Роберт Силверберг «Царь Гильгамеш»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Народов Междуречья ) | Психологическое | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Тот, кто позднее стал известен как Гильгамеш, был сыном Лугальбанды, царя Урука. Но после смерти Лугальбанды он был еще слишком мал, чтоб стать следующим царем, и на трон взошел Думузи. Гильгамеш взрослел и становился все опаснее для царя, так что ему пришлось бежать, чтоб не стать жертвой царских убийц. Так начался путь величайшего героя шумерских легенд...
Входит в:
— цикл «Гильгамеш»
Номинации на премии:
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2009 // Книга фэнтези (США) |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Бурцев (1), И. Фудим (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 24 июня 2016 г.
Единственный недостаток этого крепкого исторического романа — его литературная анахроничность. В 1984 году такие романы уже не писали, потому что это никому не было нужно, эта манера безнадёжно устарела.
Подобные размеренные, уравновешенно философствующие исторические романы были популярны в конце XIX века и в начале ХХ века — «Фараон» Болеслава Пруса, «Воскресшие боги» Мережковского, «Камо грядеши» Сенкевича, «Испанская баллада» Фейхтвангера, «Псоглавцы» Алоиза Ирасека и так далее и тому подобное. Но в середине ХХ века Томас Манн своими романами «Иосиф и его братья» и «Избранник» полностью закрыл этот стиль. После него описывать в неторопливом ритме древние царства и полузабытые королевства стало невозможно. Любая попытка выглядела бы дешёвым эпигонством. А в 1980 году Умберто Эко радикально обновил жанр, и историческая романистика вышла на новый виток. Но Силверберг почему-то сделал вид, что ничего не знает о состоянии литературы на 1984 год и, как ни в чём ни бывало, эпически раздумчиво описал жизнь доисторического героя, Гильгамеша, будто на дворе стоит 1884 год.
В рамках избранного стиля всё очень хорошо. Я сам люблю время от времени достать с полки «В поисках Великого Хана» Бласко Ибаньеса или «Нитокрис» Хайнца Вельтена. Мне нравятся вышедшие из моды книги. Но нафига современному писателю, прошедшему «новую волну» и «глянцевый постмодернизм», писать в запылённой манере когда-то популярных, ныне забытых беллетристов?
Phil J. Fray1986, 3 февраля 2015 г.
Этот исторический роман реалистически интерпретирует эпос о Гильгамеше, основываясь на научных данных (о чём автор сказал в послесловии). Несомненным плюсом, как уже отметил bvelvet 2010-01-28, является убедительно достоверная психика Гильгамеша-«мемуариста» — одной из её главных черт является типичное магическое мышление, но с долей скептицизма. Так же хорошо подаются все мифические события — с косвенными (но достаточно прозрачными) намеками на реальность, «пропущенными» через мировоззрение героя, т.е. автор действует одним из методов, которыми должны пользоваться писатели настоящей научной фантастики, а не рыночные эпигоны и графоманы, потрафляющие примитивизму. Получился хороший портрет исторического правителя, который мог уверенно заявить: «Я царь, я бог, я человек!»
bvelvet, 28 января 2010 г.
Роман на первом, так сказать, уровне представляет собой полный пересказ сохранившихся мифов о Гильгамеше с некоторыми дополнениями. Но этим Силверберг не ограничивается. Его книжка — не про шумеров, а про людей вообще. Писатель не придумывает объяснений мифическим персонажам и не рассказывает, «как все было на самом деле». Задача большого и неглупого романа — в другом. Это книга об обретении Смысла, которого в жизни всегда не хватает. И со своей задачей Силверберг, по-моему, справляется. Конечно, в простоте мифа есть своя прелесть. Но есть она и в сложной, психологически убедительной картине мира. Впечатляет.
rakinfant, 12 февраля 2012 г.
Попытка научно-фантастически интерпретировать сказочный древнешумерский эпос о царе Гильгамеше.
Гильгамеш, царь Урука, растёт в убеждении, что он полубог.
Это обязывает его заниматься героическими свершениями.
Всё удаётся ему, женщины рады подарить ему свою любовь,
в путешествиях он добывает себе славу, побеждая врагов.
Преисполненный сознанием своего всемогущества,
Гильгамеш пытается победить даже свою смерть!
Герой-супермэн в сочетании с антуражем древнего мира делает книгу похожей на фэнтези.
Но местами скучновато.
exord, 25 апреля 2008 г.
Добротный роман, но скучный. Впрочем, читать что-либо о шумерах и их культуре всегда было интересно.
Cancel, 11 апреля 2007 г.
Как я понимаю, эта книга является переработкой шумерских мифов о Гильгамеше. Роман мне не понравился. Я его дочитал, да. Но перечитывать больше никогда не собираюсь.
Жанр романа определить сложно, фактически — это обычный миф. Познавательно, но действительно скучно.
Nog, 14 марта 2007 г.
Впечатления остались странные. Во время чтения было, признаюсь, довольно скучно. А сейчас то и дело вспоминаются те или иные интересные моменты. Рекомендовать книгу я бы не стал, но тем, кто интересуется мифологической фантастикой, попробовать этот роман все же можно.