Ричард Чизмар, Стивен Кинг «Последнее дело Гвенди»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (На орбите Земли )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Готовясь разменять седьмой десяток лет, главная героиня цикла успела отбыть пару депутатских сроков в Конгрессе и добиться значительных успехов как автор остросюжетных романов. Приверженность антитрампистской линии демпартии США понуждает её выставить свою кандидатуру на выборах в Сенат (и впоследствии победить с минимальным преимуществом!). Тогда-то в её жизни вновь появляется загадочный мистер Фаррис с просьбой в очередной, уже третий, раз стать хранительницей мощного магического артефакта – шкатулки-пульта огромной деструктивной силы глобального масштаба…
Входит в:
— условный цикл «Касл-Рок» > цикл «Гвенди»
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2023 // Роман ужасов |
- /языки:
- русский (1), английский (1), венгерский (2)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Г. Вертхеймер (2), Т. Покидаева (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 17 сентября 2022 г.
Пожалуй, было бы куда логичнее приурочить этот отзыв к очередной годовщине СК, каковое событие будет отмечаться на следующей недельке, но крайне русофобская позиция, занятая бывшим «Королём ужасов» после 24 февраля с.г. мало стимулирует желание праздновать или же хоть как-то участвовать в чествовании когда-то любимого автора…
Вместе с тем, ладно бы данная мистико-фантастическая повесть, венчающая соавторский цикл о Гвенди Питерсон и магической шкатулке-пульте, оказалась хоть слегка приближенной к статусу маленького шедевра, так ведь нет – сугубо литературные достоинства этой «вещицы» крайне мало впечатляют (хе-хе!), а кое-какой весомый компонент и вовсе способен привести в бешенство многих потенциальных читателей, даже и не относящихся к фанатам кинговского творчества! Но, обо всём по порядку…
Завязка сюжета: готовясь разменять седьмой десяток лет, главная героиня цикла успела отбыть пару депутатских сроков в Конгрессе и добиться значительных успехов как автор остросюжетных романов. Приверженность антитрампистской линии демпартии США понуждает её выставить свою кандидатуру на выборах в Сенат (и впоследствии победить с минимальным преимуществом!). Тогда-то в её жизни вновь появляется загадочный мистер Фаррис с просьбой в очередной, уже третий, раз стать хранительницей мощного магического артефакта – шкатулки-пульта огромной деструктивной силы глобального масштаба…
Насколько догадываюсь, соавторский вклад Р.Чизмара <в основном> ограничился традиционным для него нудно-бытоописательским нарративом, посвящённым переживаниям центрального персонажа во время подготовки к старту космического корабля и первых минут полёта. Сие пресное чтиво занимает добрый десяток страниц (более 1/6 части от общего объёма!) в начале повести.
На заре космонавтики все эти «сопли» и описание протокольного предстартового/стартового алгоритма действий наверняка могли бы взволновать и увлечь читателя, но СЕГОДНЯ (!!) повергают лишь в скуку и вызывают немалое раздражение!..
Не исключено, впрочем, что многочисленные отсылки к кинговской «вселенной Тёмной башни» — как никогда обильные именно здесь (после 18-летнего периода полузабвения с момента завершения основной саги!*) – также принадлежат перу Чизмара… Нечто подобное уже имело место в предыдущей серии трилогии о Гвенди, написанной практически без участия СК**. Но субъективная интуиция бурно протестует против такого допущения: больно уж органично и ненавязчиво эти «вставки» включены в общую ткань повествования. Вроде, не характерно сие для РЧ!.. Неужели он чему-то смог научиться за минувшие 5 лет***, ха-ха-ха?
Так, помимо вышеупомянутого Фарриса/Флэгга/Фаннина/Броудклока, неканоническая трактовка образа которого вновь произвела скорее негативное впечатление, имеем яркие, прям-таки бросающиеся в глаза знакомые наименования — «ТЕТ корпорейшн» и «СОМБРА корпорейшн»; вновь злодействуют на страницах произведения «низкие люди в жёлтых плащах» /тахины/; ну, а фразочки типа «<…> но Башня крепкА» © или «Правь, Дискордия!» © и вовсе не нуждаются в выстраивании какого-либо дополнительного каскада аргументов…
И, наконец, самое главное! Также, как 4 годика назад уважаемый до тех пор Фредерик Форсайт, находясь на пороге своего 80-летия, не вполне осознанно (как полагаю!) показал всем-всем-всем мерзость своего русофобского нутра****, теперь уже престарелый Стивен Кинг открыто продемонстрировал ту, присущую среднестатистическому массовому америкосу — независимо от возраста и уровня образования — крайнее пренебрежение к инокультурным ценностям в комплекте с инфантильно-детской жестокостью.
