Георгий Бовин «Дети Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Венера )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Научно-фантастическая повесть, написанная в 1950-е годы, рассказывает об экспедиции советского космического корабля оригинальной конструкции (гибрида ракеты и вертолёта) на Венеру. Единственное фантастическое произведение автора, инженера-конструктора по основной профессии. Одной из отличительных особенностей книги является то, что все описываемые в ней астрономические явления, даты, положения звёзд и планет достоверны.
Входит в:
— антологию «Дети Земли», 2017 г.
— антологию «Моряки Вселенной», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гуларян Артем, 27 февраля 2013 г.
«Заправлены ракеты конечно не водою...» (с)
Помнится, в детстве книга произвела на меня огромное впечатление. Во-первых, достоверные карты с положением планет, курсом перелёта, астрономическими данными. Но в ТО время это воспринималось, как само собой разумеющееся, вся фантастика была научной... И, разумеется, на этом фоне верилось, что наши корабли будут летать на урановых котлах с чудесными свойствами. И как летать!
При этом автор не зануден. Кроме достоверных описаний техники и опасных приключений на Венере и в Космосе (экипаж таки потерял одного человека и еще один вернулся на Землю инвалидом) он вводит в сюжет вполне человеческую коллизию поиска потерянными родственниками друг друга. Ну и разумеется, потерявшиеся во время войны отец и дочь оказываются вместе на одном корабле. Как же без этого.
Очень патетично описана реакция мира на сообщение ТАСС о старте «Урана».
Эх! Если бы хоть половина современных авторов писала на таком уровне....
komons, 27 февраля 2013 г.
К тому времени, как книга попала в мои руки в далёком детстве (году в 76-м, наверное), мною уже были прочитаны мартыновские «Звездоплаватели», «Страна багровых туч» Стругацких и «Аргонавты Вселенной» Владко, и что уж тут говорить, даже тогда они показались мне гораздо интереснее «Детей Земли». При этом все книги были издания 1958-60гг., т.е. между первым спутником и Гагариным, это я понял уже позже, тогда на такие вещи внимания не обращал. Бовин работал над своей повестью слишком долго, первая часть «Звездоплавателей» («220 дней на звездолёте») вышла пятью годами раньше. И мне показалось, увы, что у Бовина очень много заимствований из Мартынова и Владко: главные конструкторы, набирающие экипаж и возглавляющие полёт, поиск и выбор кинооператора-фотографа в начале истории, схожие типажи и характеры героев (а уж сверхмечтательная Галя у Владко и Галя «Та, что грезит» у Бовина — это вообще почти один персонаж :), структура самого повествования (про маршрут полётов и не говорю — тогда вообще все летели на таинственную Венеру), привязки к греческим мифам и т.д. и т.п.
Тем не менее, книга читалась легко и увлекательно, этого у неё не отнять, были интересные технические детали, были и явные технические глупости: помню, что тогда мне показалась очень странной и непонятной с самого начала конструкция кабины на тросах, неудивительно, что у экипажа возникли огромные проблемы с ней, и уж совсем смешна залежь магнитного желязняка на Венере, притягивающая звездолёт с такой силой, что маршевые двигатели еле справились.
«Индийские» родственные мотивы («я твой папа, дочка») почему-то не напрягли, а вот геройский профессор, затыкающий собой дырку в корпусе уж слишком ожидаем-предсказуем.
Скажу ещё про одну особенность произведения: советские звездолётчики-коммунисты всю дорогу непрерывно и наизусть цитируют древние тексты — греческие, египетские и библейские. Даже первичный набор экипажа (пусть и в шутку) проходит под «огненные» (в прямом смысле) буквы, складывающиееся в «Мене, Текел, Фарес», все читают их хором — это что-то! А названия глав ласкали слух (в эпоху соцреализма и строго научной фантастики): Уран, В мире чудес, Покрывало Венеры, Заживо погребённые, Между Сциллой и Харибдой, Посланец Персея...
Эпиграф же к последней главе (В.Сикорского) может служить посвящением и автору:
«Мне не надо, чтоб меня вы помнили,
Слава мимолетна, как гроза.
Хочется мне только, чтоб вы подняли
К звёздам посветлевшие глаза.»