Робин Хобб «Триумф»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Карфаген. Клетка. А в ней умирающий римский консул Маркус Регулус, и если он хоть на секунду ослабит свою хватку на прутьях решетки, то острые колья вопьются в его тело и довершат начатое карфагенцами. А со стороны за этой пыткой наблюдает его самый близкий друг – Флавий, и он должен принять самое тяжелое решение в его жизни. Что объединяет этих двух друзей, таких непохожих, с разными стремлениями и идеалами? Какие приключения и опасности выпали на их долю и какие дороги привели двух друзей к такому печальному концу?
Входит в:
— антологию «Воины», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 7 июля 2024 г.
Рассказ написан в жанре исторической альтернативы.
Сюжетная основа замешана на атмосфере и реалиях Пунических войн, ожесточённых войн между римлянами и карфагенянами (пунами). История Хобб — это по-сути авторская версия гибели одного из римских военачальников, преподнесённая, на мой непросвещённый взгляд, очень здорово, прежде всего с точки зрения эмоционального воздействия на читателя. Тематика рассказа, если её правильно толковать/интерпретировать может оказывать мощнейшее воспитательное воздействие на читательские умы.
Почему? Да, потому что — это история верности, история мужества, история жертвенности. А ещё — это история о настоящей мужской дружбе и очень непростом выборе, который людям приходится делать перед лицом смерти, смерти своей и чужой.
Раскритиковать можно любой текст. Везде и всюду можно найти нюансы и детали, но главное на мой взгляд -это правильные моральные посылы. У нас сейчас находятся люди, которые находят «детали», ставящие под сомнения подвиги героев ВОВ и так далее. Но задайте себе вопрос, что главное в тексте? В чём его ГЛАВНЫЙ/ОСНОВНОЙ смысл? КАК он написан? Может тогда вы не будете писать о том, что, ха!, я не верю, что человек в клетке с отрезанными веками, может выглядеть гордо?
Сначала я подумал, что из фэнтези здесь разве что гигантская змея, но прочитав отзыв многоуважаемого Seidhe, понял, что и этот эпизод имеет под собой реальную основу, взятую из исторического источника. За это автору ставлю ещё один жирный плюс.
«Триумф» -- очень подходящая история для этой антологии. Она говорит нам, что триуфы бывают разные, в том числе жестокие и трагические, тримфы гибели, триумфы поражений. Герой получил свой триумф, правда не тот, о котором мечтал.
После прочтения вспомнились:
- кодекс японских самураев «Бусидо»: важна не сама смерть, а то как ты её встретишь;
- стрела Джона Сноу во время церемонии сожжения Манса Налётчика из ПЛИО.
Вышенаписанное из рубрики «Невольные ассоциации».
Итого: всем рекомендую эту жёсткую мужскую историю о воинах, написанную женской рукой.
Лично мне «очень зашло».
Prosto_Chitatel, 13 декабря 2023 г.
Отличная динамичная, и, в то же время, вполне управляющая движением и достаточно раскрывающая характеры героев история. Не смотря на относительно скромный «хронометраж», автор успевает все, что задумывала, и не сливает финал, как это было в двух предыдущих рассказах сборника «Воина». Параллель между непобедимой змеей, в итоге превращенной в жалкую не способную к сопротивлению мишень, и Регулусом настолько очевидна, что даже, возможно, это стоило сделать несколько тоньше, но даже в таком варианте получилось вполне достойно. Психология поступков героев вполне убедительна, настроение выдержано, атмосфера историчности — в наличии. Читать более чем интересно.
Artem_Nochkin, 23 апреля 2019 г.
Отзыв пишется непосредственно после прочтения, а потому возможны досадные *очепятки. Заранее благодарю за понимание.
И сразу, без долгих прелюдий перейдем к аннотации, которая сходу рисует нам место действия представленного рассказа: «Карфаген. Клетка. А в ней умирающий римский консул Маркус Регулус, и если он хоть на секунду ослабит свою хватку на прутьях решетки, то острые колья вопьются в его тело и довершат начатое карфагенцами. А со стороны за этой пыткой наблюдает его самый близкий друг – Флавий, и он должен принять самое тяжелое решение в его жизни. Что объединяет этих двух друзей, таких непохожих, с разными стремлениями и идеалами? Какие приключения и опасности выпали на их долю и какие дороги привели двух друзей к такому печальному концу?»
