очевидно, автор старался, чтобы каждый эпизод усиливал чувство тревоги, ощущение непонимания происходящего, разбрасывал по тексту зловещие намеки... но опытный читатель научной фантастики и без помощи аннотации легко разберётся в чем тут дело. А впереди его ждут ещё двести страниц весьма размеренного и малособытийного текста.
Хотя, не скрою, когда раскрывается, кто на самом деле главный герой, а конфликт переходит в неожиданную плоскость
Подводя итоги, хорошо, что Рейнольдс не только бесконечно дописывает «Пространство откровения», но и экспериментирует и пробует себя в новых направлениях. Вот даже несколько номинаций этим романом заработал, что немаловажно. С другой стороны, если бы он начинал с романов подобного уровня, то вряд ли бы приобрел сегодняшнюю известность.
glaymore, 19 мая 2024 г.
Рейнольдс, как всегда, заходит с козырей и заканчивает пшиком.
Концепт книги очень интригующий — на часах XVIII век, корабельный доктор Сайлас Коуд отправляется на паруснике «Деметра» в арктическую экспедицию на поиски некоего мистического Здания, затерянного в полярных льдах. Полубезумный математик постоянно твердит, что ключ к тайне Здания — в топологическом понятии «эверсия» (по-простому, выворачивание трехмерной поверхности наизнанку без изменения топологических свойств). Экспедиция заканчивается трагедией.
А вот уже в XIX веке корабельный доктор Сайлас Коуд отправляется на пароходе «Деметра» в антарктическую экспедицию на поиски мистического Здания, затерянного в полярных льдах. Математик сходит с ума на почве эверсии. Финал не менее трагичен.
А вот в XX веке доктор Сайлас Коуд отправляется на дирижабле «Деметра» в антарктическую экспедицию на поиски мистического Здания...
А вот... и еще...
Истории фрактально наслаиваются друг на друга, дополняют, переплетаются. Очень умело написано, увлекательно, интригующе.
И все это великолепие — чисто ради финала, в котором выясняется, что
Что же случилось с экспедицией? Оказывается, они нашли в океане Европы инопланетную конструкцию и... не сообщив на Землю, всей командой немедленно запрыгнули в нее и пропали. А что же случилось со спасателями? Они нашли инопланетную конструкцию, в которой сгинули ученые, и... не сообщив на Землю, всей командой немедленно запрыгнули в нее и пропали. Видя такое безумие, бортовой ИИ-медик «Деметры» сам рехнулся и принялся галлюцинировать, что он человек, и вся книга, кроме последних глав — это его галлюцинации.
Ну и в целом весь финал романа состоит из подобной бессвязной дичи. Что очень обидно, т.к. заявка была очень сильная, но Рейнольд, увы, не взял заявленную планку.
P.S. Вы спросите, а при чем же тут эверсия, о невероятной важности которой нам намекали всю книгу? А ни при чем! Автор про нее просто забыл в процессе .
shvichkov, 5 сентября 2023 г.
Крепкий рассказ, насильно вытянутый в тягучий роман. Как всегда, интересный концепт, который Рейнольдс, привычно для себя, воплощает в большую форму крайне неровно. Да и как тут реализовывать?
Концепция Эверсии заявлена уже в аннотации, и грандиозного сюжетного поворота из этого уже не выйдет. Сами по себе «слои» едва ли наполнены, события выдаются в час по чайной ложке. На середине книги я стал всё чаще задаваться вопросом «А когда начнется хоть что-то интересное?». Действительно ли необходимо было делать все «слои» настолько лишенными прогресса? Из раза в раз мы проходим путь Сайласа Коуда, продвигаясь лишь на пару шагов вперед. Но если Рейнольдс хотел показать саму мучительность повторения событий, у него это, безусловно, получилось. Возможно, вся концепция Эверсии сильно страдает по вине издателя — не уверен, что Аластер планировал вынести чуть ли не главный спойлер прямо в аннотацию.
Не отпускает ощущение, что роман вполне могли бы спасти более насыщенные и, не побоюсь этого слова, сюрреалистические отдельные новеллы «слоев». Слишком уж буднично и тягостно выглядит бессобытийное существование команды «Деметры». Итоговый результат кажется абсолютным минимумом — компетентный роман от заслуженного автора, который мог и должен был стать куда более сильной работой. И, увы, сказанное относится к большинству романов Рейнольдса.