Речь веду об одном из эпизодов, когда главная героиня, стремясь заручиться поддержкой своей влиятельной подруги — зам. директора ЦРУ — вынуждена была продемонстрировать ей опасную мощь шкатулки-пульта. Для этих целей она <буквально> нажатием одной кнопки разрушила
До сих пор трясёт от бешенства по поводу ИМЕННО ЭТОГО выбора!! Мерзавке даже в голову не пришло подвергнуть разрушению какой-нибудь памятник на территории США!! Вполне для этих целей (с учётом подчёркиваемых в тексте обстоятельств пост-ковидного режима и «нулевой» вероятности возможных человеческих жертв) подошёл бы, к примеру, мемориальный комплекс на горе Рашмор или ещё что-нибудь подобное!.. Но выбран был именно объект на ЧУЖОЙ территории, причём — с полным игнорированием МИРОВОЙ историко-культурной ценности...
Форменное скотство!! (по-другому никак и не скажешь...)
—-------------------------------------------------------------------------------------------------
* если, конечно, оставить за скобками небольшой приквеловский роман 2012 г. «Ветер сквозь замочную скважину / The Wind Through the Keyhole»;
** тот лишь написал предисловие;
*** имеется в виду начало соавторской деятельности;
**** если кому интересно, см. отзыв-рецензию на последний/крайний роман этого автора «Лис / The Fox» (2018): https://fantlab.ru/work1269703
Salafan, 12 февраля 2025 г.
Приветствую, друзья!
Вроде бы книга вышла довольно давно, но руки у меня дошли до нее только сейчас. Очень не хотелось прощаться с Гвенди, да и упомянутый ранее нечитун нарушил планы. И вот после того как перевёрнута последняя страница, а на щеке блестит скупая мужская слеза, могу сказать, что если бы я сейчас читал всю трилогию залпом, то «Последнее дело Гвенди», пожалуй было бы самым слабым произведением Кинга. Если судить по расставленным оценкам, то по сути так и получилось. Но об этом дальше.
«Но ведь мир безумен. Достаточно включить телевизор и посмотреть новости, чтобы в этом убедиться.»
Если я тянул с прочтением достаточно долго, то в жизни Гвенди Питерсон прошло порядочное количество времени. За это время она успела стать успешным писателем, повторно выиграть выборы в сенат и внезапно! отправиться в обозримом будущем в космос. И вот однажды ночью к 64-летней Гвенди заявляется наш старый знакомый Ричард Фаррис ( он же человек в черном ) с тем чертовым пультом управления, который за все время сменил столько Хранителей и набрал такую мощь, что его влиянию сопротивляться почти невозможно. Собственно, несколько людей в этом убедились. После недолгой беседы, Фаррис передает ей пульт управления с просьбой, что бы она от него избавилась. Так как только она может противиться его влиянию, поскольку пульт был, по сути, ее спутником по жизни. Это можно сделать лишь только в одном месте. И Гвенди, скрипя сердцем соглашается. Мол, если не она, то кто?! Проходит шесть лет упорной подготовки к покорению космического пространства. Уже вот вот Гвенди выполнит миссию, однако есть одно «но», которое может зарубить на корню ее дело. Плюс к этому есть некто, кто хочет заполучить это устройство.
«Люди всеми силами отворачиваются от правды. Кто-то должен возвысить голос и ткнуть их носом в те вещи, в которые им удобнее и проще не верить.»
Сама по себе история хороша, но только сильно затянута. Все эти описания предвыборной кампании в сенат навевают скуку. Если б можно было ужать все эти ненужные подробности на треть, а то больше, то сюжет ни в чем не потерял бы, а скорее наоборот. Вся мистическая составляющая смотрелась ярче и интереснее. А то порой выходит так, что просто начинаешь читать по диагонали, лишь бы добраться до со самого вкусного. Развязки. Она тут на редкость шикарна. Как по мне, только за это можно простить подобную затянутость. Может быть, писал ее Чизмар. Если же это Кинг, то снимаю воображаемую шляпу. Так мощно и красиво завершить трилогию — это достойно похвалы.
«Людям не нужен пульт управления, чтобы творить беспредел».
