Александр Пушкин «Дорожные жалобы»
Датируется 1829 г.; предположительно, второй половиной сентября—началом ноября. Окончательная обработка в рукописи датируется, согласно помете на ней, 4 октября, вероятно, 1830 г.
Напечатано Пушкиным впервые в „Северных Цветах на 1832 год», СПб., 1831, стр. 47—48 отдела „Поэзия», без подписи.
Входит в:
— антологию «Авторская песня», 2002 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 21 июля 2020 г.
Тяжело было быть путешественником до изобретения паровоза, поскольку любое передвижение по грунтовым дорогам по умолчанию предполагало суровые испытания. И если в Европе плохие дороги компенсировались их относительной краткостью, то на необъятных просторах Российской Империи транспортные тяготы представали перед путниками во всей своей грандиозности.
Это не означает, что люди никуда не ездили. Конечно ездили. Но какой ценой! Бесконечная тряска, жуткие ухабы, грязь, скудное питание на постоялых дворах и вечные склоки с сотрудниками почтовых станций. Добавьте сюда угрозу поломки кареты, вероятность болезней или травм лошадей, несчетные случаи, возможность быть ограбленным и вы получите полный букет дорожных удовольствий.
Обо всём об этом Пушкин написал с иронией и задором. Но не смотря на всю лёгкость и ироничность в стихотворении нет даже намёка на оптимизм, ибо какая может быть надежда на лучшее будущее посреди бесконечного и неизбывного дорожного ужаса?
Александр Сергеевич совсем немного не дожил до открытия Царскосельской железной дороги. Уверен, что проживи поэт ещё немного и русская литература обогатилась бы несколькими восторженными стихами о новом виде транспорта, ведь Пушкин в полной мере оценил бы возможность добраться из пункта А в пункт Б не прилагая со своей стороны ни малейших усилий.