Итак, с аннотацией разобрались. Далее пройдемся по основным моментам рассказа без лишних вступлений. Скажу лишь, что ради избавления текста от ненужных ему негативных эмоций, буду краток и максимально лаконичен:
- Начинается все с избитого и униженного римского военачальника, который даже сидя в клетке, голый и с обрезанными веками (далее цитата) «по-прежнему выглядит могучим и гордым, как истинный римский воин». Даже с моей буйной фантазией тяжело представить, как морально раздавленный человек может выглядеть «могуче и гордо». Но автору, видимо, виднее...
- Далее следуя логике автора, можно сделать вывод, что римляне были просто сверхрасой. Не то что продажные спартанцы или слабые карфагеняне (далее цитата): «В конце концов, ведь не сами карфагеняне одолели консула Марка Регула — то сделал наемный полководец, некий Ксантипп, спартанец, который повел свои войска в бой не из любви к родине, а ради звонкой монеты. Карфагеняне наняли его, когда их собственный Гамилькар не оправдал надежд, которые на него возлагали»
- Большая часть представленного текста состоит из описания ощущений умирающего римлянина и выглядит это все следующим образом (далее цитата): «И этого было достаточно, чтобы шипы впились чуть глубже. Он затаил дыхание и стал ждать. Скоро они дойдут до какого-нибудь жизненно важного органа и он умрет. Но еще не сейчас. Нет еще. Еще не сейчас. Он крепче стиснул прутья клетки — или, по крайней мере, попытался их стиснуть. Его руки были прикованы выше сердца, и теперь они совсем онемели. Нет смысла цепляться за жизнь, когда тело уже разрушено. В нем столько всего было сломано, что Регул уже не взялся бы перечислить. Он не помнил, в какой момент внезапно осознал, что они не остановятся. Разумеется, он это знал еще до того, как все началось. Ему это обещали»
- Автор поражает неожиданными поворотами! Пока Регул сидел в плену, его тюремщики предложили просто «гениальный» договор, по условию которого (внимание!) они за «просто так» его отпускают, но Регул в обмен на свободу должен идти к своим и уговорить их сдать родной город. В случае неудачи — римлянин должен вернуться к своим мучителям и позволить палачам продолжить пытки. Итак, знатоки, внимание вопрос! Первое: зачем пытаться уломать своих на капитуляцию, если ты таки попал в неприступный город? И второе: если не получилось склонить своих к предательству, то тогда для чего тащиться обратно к врагу?
- Далее следует еще «немного» мучений главного героя. Автор отчего-то решил, что читать это будет очень увлекательно и ради объема решил растянуть эти «впечатляющие» моменты на всю книгу (далее цитата): «Но сейчас он приказывал своему телу не кричать, а оно не повиновалось. Оно кричало, кричало, как будто это могло каким-то образом помочь унять боль. Это не помогало. А потом, в какой-то решающий момент, когда они испортили столько частей его тела, что он потерял им счет, когда в нем на самом деле не осталось ничего целого, даже тело поняло, что он умрет»
- И чтобы вы осознали насколько их много и насколько они неуместны — еще немного мучений глав.героя (далее цитата): «Даже если под воротами прямо сейчас каким-то чудом появится римский легион, Марк все равно умрет. Его руки и ступни приобрели синюшный оттенок, говорящий о том, что кровь перестает струиться по жилам. В результате усилий палачей все его тело — лицо, грудь, бедра — было расчерчено потеками бурой запекшейся крови»
- Все это «великолепие авторской фантазии» время от времени разбавляется краткими флешбеками, где автор раз за разом превозносит главных героев над всеми остальными персонажами.
Вместо итога:
1. Ничего гениального/ прорывного/ выдающегося не замечено. С чего такому слабому произведению ставят такие высокие баллы? Непонятно.
2. Где там был представлен «образ настоящего воина»? И где нашли «психологически достоверные портреты героев». Неясно.
3. К чему была вся шумиха вокруг данного произведения? Покрыто густым мраком тайны.
Seidhe, 13 февраля 2017 г.
С творчеством Робин Хобб у меня как-то не задалось. В студенческие годы, когда я читал всё что угодно, подходящее под определение «fantasy и около него», брался я читать «Сагу о живых кораблях» в серии «Меч и магия». Не могу сказать, что мне не понравилось, но прочитав полтора толстенных тома и осознав, что до конца истории ещё два с половиной таких же...
