Лоренс Блок «Чистый лист»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
История про девушку, у которой было всего пять парней. Ведь отец же не может считаться за парня, верно?
Входит в:
— антологию «Воины», 2010 г.
— антологию «The Best American Mystery Stories 2011», 2011 г.
— сборник «Catch and Release», 2013 г.
- /языки:
- русский (3), английский (6), польский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- Р. Вались (1), А. Хромова (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 26 мая 2024 г.
Полуэротический (хотя, почему «полу»?), немного детективный триллер, густо замешанный на сексуальных перверсиях, включая инцест, и психологических травмах, причины которых зиждутся на фрейдистском понимании взрослых извращений.
Меня поразили холодная рассудительность главной героини, её бесстрастно деловитый подход к тем страшным злодеяниям, которые она уже сотворила и которые собирается сотворить. Удался образ автору, удался. Мне временами становилось по-настоящему жутко. Почему-то подумалось, что всё у неё получится. Всех кого надо найдёт, всех кого надо убьёт. Особенное впечатление произвело на меня то, что случилось с родителями нашей героини.
Единственный вопрос, мучающий меня после прочтения данного рассказа, заключается в следующем (судя по отзывам коллег-лаборантов мучает он не меня одного): какое отношение сей опус имеет к заявленной теме антологии? Ведь «воином» нашу главгиршу называл только её отец-извращенец, чтобы мотивировать её скрывать следы их порочной связи. Мартин, Дозуа — АУ!!!!
Prosto_Chitatel, 13 декабря 2023 г.
История о том, как девица пытается вернуть себе невинность с момощью физического устранения своих половых партнеров. Инцест, знаете ли, только в фантазиях может остаться без пИсихологических последстивий. Столь очевидный ход был бы весьма скучен для романа, но как для рассказа, да еще и вполне неплохо написанного — вполне подойдет. Всё разложено по сюжету весьма грамотно и аккуратно, хотя убийство родителей как-то объяснено слишком в лоб, словно дополнительная заметка к тексту.
И вообще, хочется отметить, что мне сборник «Воины» нравится все больше и больше своей непредсказуемостью. Да, для тех кто не всеяден и настроен только на один-два жанра, такой подход будет настоящей трагедией. Но для тех, кто может оценить по достоинству любой жанр и готов к нему, получит настоящее удовольствие от того, что не будет знать, что, собственно, он сейчас читает: фэнтези, детектив, ужастик, исторический боевик или что-то еще. Особенно если заметку о авторе оставить на последок, а не освоить ее перед рассказом.
Artem_Nochkin, 24 апреля 2019 г.
Отзыв пишется непосредственно после прочтения, а потому возможны досадные *очепятки. Заранее благодарю за понимание.
Без лишних вступлений пройдемся по основным моментам рассказа. Скажу лишь, что ради избавления текста от ненужных ему негативных эмоций, буду рассказывать максимально сжато и конспективно:
1. Начинается рассказ со «сверх интеллектуальной» беседы о том, какая девушка может считаться шлюхой. Прикидываются разные варианты измерения шлюховатости, основные параметры и классификаций. Выглядит это следующим образом (далее цитата): «Кто-то сказал, что все усложняется тем, есть ли у женщины постоянный партнер, муж там или просто любовник. Если нету и она находит себе мужика раз шесть за год, то она точно не шлюха. А вот если она замужем и при этом продолжает трахаться на стороне, это меняет дело, верно?»
2. Диалоги в этот момент также изысками не блещут (далее цитата):
"— Смотря как считать. Что считается, а что нет?
— В каком смысле? Минеты не считаются, что ли?
— Ну да, Билл Клинтон так и говорил, помните?
— Не, по-моему, минеты считаются!
— А когда руками — считается?
— Не, это точно не считается, — сказал один из мужчин, и с этим, похоже, были согласны все. — Хотя руками тоже неплохо, — добавил он.
— Ну, так как считать-то будем? Когда мужчина входит внутрь или как?
