fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Eversion»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.10
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Eversion

Другие названия: Наизнанку

Роман, год

Аннотация:

Крушение парусника у берегов Северной Норвегии в начале XIX века. Несчастливая экспедиция в ледовые ущелья Антарктиды на дирижабле в начале века ХХ. Поиски инопланетного артефакта в далеком будущем. Доктор Сайлас Код — участник каждого из этих приключений, но непохоже, чтобы товарищи разделяли его уверенность в том, что ключом к разгадке повторяющихся бедствий выступает эверсия картографической проекции. Кстати, а они-то были вообще, эти бедствия? Или «Деметра» и «Европа» — лишь одноразовые взаимозаменяемые эпитеты?

Примечание:

В сети доступен любительский перевод Николая Порфирьевича Фурзикова под названием «Наизнанку».


Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2023 // Роман НФ («Наизнанку»)

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2023 // Научно-фантастический роман («Наизнанку»)

номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2023 // Лучшая книга года (Великобритания; «Наизнанку»)

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2023 // Лучший роман (Великобритания; «Наизнанку»)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)


Издания на иностранных языках:

Eversion
2022 г.
(английский)
Eversion
2022 г.
(английский)
Eversion
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, самый короткий, и, безусловно, далеко не самый лучший роман Аластера Рейнольдса. А улучшить его, как ни странно помогло бы радикальное сокращение. Ведь целых 3/4 романа практически ничего не происходит, а тайна происходящих в нем событий спойлерится... издательской аннотацией. Поэтому, если уж вы берётесь читать роман, то рекомендую избегать и аннотаций и отзывов, чтобы происходящее в романе имело хоть какую-то интригу.

Не пересказывая сюжет, отмечу что мы имеем достаточно любопытную вариацию «дня сурка» с подвывертом, так сказать: мы наблюдаем не одни и те же, но весьма сходные события, происходящие раз за разом, с разным уровнем технического развития (от парусников и до космических кораблей), но с неизменно трагическим финалом. Всего таких итераций будет четыре и каждая занимает примерно 60 страниц... И как же долго они тянутся! Очевидно, автор старался, чтобы каждый эпизод усиливал чувство тревоги, ощущение непонимания происходящего, разбрасывал по тексту зловещие намеки... но опытный читатель научной фантастики и без помощи аннотации легко разберётся в чем тут дело. А впереди его ждут ещё двести страниц весьма размеренного и малособытийного текста.

Хотя, не скрою, когда раскрывается, кто на самом деле главный герой, а конфликт переходит в неожиданную плоскость

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
самоосознания искусственного интеллекта
читать становится гораздо интереснее. Не без помарок (сюжетный ход, когда два искусственных идиота вынуждены пробуждать от гибернации человека-математика, чтобы тот помог им решить сложную топологическую задачку я нахожу весьма натянутым), но чувствуется, что Рейнольдс выходит на поле, в котором он традиционно силен. Концовка тоже не плоха: с одной стороны она открытая и ответы на львиную долю вопросов так и не прозвучали (как будто когда-то было иначе) с другой, она достаточно яркая и не вызывает чувство оборванных линий. Мавр сделал все что мог и отправляется на заслуженный отдых, а остальное — совсем другая история.

Подводя итоги, хорошо, что Рейнольдс не только бесконечно дописывает «Пространство откровения», но и экспериментирует и пробует себя в новых направлениях. Вот даже несколько номинаций этим романом заработал, что немаловажно. С другой стороны, если бы он начинал с романов подобного уровня, то вряд ли бы приобрел сегодняшнюю известность.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рейнольдс, как всегда, заходит с козырей и заканчивает пшиком.

Концепт книги очень интригующий — на часах XVIII век, корабельный доктор Сайлас Коуд отправляется на паруснике «Деметра» в арктическую экспедицию на поиски некоего мистического Здания, затерянного в полярных льдах. Полубезумный математик постоянно твердит, что ключ к тайне Здания — в топологическом понятии «эверсия» (по-простому, выворачивание трехмерной поверхности наизнанку без изменения топологических свойств). Экспедиция заканчивается трагедией.

А вот уже в XIX веке корабельный доктор Сайлас Коуд отправляется на пароходе «Деметра» в антарктическую экспедицию на поиски мистического Здания, затерянного в полярных льдах. Математик сходит с ума на почве эверсии. Финал не менее трагичен.

А вот в XX веке доктор Сайлас Коуд отправляется на дирижабле «Деметра» в антарктическую экспедицию на поиски мистического Здания...

А вот... и еще...

Истории фрактально наслаиваются друг на друга, дополняют, переплетаются. Очень умело написано, увлекательно, интригующе.

И все это великолепие — чисто ради финала, в котором выясняется, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тот, кто считает себя доктором Сайласом — это медицинский ИИ межпланетного корабля «Деметра», который прибыл на Европу, чтобы спасти исследовательскую экспедицию, пропавшую в метановом океане под километровыми льдами.

Что же случилось с экспедицией? Оказывается, они нашли в океане Европы инопланетную конструкцию и... не сообщив на Землю, всей командой немедленно запрыгнули в нее и пропали. А что же случилось со спасателями? Они нашли инопланетную конструкцию, в которой сгинули ученые, и... не сообщив на Землю, всей командой немедленно запрыгнули в нее и пропали. Видя такое безумие, бортовой ИИ-медик «Деметры» сам рехнулся и принялся галлюцинировать, что он человек, и вся книга, кроме последних глав — это его галлюцинации.

Ну и в целом весь финал романа состоит из подобной бессвязной дичи. Что очень обидно, т.к. заявка была очень сильная, но Рейнольд, увы, не взял заявленную планку.

P.S. Вы спросите, а при чем же тут эверсия, о невероятной важности которой нам намекали всю книгу? А ни при чем! Автор про нее просто забыл в процессе .

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий рассказ, насильно вытянутый в тягучий роман. Как всегда, интересный концепт, который Рейнольдс, привычно для себя, воплощает в большую форму крайне неровно. Да и как тут реализовывать?

Концепция Эверсии заявлена уже в аннотации, и грандиозного сюжетного поворота из этого уже не выйдет. Сами по себе «слои» едва ли наполнены, события выдаются в час по чайной ложке. На середине книги я стал всё чаще задаваться вопросом «А когда начнется хоть что-то интересное?». Действительно ли необходимо было делать все «слои» настолько лишенными прогресса? Из раза в раз мы проходим путь Сайласа Коуда, продвигаясь лишь на пару шагов вперед. Но если Рейнольдс хотел показать саму мучительность повторения событий, у него это, безусловно, получилось. Возможно, вся концепция Эверсии сильно страдает по вине издателя — не уверен, что Аластер планировал вынести чуть ли не главный спойлер прямо в аннотацию.

Не отпускает ощущение, что роман вполне могли бы спасти более насыщенные и, не побоюсь этого слова, сюрреалистические отдельные новеллы «слоев». Слишком уж буднично и тягостно выглядит бессобытийное существование команды «Деметры». Итоговый результат кажется абсолютным минимумом — компетентный роман от заслуженного автора, который мог и должен был стать куда более сильной работой. И, увы, сказанное относится к большинству романов Рейнольдса.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх