Джо Р. Лансдэйл «Солдатское житьё»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Боевик | Вестерн
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Рассказ о том, как Вильфорд Томас, неунывающий чернокожий парень, отправился служить в армию и пережил свою первую стычку с индейцами.
Входит в:
— цикл «Deadwood Dick»
— антологию «Воины», 2010 г.
— сборник «Bleeding Shadows», 2013 г.
— журнал «Clarkesworld. Issue 137, February 2018», 2018 г.
— сборник «Gothic Wounds», 2022 г.
- /языки:
- русский (2), английский (6)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- А. Хромова (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 5 декабря 2024 г.
Роскошный вестерн.
Хотя, наверное, тут больше от жанра «реализм».
Рассказ старого негра (пардон, «афроамериканца», хотя, автор, как только не называет своего героя: «чернокожий», «цветной», «негр») о том времени, когда он служил в кавалерии.
Суровый армейский быт, стычки с индейцами.
Но, тут, по-моему, главное, неповторимый колоритный язык. История ведётся от лица полуграмотного чернокожего. И рассказывает он о своей жизни именно так, как ее видит. Используя свой неповторимый жаргон.
Очень атмосферно. Правдиво. Кроваво, жестоко и реалистично. Неповторимый «черный юмор».
Приключения в духе Майна Рида, но, написанные без поэтической романтики прерий, а, с суровой натуралистичностью.
Prosto_Chitatel, 17 декабря 2023 г.
Великолепная вестерн-зарисовка от имени простецкого черногокожего беглого, неграмотного, туповатого, относящегося к жизни, как к течению из точки А в точку Б, но при этом совершенно искреннего и не боящегося грязной правды бытия, ибо для него она — единственная, другой ему жизнь не предоставила. Отсюда и стиль повествования, для кого-то вполне способный показаться излишне жестким и даже местами мерзким, но попробуйте родиться в жопе мира рабом, каждые утро, день и вечер которого состоят из работ в поле, постоянной личностной деградации, физических истязаний и унижений, врожденного ощущения себя человеком даже не второго, а самого последнего из сортов — вряд ли тут заговоришь сонетами Шекспира и духами будешь пахнуть. Отсюда и совершенно свободные разговоры про дерьмо, вонь, смерть, убийства и прочее.
Рассказ написан прекрасным языком — с учетом того, о чем говорилось выше и о ком говорилось выше, — быстро вовлекает в себя и не смотря на то, что история фактически такая же прямолинейная, как и жизнь самого героя, она становится целой вехой и вызывает интерес не менее, чем какая-нибудь знаменитая битва, изменившая судьбы мира. Один из лучших рассказов в сборнике «Воины». Хотя опять не имеющий отношения к темному фэнтези. Ну, к фэнтези уж точно.
Artem_Nochkin, 26 апреля 2019 г.
Рассказ «Солдатское житье» полностью оправдывает свое название и повествует о простом чернокожем парне Вильфорде Томасе. Он, в силу своего отвратного характера, попадает в ряд переделок, по итогу которых оказывается перед выбором: либо попасть за решетку до конца жизни, либо пойти добровольцем в доблестную армию Соединенных Штатов Америки. Вильфорд из двух зол выбирает меньшее и с этого начинается его служба в рядах пехотного отделения США.
Прежде всего стоит сказать, что главный герой нам попался приотвратнейший. Это выражается в его словах, его поступках, мыслях и манере речи (далее цитата):
«Надо сказать, что мне за всю мою жизнь доводилось убивать и людей, и животных, и любиться с тремя китаянками зараз, причем у одной из них была только одна нога, да и та в основном деревянная. Да чего там, я как-то раз даже мертвяка ел, в горах, на перевале, хотя, спешу заметить, я с ним был не очень хорошо знаком и он мне уж точно был не родственник. А еще я как-то раз выиграл в Колорадо состязание по стрельбе у нескольких довольно таки прославленных стрелков, и все они были белые, но это уж другая история и не имеет никакого отношения к той, которую я рассказать-то собирался, и хотел бы добавить, что история эта истинная как Бог свят, как и все прочие события, о которых я рассказываю».
Остальные же персонажи также особо не привлекают. Все герои в «Солдатском житье» получились каким-то отталкивающими и в полной мере отбитыми на голову. Вот, к слову, один из них (далее цитата):
"— Я домашний негр, — говорит, — я с мистером Джеральдом вместе вырос, и я лично был не против пойти на войну вместе с ним. С ним и с его друзьями. Нас таких много было.
— Да вас всех, наверно, в детстве головкой уронили!
— Не скажи, молодой хозяин и старый хозяин, они хорошие были.
— Да, только они тебя в рабстве держали, — говорю.
— Ну и что, может, я на то и родился, чтобы рабом быть! Они всегда цитировали что-нибудь в этом духе, из Библии.»
Естественно, с такими неправдоподобными и нереалистичными персонажами даже речи не идет о какой-либо психологичности и достоверности.
Стиль письма и повествования, думаю, уже успели оценить. Если нет, то вот еще один пример авторского «полета мысли» (далее цитата):
«А я ведь ничего такого и не сделал, так, поглазел малость. Иду я это себе по дороге, нарубить хворосту, чтобы заработать пять центов да баночку повидла в придачу, а там белая девушка белье развешивает после стирки. А девушка возьми да наклонись, а сквозь юбку возьми да выпятись попка, аппетитная такая попка, а тут белый мужик, ее братец, углядел, что я пялюсь, и этот мой взгляд заполз ему в зад и там подох, и так оно завоняло, что у него аж мочи не стало терпеть.»