Это я всё к чему? К тому, что пишет Хобб хорошо, но очень уж длинно. А вот короткий рассказ «Триумф» ей однозначно удался! В нём есть именно то, за что любят и ценят Хобб — психологически достоверные портреты героев. В центре повествования — пленённый карфагенянами и умирающий в клетке римский консул Марк Атилий Регул. Фигура достаточно известная, по крайней мере для тех, кто интересуется историей вообще и историей Древнего Рима в частности. Не стану пересказывать биографию Регула — желающие могут обратиться хотя бы к той же Википедии — скажу лишь, что стремления, мечты и поступки его получились у Хобб весьма убедительными. Как и второго главного героя — друга детства и соратника Регула, простого воина Флавия, также проведшего в плену у карфагенян несколько лет. Ещё больше понравилось, как точными штрихами нарисовала автор само устройство тогдашней молодой Римской республики, когда даже самые прославленные триумфаторы были прежде всего землевладельцами, а войска набирались на общих смотрах. Ну и совсем уж шикарным получилась история о клятвах, которые были даны главными героями и которые обоим удалось исполнить. Вот только какой ценой...
Одним словом — шикарный рассказ. Рекомендую. Вот если бы Хобб писала больше повестей и рассказов — цены б ей не было!
P.S. Необходимо предупредить: никакой «альтернативной истории» в рассказе нет и в помине — рассказ точно следует историческим событиям. Появление же в тексте фантастического элемента — не более чем римская легенда, известная по многим источникам. Цитирую по: Штолль Г. В. «История Древнего Рима в биографиях» (Пер. с нем. Я. Г. Гуревича):
AlisterOrm, 21 июня 2017 г.
Нет, когда Робин Хобб не нужно расписывать на полторы тысячи страниц страдания и стенания юного мимимишного наркомана, её творчество заметно... «полнеет», скажем так. Особенно в малой форме, где нужно чётко понимать, что ты хочешь от рассказа, и какими словами ты об этом расскажешь.
Воинская честь, слава... Триумф. Римляне, разбивавшие в мелких стычках италиков и галлов, всё-таки добрались до Карфагена. Чем это кончилось в первый раз мы помним. Консул Марк Атилий Регул дерзнул высадится на берегах Африки, и дал бой проклятым пуникам... И в итоге проиграл. Взятый в плен, он вернулся в Рим послом Карфагена, они пожелали договорится об обмене пленниками. Но сам же Регул отговорил Сенат это предложение, и, согласно клятве, вернулся в Карфаген, где был предан мучительной смерти.
Версий о гибели доблестного полководца античные авторы оставили великое множество, и Робин Хобб просто добавила ещё одну, ничуть не хуже других. Дело не в этом. Как и для Цицерона, и для Ливия, и полибия, Регул остаётся примером чести, отваги и стойкости, верности своему Городу и своим соотечественникам. Регул настоящий воин — и его триумф произошёл не на колеснице меж семи холмов, а в пыточной клетке, где он так и не преклонил колени, зверски замученный своими палачами.
Да, фигура Регула вызывала споры уже в античности, но не стоит забывать о том, что Робин Хобб хотела лишь показать нам образ настоящего воина — истинного сына своего Города, как он искренне считал, центра всей Ойкумены.
А Карфаген... Ceterum censeo Carthaginem delendam esse...(С)
primorec, 5 апреля 2013 г.
Консул Маркус Регулус всю свою жизнь мечтал о триумфе: проехать на колеснице, запряженной белыми конями, по улицам Рима. Чтобы развивалась пурпурная мантия, а ликующая толпа передавала из уст в уста рассказы о его подвигах, о славных победах над извечным врагом — Карфагеном.
Но мечте не суждено было сбыться: вместо великолепной колесницы — клетка для умирающего пленника, вместо пурпурной мантии — кровавый пот, вместо ликующих соотечественников — толпа, жадно ловящая невольные стоны и наслаждающаяся страданиями ненавистного римлянина. И только одни глаза следят с пониманием и состраданием — глаза давнего друга и боевого товарища Флавия – беглого раба, вынужденного молча наблюдать за страданиями товарища и командира.
