Роберт Блох «Son of Rasputin»
За пару десятков лет до основных событий провинциальный американский музей приобрёл у советского правительства ценную икону с ликом Василия Блаженного. Теперь к директору-хранителю заявляется громадного роста бородатый русский и требует отдать ему раритет, который в действительности являлся собственностью Григория Распутина, а сам посетитель – его родной сын и наследник. Новоприбывший обладает глубоким пугающим гипнотическим взглядом и грозится предъявить хранителю и его помощникам ещё одно доказательство своей личности, но такое, которому они совсем не обрадуются…
«Mammoth Mystery», February 1945
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 9 октября 2021 г.
Ну, и наворотил делов старина-Блох! Какой же на диво гадостный и бредовенький рассказ он создал… И ведь какой момент для этого выбрал?! В то самое время, когда героическая Красная армия* вела свой освободительный поход в Восточной Европе, умнейший и талантливый писатель-фантаст, ещё совсем недавно восторженно упоминавший о достижениях советских учёных**, рисует перед читателями образ безумного русского «экспериментатора», во главе стаи волков-оборотней терроризирующего американских граждан.
(хорошо хоть, обошлось без анекдотических медведей с балалайками, хотя, собственно говоря, «мишка» — зверь куда более опасный из-за непредсказуемости своего поведения!)
Завязка сюжета: за пару десятков лет до основных событий провинциальный американский музей приобрёл (якобы!) у советского правительства ценную икону с ликом Василия Блаженного. Теперь к директору-хранителю заявляется громадного роста бородатый русский и требует отдать ему раритет, который в действительности являлся собственностью Григория Распутина, а сам посетитель – его родной сын и наследник. Новоприбывший обладает глубоким пугающим гипнотическим взглядом и грозится предъявить хранителю и его помощникам ещё одно доказательство своей личности, но такое, которому они совсем не обрадуются…
Основная интрига производит впечатление «чёрной» комедии, не смешной и глуповато-непритязательной. Изначальная атмосфера триллера-ужастика и сильнейший налёт мистики ближе к финалу окончательно развеиваются, хотя и не до конца…
Субъективно обратил особое внимание на обстоятельства приобретения заштатным американским музеем раритетной иконы. Конечно, из истории первой половины прошлого века нам известно, что во время массового голода в СССР 30-х гг. (да и в первые годы после революции!) советское правительство действительно торговало ценными предметами изобразительного, ювелирного искусства и религиозного культа в обмен на поставки зерна и промышленного оборудования. Но равновероятно и то, что пресловутая икона была похищена в ходе массовых грабительских рейдов, которыми охотно занимались американские и всякие другие интервенты на территории нашей страны во время Гражданской войны. Очень ёмко и хлёстко описал это, к примеру, «собрат» Блоха по писательскому цеху (и такой же полноценный американец!) Дональд Уэстлейк в своём романе «Что смешного? / «What's So Funny?» в 2007 г.
Такие вот дела!
_________________________________________________________
* между прочим, — армия государства, находящегося с США в тот момент в единой антигитлеровской коалиции (намеренно не употребляю термин «союзники», поскольку только мы их таковыми считали, а они нас – НЕТ);
** см. рассказы «Тело и разум» (1939) и «Последний смех» (1941)