Роберт Силверберг «Защитники фронтира»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда-то их отправили защищать границу с Врагом. С тех пор прошло много лет и солдаты стали задумываться о возвращении домой.
Входит в:
— антологию «Воины», 2010 г.
— сборник «The Millennium Express: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Nine (1995-2009)», 2014 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 7 февраля 2024 г.
Рассказ можно принять только если уж совсем согласиться на некоторые условности. Например, в виде того, что люди двадцать лет не получают вестей от своего командования (даже не приказов, а просто каких-то вестей!) и продолжают сидеть на жопе ровно, рефлексируя на тему, произошло что-то где-то или же нет. Особенно учитывая, что пока количество людей на этой самой базе было не 11 человек, а несколько тысяч, можно было миллион раз послать вполне большое количество до матушки-родины, чтобы те сумели выжить и дойти. И таких условностей в рассказе — слишком много, чтобы не обращать на них внимание.
Если все-таки принять всё данные задачки, просто как имеющийся факт — все эти убийства без допросов, невменяемое поведение командиров, размышления о демократии внутри военной организации, — рассказ сам по себе окажется вполне неплох. Просто интересная история с легким НФ-флёром про выживанцев и претензией на второе дно про человечность и стремление искать врага даже там, где его нет. Читается все это легко и даже с таким ворохом претензий «Защитники» не вызывают какого-то отторжения или неприязни. Возможно потому, что герои получились вполне себе живыми и объемными, а описание мира — хоть и несколько схематичным, но достаточым для его полноценного восприятия. Не шЫдевр, но и не явная халтура, как уже пару раз было в сборнике «Воины».
Mishel78, 22 августа 2021 г.
Фронтир — одна из очень многих пограничных застав, охраняющая безымянную империю от вторжения безымянных врагов. Остатки гарнизона, через двадцать с лишним лет, вдруг обнаруживают, что враги больше не подходят к границе, а значит, служба во фронтире теряет смысл. Что делать: продолжать жить, как раньше, ведя однообразную жизнь без вооружëнных стычек с врагом или же отправляться назад в империю, чтобы закончить свои дни в родном краю.
Рассказ из категории тех, понимание которых происходит через некоторое время после прочтения. Автор намеренно вводит читателя в схематичный мир, похожий и непохожий на наш (в тексте есть упоминания даже об автомобилях), но сами персонажи представляют собой средневековых воинов, как и положено произведению в жанре фэнтези. Но всё же, в рассказе главное не внешний, а внутренний мир главного героя с, опять же, схематичным именем Топограф.
Это человек, который не знает другой жизни и, пока были враги, эта жизнь имела смысл. Но когда другой воин по имени Охотник сообщает о том, что на многие мили вокруг не осталось врагов, то жизнь всего форта приобретает бессмысленность. И то отчаяние, с которым главный герой цепляется за возможность хоть как-то скрасить своё существование, описано максимально подробно. Это и надежда на то, что всë будет по-старому, надежда на то, что можно вернуться в империю и жить, как все остальные люди. Однако, именно эти описания и становятся главным антивоенным посылом рассказа — людям, живущим в состоянии войны, не понять, что такое мирная жизнь, а потому и незаметно то мирное состояние, в котором они стали жить, когда прекратились набеги врага. Даже то, что враги — это просто люди с другим цветом глаз и за это их нужно ненавидеть, это ещё один из элементов, призванных показать бессмысленность войны.
Да, автору удалось вложить в произведение мощный философский посыл. Однако, некоторая скудность описаний того, как проходил конфликт и почему же мир стал таким серым и унылым, делает чтение несколько скучным. Но всё же произведение вполне достойно для ознакомления.
Artem_Nochkin, 29 мая 2019 г.
«Защитники фронтира» Роберта Силверберга — достаточно простой для усвоения рассказ.
*
- у него есть простая завязка, в которой у группы солдат, что охраняли форт всю сознательную жизнь, вдруг появились вопросы к командованию, когда на протяжении последних пары лет непрекращающийся поток врагов внезапно иссяк.
Внимание! Нашим воякам потребовалось 24 месяца, чтобы заподозрить неладное, когда связь с основной базой пропала, поставки продовольствия прекратились, а враги кончились. Два года они просто сидели и ждали! Интересно, чего?
*
- у рассказа есть простые главные герои. Герои без имени, фамилии, истории, характеров и всего того, что делает нарисованных человечков настоящими людьми. Вообщем, отличаются они в рассказе только должностью (Квартирмейстер, Капитан, Картограф и т.д.) и одной лишь чертой характера. Честнее даже сказать, что отличаются они одной лишь приписанной им функцией.
Т.е вот перед нами Картограф. Никогда не догадаетесь, за что он отвечает. Давайте, набрасывайте варианты! Не угадали, повар из него так себе. Нет-нет, чинить он тоже ничего не умеет. Кто сказал художник? Было близко, но нет. Все, ваши три попытки кончились. Готовы к правильному ответу? На самом же деле Картограф отвечает за картографию. Внезапно, правда? И так с каждым из персонажей. Например, охотник хорошо охотится. Только сапер умеет разминировать взрывчатку. А Капитан, естественно, самый главный. Все до смешного просто.
*
- у рассказа есть простая интрига. Уйдут ли наши герои из заброшенного форта или еще подождут пару десятков лет, чтобы вот наверняка убедиться, что про них все забыли? На мой взгляд, все более, очевидно. Видь, если бы не было путешествия из форта, то оказалась бы, что весь рассказ напрочь лишен смысла, а попытка создать интригу провалена еще на стадии концепта. А теперь внимание!
*
- у рассказа есть простая концовка, в которой главные герои, едва выйдя за пределы укреплений, решают вернуться обратно в форт и продолжить ждать связи с командованием, от которых не было вестей вот уже на протяжении более двух лет. Браво! Просто, браво!
AlisterOrm, 29 июня 2017 г.
Служба родине, защита границ, отражение врага — что может быть почётнее для воина? Сложно сказать.
Десять лет на границе, двадцать... Врагов всё меньше и меньше...
Несколько лет не было никаких вестей из дома, форт стоит далеко на отшибе...
Герои тоже стареют. Размягчаются. Находят себе, извиняюсь, баб из местных. Обычное же дело, да?
Враги кончились. Бывает. Совсем кончились. Ну и какой смысл здесь сидеть, спрашивают наши герои? Может, поедем домой?
Немного странный рассказ. Думается мне, и сами ветераны понимают, что их родины уже нет. Об этом говорит в рассказе многое. Империя, скорее всего, просто погибла в войне. А гарнизон... кому он нужен?
В конце концов, лучше не проверять неизведанное. Пусть всё будет так, как есть. Будем считать, что всё идёт так, как надо. Да и как женщин оставить, с которыми ты уже сжился?
В общем, лучше оставить старый уклад и продолжать службу так, как оно есть. И всё.
Кстати, Силверберг явно позволил себе таким образом лёгкую отсылку к «The black company»...
Al_cluw, 23 декабря 2016 г.
Замечательный рассказ. Автора безвозвратно забыли у нас, а очень зря. Отличная философская притча о том, как становится грустно и неинтересно жить без врагов. Кажется, подобных произведений мне не попадалось (или я забыл), но этот рассказ просто потрясает воображение и... заставляет задуматься. Это ли не результат?
На мой взгляд, почти шедевр.
Тимолеонт, 7 апреля 2013 г.
Чудесный рассказ без лишних элементов. Мы мало что знаем о прошлом персонажей, о географии мира, его истории. Империя — существует лишь как название, да воспоминания персонажей в виде когда-то работавших машин и оружия. Даже имён у героев нет — только звания. И такая минималистичность — намеренный авторский приём, чтоб куча деталей не отвлекали от главной идеи рассказа. Психологичность и характеры — главная прелесть «Защитников фронтира». Сильверберг рассматривает то, как люди поведут себя, будучи невероятно далеко от Родины, которая неизвестно жива ли ещё, люди, которые двадцать лет жили в уединении. Как они поступят, когда их цель будет исполнена? Попытаются ли вернуться, либо найдут новый дом?
igor_pantyuhov, 24 декабря 2012 г.
Рассказ безусловно интересный и заслуживает внимания. Тут есть все составляющие хорошего литературного произведения — и хорошо прописанные герои, и мир, и мотивы героев более-менее понятны. Мне бы тоже надоело сидеть 20 лет на одном месте, при этом не зная что творится в окружающем мире. Есть только несколько «но», которые меня смущают. Первое «но». Это не проработанность мира. Я конечно понимаю что, действие происходит на довольно малой территории, но ведь здесь все рассказы такие. Хотелось бы побольше описаний подробных более-менее. «Но» второе. Мы не узнаем ничего о прошлом героев. Не узнаем что их привело в армию, как они жили до того как попали в крепость и.т.д. Третье. Главная задача героев, оборонять крепость и не дать просочиться вражеской армии. Но зачем ее оборонять, если на пути захватчиков лежат другие естественные преграды, такие как пустыня и враждебно настроенные дикие племена в лесу. Вот это вот абсурдность, меня настораживает. Оценка 7.
Mezeh, 15 июня 2010 г.
Действие рассказа Сильвенберга происходит в неком ином мире (на другой планете?), на границе некой Империи. За двадцать лет до начала рассказа на неспокойной границе была построена мощная крепость с десятитысячным гарнизоном и задачей не позволять захватчикам проникать внутрь Империи. За долгие годы гарнизон крепости сократился до 11 человек, но по мере того, как он редел, редели и враги, которые пытались пройти мимо него. И вот наконец последний враг убит и перед оставшимися защитниками границы встает вопрос, а что собственно делать дальше. Да, контакт с Империей уже несколько лет как утрачен.