— Я думаю, — сказал один из мужиков, — что это вопрос субъективный. Если женщина считает, что было, значит, было. Ну так, Джен? Сколько ты насчитала?
— А если ты отрубилась и знаешь, что что-то было, но ничего не помнишь, это как?
— То же самое. Если ты считаешь, что было, значит, было... «
Читать это не интересно и не увлекательно, а если вы решили, что автор пишет эту туфту «не просто так», а преследует какую-то цель, то нет. Эта «бесценная для сюжета информация» забывается самим же автором через пару бумажных страниц и далее по тексту даже не упоминается. Браво!
3. Чуть погодя, автор поражает знанием «подкатов» к девушкам (далее цитата):
«И, когда разговор затих, она сказала:
— Пятеро.
— Пятеро, значит...
— Смотрю, тебя это всерьез зацепило, — сказала она. — Что, пять — твое счастливое число?
— Вообще-то мое счастливое число — шесть, — ответил он.
— Понятно.
— И ты никогда не была замужем?
— Нет.
— Никогда ни с кем не жила... «
4. Естественно, после такого «грамотного» подката от настоящего «альфа-самца», девушка просто не в состоянии сопротивляться и демонстрирует читателям авторское знание женской психологии (далее цитата):
«Этот разговор ее нисколько не напрягал. Ей просто было скучно.
Ну и чего тянуть? Почему бы сразу не взять быка за рога?
Она уже сбросила туфельку и теперь положила ногу к нему на колени и принялась массировать ему пах носком ступни. Выражение его лица само по себе стоило потраченного времени.
— Ну, теперь моя очередь задавать вопросы, — сказала она. — Ты с родителями живешь?
— Ты чего, шутишь, да? Нет, конечно!
— А ты один живешь или с соседом?
— С соседом я жил только в колледже, а это было давно...
— Ну, так чего же мы ждем? — осведомилась она»
5. Из этого «увлекательного» действа и будет состоять 90% всего рассказа. Оставшиеся 10% (если бы их не было, то можно было и вовсе эту макулатуру не читать) любезно отведены автором под описание психоза главной героини, который случается у нее точно по расписанию — сразу после секса. Данный психоз представлен:
- непродолжительным помутнением рассудка;
- убийством партнера с особой жестокостью;
- и последующей кратковременной потерей памяти. В итоге выходит, что убийства она либо полностью не помнит, либо мозг память о них частично блокирует. Потому каждый «развод» она если немного и припоминает, то вот что произошло дальше и куда делся нынешний бойфренд ее уже просто не волнует. Как, видимо, не волнует и автора...
Вообщем, странный и глупый рассказ получился. Ни психологии, ни персонажей, ни сюжета. А факт его пребывания в серии «Черная Fantasy», в составе сборника «Воины» — это вообще отдельный вопрос.
mr_logika, 27 июля 2017 г.
Рассказ не попал в антологию «Смертельно опасны» по той причине, что составители почему-то не захотели включить в предшествующий сборник («Воины») второе произведения Блока, или же элементарно перепутали рассказы. Рассказ «Я знаю, как их выбирать», должен был оказаться в сборнике «Воины», а «Чистый лист», естественно, должен был войти в сборник «Смертельно опасны». То, что отец называет свою дочку Кэтрин воином, это просто случайность, такая его добавка к их игре. Если рассматривать рассказ, как психологический триллер, то это произведение мастера. Доказать, почему это так, не очень трудно, но ломиться в открытую дверь я не буду. Скажу только, что происходящее между отцом и дочерью в рассказе это не совращение в общепринятом смысле, как многие думают. Инцест — не такое уж редкое явление даже и в наши дни, не говоря уже о прошлых эпохах, но то, что описано в рассказе — редкое исключение. К сожалению, это настоящая любовь, которая бывает очень и очень разной, многоликой. Отец любил свою доченьку, и обращался с ней так, что сумел заменить ей весь мир и она полюбила его так же сильно. Будущее представлялось ей «чем-то вроде сказки, какие рассказывают малышам: про Санта-Клауса, про зубную фею и тому подобное.» Из рассказа это всё, по моему, ясно, как божий день. Почему «к сожалению»? Вспомним «Лолиту» (ну как тут её не вспомнить!). Сходство между отцом Кит и Гумбертом в том, что обоих тянет к нимфеткам, хотя неизвестно, осознаёт ли это герой рассказа так же, как герой романа Набокова, которому не пришлось, как отцу Кит, тратить массу времени на достижение своей мечты («... я полагал, что пройдут месяцы, если не годы, прежде чем я посмею открыться маленькой Долрес Гейз...»). В итоге у Набокова кончается всё плохо, но не настолько, потому что Гумберт не бросает её так, как это сделал отец Кит, — неожиданно и окончательно. И этот удар Кэтрин, которой ещё не исполнилось и восемнадцати, перенести не в силах. Что поделаешь, не читал этот человек «Маленького принца», а если и читал, то, очевидно, ни черта не усвоил. Её мир обрушился, и, оставшись в одиночестве, почти буквально «голой среди волков» (в её искажённом представлении о мире), она превращается в равнодушного и страшного мстителя. Это трагедия, основанная на жизненных реалиях. И она производила бы ещё более сильное впечатление, если бы Автор чуточку тщательнее продумал детективную составляющую рассказа. Возвращаясь к «Лолите», напомню, как сложно было Набокову найти возможность для настоящего сближения своих героев. Надо же было устроить так, чтобы мать Лолиты погибла в ДТП. А в рассказе «Он приходил к ней каждую ночь месяцами», и мать ничего не знала, ни разу не зайдя в спальню к тринадцатилетней дочке, ни разу не поинтересовавшись, где же это пропадает муж по полночи, как минимум. Это, разумеется, невозможно. А как дочери удалось ввести в заблуждение полицию, заставив её поверить, что отец застрелился, вставив дуло пистолета себе в рот? Это полная чушь, разве что он открыл рот от изумления и ужаса при виде трупа жены, а дочка воспользовалась этим моментом. Но и это чушь. Тогда как? Да никак, не до мелочей было Автору. В результате читатель может и усомниться в том, что Лоуренс Блок* — «один из королей современного детектива», да ещё и «гранд-мастер Союза американских писателей-детективистов» (или «Гроссмейстер детективных авторов Америки», как, не заботясь о грамотности, написали комментаторы сборника «Смертельно опасны».)
*) В сборнике «Смертельно опасны» он представлен, как Лоренс Блок.
Al_cluw, 7 декабря 2016 г.
Психо-эротический триллер. Если вы смотрели «8 с половиной недель» или «Основной инстинкт», то можно смело сказать — с рассказом ничего общего не найдете.
Тем не менее, мне рассказ понравился, есть в нем цепляющая мрачность, атмосфера, и отличная концовка. Мне вот интересно, когда у ГГ закончится счет, она скучать будет или начнет новую добропорядочную жизнь? И ведь неплохой фильм мог бы снять Голливуд, но рассказу не повезло — не в ту антологию его включили.
AlisterOrm, 22 июня 2017 г.
Рассказ, конечно, слабый, по крайней мере, если сравнивать с произведениями мастеров. Помнится, у Кинга был схожий рассказ о мести изнасилованной женщины: так вот, он был значительно, значительно более ярко сделан, и вживление в личность героини и её ощущение было полным. Здесь же...
С сим творением меня, правда, примирила его общая канва. Да, девушка — больная маньячка, желающая снова стать чистой и непорочной, не мечтающей в глубине души о супружеской жизни с собственным растлителем-отцом. Но она при этом — вполне рациональна, вдумчива, её картина мира мало чем в остальном отличается от обычного человека... В ужас это, конечно, не повергает — не тот у автора масштаб. Но некоторое впечатление («эк как завернул!») производит. Поэтому — чуть повыше.
visionshock, 25 февраля 2013 г.
