Людмила Петрушевская «Чёрное пальто. Страшные случаи»
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 13 мая 2023 г.
Не белое пальто
«Мы осваиваем новое убежище.»
«Черное пальто» сборник малой прозы, в который,кроме новых, вошли рассказы Королевы русского хоррора, написанные в девяностых. Короткий обзор.
«Гигиена» словно бы написана о и для периода ковиднной самоизоляции, хотя на самом деле в 1990-м. Перед началом пандемии квартиры высотки обходит парень, который говорит, что переболел и предлагает помощь в доставке продуктов. В большинстве случаев его принимают за афериста, однако настораживаются и, заподозрив заражение дочери-внучки, принимают меры. Совершенно неадекватные, но это Людмила Петрушевская с ее людьми-недотыкомками. Потому будьте готовы ко впечатлению. сопоставимому с чтением Мамлеева.
«Новые робинзоны» интеллигентная семья спасается от грядущего апокалипсиса в заброшенной деревне ведением натурального хозяйства. Местные ненавидят их классовой ненавистью, что впрочем, не мешает подбрасывать горожанам младенцев. А те, от кого уходили, подъев городские припасы, приходят в очередной раз раскулачивать деревню. Но есть леса, велика Россия и отступать найдется куда. Такое чудаковское «Ложится мгла...» в максимально хардкорном исполнении.
«Черное пальто». Титульный рассказ, пожалуй, самый сильный в сборнике: молодая женщина обнаруживает себя стоящей на обочине ночной дороги в незнакомом месте, она не помнит, как сюда попала, на ней черное пальто с чужого плеча. Дальше страшно и жалостно. Про то, что жизнь стоит тог. чтобы жить.
Все рассказы из части «Чудо»: «Два царства», «Дом с фонтаном», «Бог Посейдон» «Тень жизни», «Чудо», «В доме кто-то есть», «Новая душа», «Фонарик» — о чудесном возвращении жизни или о посмертии, в котором нет рая и ада , а есть куча промежуточных станций-состояний. Париж, в котором однако не становишься ни звездой, ни светской красавицей, ни счастливой возлюбленной, а ведешь покойную скучноватую обывательскую жизнь. В целом лучшую, чем здешняя. («Два царства») Большой просторный дом у моря (Бог Посейдон») или дом в колониальном стиле с фонтаном («Дом с фонтаном») во дворе. Или любящая душа находит прибежище в теле душевнобольного в чужой стране, а заботливое провидение находит способ привести туда любимую и дать утешение встречей («Новая душа»). Или действительность, которая становится невыносимой и словно бы выдавливает из себя человека. внезапно позволяет сместить точку сборки и понять, как много у тебя есть («Чудо», «В доме кто-то есть»).
Тексты, объединенные частью «Черный пудель»: «Случай в Сокольниках», «Рука», «Материнский привет», «Жена», «Новый район», «Черный пудель», «В маленьком доме», так или иначе о вмешательстве загробной жизни в дела живых. Чаще пугающей и грозной («Рука»), несущей возмездие («Случай в Сокольниках», «Черный пудель»). Иногда это бывает грустно («Жена»), но случается, что обнадеживает, возвращает волю к жизни, соединяет одиноких людей («В маленьком доме»).
Петрушевская совсем не мой автор, но она замечательно талантлива и ее городские легенды не столько про «страшно», сколько про «подумать о чем-то, кроме».