В принципе, если говорить о трилогии в целом, то можно читать только эту часть. Сюжетно, потеряете немного, несколько отсылок к предыдущим частям. Но вот не будет привязанности к главной героине, а концовка растеряет значительную часть очарования. И это будет просто хороший финал, не вызывающий большого эмоционального отклика.
«Если есть выбор – сделать то, что считаешь правильным, или не делать вообще ничего, – обязательно надо делать. Каждый раз.»
Подводя итог скажу, что «Последнее дело Гвенди» — несколько затянутая повесть с прекрасным финалом. Читать отдельно можно, но не нужно.
Оценка: 8/10
P.S. В тексте рецензии использованы цитаты из книги С. Кинга, Р. Чизмара «Последнее дело Гвенди».
iliandr, 27 ноября 2022 г.
Гвенди против республиканцев или Темная башня 7,5
Первая часть неожиданной и нежданной трилогии (про каждую книгу я узнавал уже после выхода) в принципе мне понравилась. Лампово, приятно, вторично и ни на что особо не претендует. Вторая часть была не нужна и еще более вторична, ну и ладно, все равно вполне терпимо. Зато в третьей в соавторы вернулся Великий и Ужасный и понеслась…
Начнем с хорошего, почти половина повести – это прямой сиквел серии Темная Башня. По сути, смысл книги описан на задней обложке и становится понятен сразу – постаревшей Гвенди надо выкинуть шкатулку в космос, чтобы мир не разрушился. Мы узнаем, чем занимались низкие люди в желтых плащах после встречи Роланда с Алым королем
, еще разок встретимся с РФ, аки человеком в черном (он был неотъемлемой частью всего цикла, но тут уже явно во временном цикле после финала ТБ), уже после его знакомства с Мордредом, ну и лучи, параллельные миры и все такое. Конечно, это ближе к фанфикшену, но скажу честно, я очень обрадовался, читалось все вполне органично. И да, повесть тоже закрывает еще одну главу мира ТБ Кинга.
Из сомнительного – Кинг и Чизмар решили исполнить гражданский долг в своем понимании и:
1. Написали книгу от американских демократов для сторонников американских демократов;
2. Дали прямой намек всем сомневающимся (как по жизни, так и конкретно на выборах), что голосовать надо за демократов.
3. Вылили всю свою пролетарскую ненависть на республиканцев и их избирателей.
Не то, чтобы раньше маэстро стеснялся своих взглядов или не выражал их в героях и историях. И делал это, кстати, очень хорошо. Но видимо решил, что сейчас время прямой пропаганды для не самых умных и проницательных людей, не способных понять аллюзии и параллели.
Поэтому:
Если вы республиканец, скорее всего вы внешне урод, злой, тупой, жадный и трусливый человек, лжец, расист, гомофоб (при этом, очень даже может быть латентный гей) и женоненавистник. Если вы голосуете за республиканцев, скорее всего имеете большую часть этих признаков и обречены жить в очень плохом месте. Если вы трампист, желтые плащи придут за вами.
Если вы демократ – вы молодец, красавец и за вами будущее! Можете даже убить кого-то (и виноваты будете не вы, а злые республиканцы) или, например, превысить должностные полномочия в отношении тупых полицейских-республиканцев, избить их, обколоть наркотиком, вытащить из них правду матку о том, что они коррупционеры, трусы и вообще если вы республиканец, то точно встретитесь с Пеннивайзом.
Если вы республиканец, но передумали и проголосовали за демократа, вы на верном пути к раю.
И это все не преувеличение. Это даже преуменьшение. И про это – ПОЛОВИНА КНИГИ!!!
Такой заход, мягко говоря, сбивает с толку. Пока глава «Гвенди против Республиканцев» не перетекла в «Темную Башню 7,5» приходилось буквально пробираться сквозь страницы лютой ненависти к республиканской партии. Читать эту агитку просто неприятно, хотя вернуться в Дерри и вспомнить танцующего клоуна всегда в радость
По итогу, ламповая и вторичная «одна из историй» мира Кинга к концу цикла превратилась в нечто прямо продолжающее мир ТБ. Правда, с крайне неприятным политическим окрасом.
tapok, 15 ноября 2022 г.
Очень повесточные дела
***
«Последнее дело Гвенди» – повесть американцев Стивена Кинга и Ричарда Чизмара. Оба автора трудились над трилогией повестей, но в разной степени. Если первое «Гвенди и её шкатулка» произведение было написано в тандеме, то уже вторую подготовил один Чизмар. Третью же повесть авторы снова писали вместе. И, судя по стилю (и наполнению) львиная доля принадлежит Кингу.