Хороший рассказ, умело сочетающий исторические события и фантазию. В нем все оказалось сбалансировано: исторические факты, отправляющие к Пуническим войнам, драматическая история консула и его друга-солдата и любимая Хобб тема про драконов. Вместе все выглядит так достоверно, что невольно веришь в происходящее. При этом все подано исключительно лаконично, без лишней сентиментальности и пространственных описаний. И все это значительно подняло творчество Хобб в моих глазах. Смогла автор показать, что может писать не только длинные и слезливые саги, а мастерски владеет словом и разнообразными литературными приемами.
А что до триумфа, то он все же состоялся. И не только для Маркуса Регулуса, который смог подняться над своими врагами, но и его друга Флавия, который поборол свои страхи и невзгоды. Такая особенная победа не только над врагами, но и своими слабостями, над самой судьбой — настоящий Триумф Человека.
aiva79, 23 февраля 2017 г.
Не смогу я написать полноценный отзыв на этот рассказ, совершенно не моя тема. Это как описать к примеру тасманского дьявола... ну животное, ну обитает в Тасмании, ну в мультике видела, на том все...). Рассказ тем не менее мне понравился, хотя это не находка автора, а простой пересказ одного из преданий, в который добавлены новые герои:
Я не критикую автора, действительно тяжело придумать что-либо новое не только в музыке, но и в литературе, сама же я не целенаправленно нарыла эту инфу в инете, дабы указать на плагиат, а просто долгое время интересовалась историей Туниса и считаю во многом эту страну восхитительной, вот и вспомнилось когда-то где-то уже прочитанное и/или рассказанное.
Что касается истории, а не легенд, то Карфаген (город-государство) в описываемые в рассказе времена был совершенно прогрессивной, совершенно развитой и во многом менее кровожадной, чем Рим, Империей. Кроме того, Карфаген основанный амбициозными переселенцами ищущими свободы, новой жизни и богатства являлся во многом древнем прототипом некоторых нынешних «империй». Естественно Рим не мог потерпеть рядом такого соседа и возникшее в те времена крылатое выражение «Карфаген должен быть разрушен» как нельзя лучше отражает безапелляционный тон и настроение тогдашнего римского общества.
В общем как-то так... у меня получился небольшой экскурс в историю, а не рассуждения о самом прочитанном произведении.
В заключение отмечу, что я осталась довольна рекомендацией и не только потому, что пришлось вспомнить историю, но и потому что рассказ является частью антологии «Воины», в которой для себя я нашла еще пару-тройку любопытных рассказов
visionshock, 21 февраля 2013 г.
Третий рассказ из антологии «Воины» оказался на голову выше двух предыдущих, почти значительно превосходя их. Ранее из творчества Робина Хобба я пятилетней давностью прочитал «Миссию Шута», но роман не пришелся мне так по вкусу, как это рассказ. Произведение для антологии у Хобб получилось шикарное, не скучное, яркое и очень хорошо выписанное.
Действие просходит в альтернативном прошлом где римляне идут с войной на Карфаген, и по дороге встречаются с настоящим речным монстром. Два друга, находящихся на разных социальных ступенях. История завораживает, то перенося нас в клетку к Регулусу, то к блуждающему Флавию, и основная часть происходит до поражения. Там и развивается стремительно действие. Мы наблюдаем мощную картину выживания против живой мощи неизвестной природы для римской армии, и все это действительно накалено и выковано до предела в экстремальных особо условиях. Автор по своему обыкновению очень хорошо расписал психологичность героев и действий, из за чего все более живое и кажется оттого более хрупким и человечным. Учитывая с каким профессионализмом и любовью это Хобб описывает, то от рассказа получаешь двойное удовольствие. Да и уложилась она вполне в рамки короткого жанра, передав все что возможно максимально в нужных дозах все составляющие хорошего произведения.
Пожалуй рассказ получился очень хорошим и живым, в персонажей веришь, впрочем как и вовсе происходящее, кажется словно все это уже где-то происходило. Рассказ о настоящих воинах, погибших, сражающихся, мертвых и даже близких к смерти. А еще он о дружбе и что такое дружба и чего она стоит, о том как один друг спас другого от терзаний. Грустный и в тоже время мощный рассказ от одного из ведущих авторов фэнтези за рубежом, и это только радует.
Отличное, почти шикарное произведение в антологии Мартина и Дозуа «Воины», достойное высших похвал.
Al_cluw, 2 декабря 2016 г.