И в таком темпе до самого финала:
- корявое повествование;
- рваный темп;
- неудачная стилизация;
- толпы быдла на главных ролях;
- а еще полное отсутствие сюжетной составляющей и хоть какой-то интриги.
visionshock, 10 октября 2013 г.
Похоже потихоньку имею шанс подсесть на Лансдейла и его произведения. «Солдасткое житье» очередная для меня ласточка качественного атмосферного авторского текста. Ну и тема полностью соответствует в антологии в которой на радость всем появился рассказ, который полностью можно назвать крепким орешком и достойным для антологии.
Время действия колониальная Америка, в которую отважно ввязывается чернокожий представитель Вильфорд Томас, очень веселый и улыбчивый гражданин которому суждено вступить в стычку с коренным населением материка. Главный плюс рассказа, все-таки атмосферности и дух времени и истории. Лансдейл с мастерством передает психологию Вильфорда, эпоху того времени и накал стычки с индейцами. Именно поэтому в историю автора веришь, будто она и была такая, автор словно рассказал некий исторический момент, отлично подходящий для антологии «Воины».
Лансдейл, на смотря на минимальность знакомств меня с ним задевает из раза в раз, своим мастерством создания истории и особенно её накала и атмосферы происходящего. И потом, у автора я вижу разнообразность и это очень хорошо.
Итог: отличный исторический рассказ на тему колониальной Америки и проблемах войны с отлично проработанным стилем и атмосферой.
Если Ландсдейл не гений, то по крайне мере очень крепкий середнячок, причем автор явно не слишком массовый, а более элитарный за восприятие и подачу и проработку текстов. Впрочем, автору браво за очередной хороший и приятный текст.
AlisterOrm, 22 июня 2017 г.
Вот не люблю я жанр приключаловок.И вестернов тоже, за редким исключением. Всё это жутко скучно. Здесь тоже сюжет простой как прямая палка, но автор, в чём он молодец, не стал слишком серьёзно относится к сей вещи. Негр, от лица которого ведётся повествование — весёлый и неунывающий мужик, который постоянно отмачивает шуточки даже перед лицом опасности, что придаёт повествованию лёгкость и определённую приятность. плюс описание окружающего мира — фронтир с солдатами-раздолбаями и жестокие апачи выглядят вполне колоритно и занятно.
В общем, неплохо, для своего жанра.
Buhrun, 4 мая 2013 г.
Мне по кайфу Лансдейл!
Да, это мужицкое (привет, Джо Аберкромби!), пахнущее потом и портянками, чтиво.
В таких книгах жопу всегда называют жопой, а не придумывают ей обтягивающих эвфемизмов.
Пара негров, кучка апачей, дохлые кони, липкие срезы на месте кучерявых скальпов, повседневная ругань в военном лагере и дьяволов конь, который случается кстати.
Война пахнет правдой.
Дерьмом, случаем и самоиронией.
Тимолеонт, 4 марта 2013 г.
Очень понравился стиль повествования — непосредственный и лихой. Главный герой — потёртый жизнью, но неунывающий негр, который никогда не отчаивается и всегда сохраняет присутствие духа. Вот и здесь он выбрал самый очевидный путь спасения — поступил в только-только открытую для цветного населения США армию, (которая хоть и начала набирать чёрных новобранцев, но будет сохранят сегрегационные законы ещё почти век). Дальше начинается чистый вестерн, с погонями, смертоносными индейцами и атмосферой. Индейцы в рассказе особо удались — они и предельно опасны, но в то же время остаются хоть и жестокими, но людьми, со всеми присущими им беззалаберностью, ошибками и пофигизмом,
Вильфорр Томас — один из самых харизматичных типов воинов. Такие сражаются, убивают, выполняют свой долг, но всё равно всегда и при любых обстоятельствах сохраняют чувство юмора.
alex1970, 17 апреля 2013 г.
Обычный вестерн о приключениях чернокожих солдат на территории апачей.
Сюжет простой, но написано хорошо и атмосферно.
Стиль почему-то напомнил мне книги Марка Твена о Томе Сойере — такая же манера повествования.
Интересный главный персонаж — обычный парень, вовсе не герой, который, тем не менее, совершает всякие лихие поступки, и несмотря ни на что, сохраняет чувство юмора
Mezeh, 24 мая 2010 г.
Этот рассказ по жанру ближе всего к вестерну. Только вестерну несколько необычному, так как действие происходит сразу после окончания Гражданской Войны в Америке. Главный герой получает приглашение на линч, от которого он будучи чернокожим решает отказаться, ну а армия, куда как раз начали принимать цветных представляется подходящим местом, где можно спрятаться. Отличный сюжет, яркие персонажи, прекрасная стилизация.
igor_pantyuhov, 21 декабря 2012 г.
Вестерн как вестерн. Этот рассказ мне напомнил о фильме «Техасские рейнджеры». Такой же простой и незамысловатый. Только вот уж очень простой. Ну очень. Да и напрягал постоянно один момент — мата много. И это все портит. Да и лирические отступления весьма некстати. Они были бы к месту, если бы мы узнали о судьбе главного героя немного больше — как о прошлой так и будущей(т.к. рассказ представляет собой своего рода воспоминания гг). Оценка 4.