С чего этот рассказ включили в сборник, я не понимаю. К теме антологии он подходит лишь косвенно, касаясь по большей степени этакого психологического триллера. Логика Мартина и Дозуа для меня подкачала включив этот рассказ в сборник, без него бы я думаю «Воины» ничего бы и не потеряли.
Рассказ даже не понравился, весьма средне и не интересно, одержимость девушки вернуть свою неприкосновенность с упорствующим маньячеством читается с потугами и воспринимается как брешь в антологии. Такое ощущение складывается что рассказ писала женщина, уж больно в нем женственности, причем жестокой и местами весьма неприятной. Стиль мне показался простоватым и даже немного скупым, и скучным. Сюжет полное провисание и одержимость интриги и действия, не выручают рассказ.
Слабое произведение для антологии, выбивающееся их общей картины.
Тимолеонт, 4 марта 2013 г.
Логика, по которой этот рассказ отнесён в антологию хоть и ясна, но очень спорна.
Атмосфера. С нуаром почти никогда раньше не сталкивался, но этот образец понравился. Мрачная, унылая, безнадёжная атмосфера. Циничные люди и поступки. Всё как и надо в данной ситуации. Интрига, можно сказать, ВНЕЗАПНА, и она резко заявляет о себе и делает резкие небанальные повороты минимум три раза — благодаря этому рассказ как минимум нескучен.
Возможно, я ханжа, но оценку сбавляю на два балла именно из-за перегруженности рассказа пошлыми сценами и разговорами. НЕ эротика или романтика, именно пошлость и разврат — ну не люблю я этого в такой высокой концентрации, как в «Чистом листе».
alex1970, 14 апреля 2013 г.
Стиль Блока весьма узнаваем и своеобразен. Рассказ — что-то вроде нео-нуара с тяжелыми фрейдистскими мотивами.
Логика действий этой девицы, как ни странно, тоже понятна.
Непонятно одно — что этот рассказ делает в этой антологии. При богатом воображении можно рассматривать деяния героини как некий крестовый поход (при огромных допущениях — даже с относительно благой целью), но думаю в антологии «Воины» — он — чужеродное тело
tohendiy, 4 августа 2013 г.
Девушка сражается с противниками из своей исковерканной психики. И самое главное для неё, что одерживает победы. Хотя её оппоненты и не подозревают, кто они в её глазах, шансов остаться в живых у них совсем не много. Ужас ситуации усилен ещё и тем, что проделывает все свои ужасные действия девчонка обыденно и без внутреннего надрыва. Рассказ не дурен. Правда, стоит отметить, что с общей тематикой сборника «Воины» он имеет весьма отдаленную связь.
igor_pantyuhov, 21 декабря 2012 г.
Общая черта всех маньяков заключается в том, что они кажутся совершенно нормальными. Они ничем не выделяются из толпы. А потом в один прекрасный момент мы обнаруживаем что этот милый сосед(ка) оказываются не теми за кого себя выдают. И задаешься вопросом — как же мы не замечали очевидного?
Что же рассказ довольно неплохой для своего жанра. Действительно, связь с общей тематикой антологии не выдерживает никакой критики(хоть и присутствует формально), однако не пожалел ни грамма что его прочитал. Тут есть все составляющие хорошего произведения — и мотив главной героини понятен, и смысл (пусть бредовый) но он ясен, и о ее прошлой жизни мы тоже достаточно узнаем. Все это есть. Не хватает только «остроты» момента, интриги сюжета. Оценка 9.
Mezeh, 17 мая 2010 г.
Ну а этот рассказ скорее психологическая криминальная драма. Связь его с тематикой сборника довольно слабая, но формально все же присутствует. К сожалению сказать про содержание больше без спойлера просто невозможно, но рассказ определенно неплох и готовит читателю некоторые неожиданности.