Мое знакомство с автором. До этого у Хобб ничего читать не приходилось. Рассказ хорош, очень понравился. Сама история была интересна — непобедимые римляне потерпели поражение от кучки варваров. Моих познаний в истории на верность/фантастичность этого допущения явно недостаточно. Поэтому принимаю события данного рассказа как настоящая фантастика/фэнтези. И мне здесь всего хватило, в том числе и ящера, напавшего на римское войско. То, что это был дракон, до меня во время чтения так и не дошло. В меру жестко, и оправдывает серию ЧФ.
Илориан, 9 сентября 2014 г.
Конечно, если рассматривать рассказ, как стилизацию под историю и подвиги древних римлян, то он удачен. Правильно передан дух эпохи, да и герои показательны.
Но, говоря, о впечатлениях вцелом — то это рассказ ради рассказа. Автору и писать-то нечего: всё сказано уже в первых абзацах, концовка предрешена, приключения персонажей очень предсказуемы и очевидны с начальних строчек. Разве что понравится тем, кто любит как-бы купаться в ауре повествования, читать ради самого процесса. Но я всё же считаю, что главная цель литературы — суметь «зацепить». А тут «крючков» то и нет вовсе.
Тимолеонт, 3 марта 2013 г.
И опять почти строго исторический рассказ! Это очень радует. Так, как повествование о довольно давних временах, Первой Пунической Войне, о которой сохранилось не так уж много сведений, то все мелкие неточности, вроде обстоятельств смерти Регулуса, не относят рассказ к жанру «альтернативной истории». Вообще не понял, почему его отнесли в этот раздел. Гигантская змея приносит скорее элемент легендарности, а не альтернативной истории.
Описывается история героя Первой войны с Карфагеном — Маркуса Регулуса. После войны в Сицилии он возглавил дерзкую атаку на Карфаген на его собственной территории. После нескольких блестящих побед, из-за отзыва половины войска обратно в Италию, Регулус был разбит. Последующие события, минимум на половину гипотетические и мало чем подтверждённые, и описываются в «Триумфе».
Точно описаны нравы римлян, образ их мышления. Два главных героя — «типичные» для того времени римляне. Через их мысли и историю неплохо передано мировоззрение граждан Рима, с их патриотизмом, воинственностью и жаждой славы. И Регулус, и Флавий, получают свой триумф, хоть и украшенный иронией судьбы. Регулус умирает несломленным, как истинный потомок Ромула, Флафий же исполнил свой последний долг друга и продолжил идти своим путём, лишившись влияния товарища и очистив совесть.
Mezeh, 17 мая 2010 г.
От Хобб можно было бы ожидать рассказа об одном из ее миров, как это было например в Легендах2, где ее расказ был прелюдией к «Живым кораблям». Однако это не так, действие «Триумфа» происходит на Земле в альтернативном прошлом во Первой Пунической Войны. Рассказывается же там о войне, о дружбе, о людях в экстремальных ситуациях и в ситуациях далеко за пределами экстремальных. О жизни и смерти. По жанру рассказ мог бы быть отнесен к альтернативной истории, но присуствие там фантастического животного делает его все же скорее фэнтази. Впрочем это совершенно неважно.
P.S. Да, в основу рассказа положена римская легенда, которая скорее всего не соответствует действительности, а герой рассказа умер в плену своей собственной смертью.
igor_pantyuhov, 10 декабря 2012 г.
Как же я соскучился по Хобб. После длительной разлуки, наконец-то мы встретились. Конечно, несколько настораживал тот факт, что рассказ довольно маленький по объему, так как я привык читать у нее длинные(очень длинные) романы. Но в итоге оказалось, зря сомневался. Вышло на ура. Мир достаточно проработан для столь малого произведения да и герои получились живыми и яркими. Плюс мы очень много узнаем о жизни и устремлениях двух соратников. Да, Хобб все та же. Даже в случае с драконьим зубом, она заставила меня поволноваться, в том смысле что я задавался вопросом — а откуда он вообще взялся? И этим, и не только этим, она заставляла меня читать до конца. Теперь хотелось бы обратить внимание на название рассказа. Мне кажется, слово триумф тут надо толковать в двух смыслах. 1. Триумф — как неудавшаяся компания по завоеванию Карфагена. Как символ проигранной битвы и несбывшихся надежд. 2. Триумф — как знак того, что карфагенянам не удалось сломить дух одного, а скорее всего и второго главного героя. В некотором роде, они вышли победителями из ситуации, в которой невозможно победить. Оценка 10.