…Гвенди уже на заре своих лет. Но Фаррису больше не к кому обратиться. Ему очень нужно, чтобы Гвенди избавилась от пульта. Как это сделать, если пульт не может уничтожить ни одно из известных средств? Конечно же, отправить в космос!
По объёму «Последнее дело Гвенди» можно считать даже романом. Да и по стилистике повествования это вполне допустимо. Есть два плана сюжета – условное настоящее (экспедиция в космос) и прошлое. В данном случае прошлое является очень важным – раскрывает детали миссии Фарриса и условия, в которых вынуждена оказаться Гвенди. И если условное настоящее движется линейно, то прошлое – чуть более хаотично. По жанру это сплав научной фантастики (условно научной) и налёта мистики. За мистику отвечает всё, что связано с пультом.
Что есть хорошего в «Последнем деле Гвенди»? Кинг решил, что повесть должна содержать отсылки к его произведениям. Много отсылок. Тут и «Оно», и «ТБ», и «Сердца в Атлантиде». Вероятно, есть реминисценции и на другие книги, пытливые читатели могут найти что-то ещё. Так же автор не постеснялись поплясать на костях современного мира. Так они находят объяснение Ковид-19. Возможно, через 50 лет это и будет выглядит интересным, сейчас кажется эксплуатированием наболевшей темы. Но всё же занесём в плюс за реакцию (на тренд) и смелость.
Увы, но этом список плюсов финального приключения Гвенди заканчивается. И начинается объёмный список недостатков. Во-первых, это стилистика. Авторы почти сразу бросают Гвенди на шаттл, не трудясь предъявлять объяснения. Хотя они вполне очевидны при первом упоминании Фарриса. В итоге повесть превращается в перетасовку настоящего с прошлым, где авторы обрывают вопросы «как бы на полуслове». Ни разу не клифф. Во-вторых, наивность. Её тут чересчур много. Если Гвенди находит «друга» на шаттле, то это неспроста. Если она кого-то подозревает, то быть беде. Если она таскается с чемоданом, он будет важен. И так далее. Включая откровенный рояль в кустах. Простите, скорпиона в клетке. Иными словами, авторы развешивают настолько огромные ружья, что они не помещаются на одной странице. В-третьих, повесточка. Куда уж без неё? В повести вас ждёт хейт Трампа (а где его не было у позднего Кинга?!), исключительная героиня (авторы буквально упрашивают вас любить Гвенди, поэтому она и одинока, и политик-андердог, и умная, и миссия жизни у неё, и об отце она заботится, а ещё у неё болезнь, вы еще не полюбили Гвенди? Ну-ну, вот вам – что совершенно неожиданно – антагонист-мужлан, в котором нетрудно узнать собирательный образ нынешних миллиардеров-космонатов). Всё это ни разу не на тоненького. Финал же – несуразность, но он хотя бы даёт понять, что на этом сага про Гвенди закончилась. Хотя с автором станется придумать «твист».
Заключение: «Последнее дело Гвенди» – последняя переведённая на русский книга Кинга. В ближайшем будущем официальных изданий не предвидится. Всё по причине интереса Стивена к политике и известным событиям. Хорошо это или плохо? Скорее плохо. Поздний Кинг пишет весьма посредственно («Спящие красавицы» до жути вторичный и повесточный, «ММ» – пресная трилогия, хотя, например, «Чужак» вполне хорош, «Позже» тоже), но всё же остаётся надежда на книжки из стола («Блейз», например, великолепен) или на проблески писательского мастерства («Возрождение»). В целом, «Последнее дело Гвенди» – лёгкое чтиво, претенциозное и пустое. Скорость вечер другой, если у вас отключили дома свет – пойдёт.
6 дел из 10.
Lady Charlyn, 1 января 2023 г.
Самые сильные впечатления от романа: он перегружен деталями (тут и корона, и политика и ещё больше политики, философия, конечно, космос (богатый на «не верю» моменты), и излишне подробные воспоминания о двух предыдущих встречах с Феррисом и шкатулкой, чересчур подробные описания развития болезни Гвенди) и затянут. Правда, в финале всё немного оживает, но первые две трети — уфф, запаситесь терпением.
Обычно я читаю Кинга с удовольствием, даже если не в восторге от сюжета: я люблю его язык, стиль. Увы, и в этом отношении книга не радует — похоже, соавторство пошло не на пользу творческому процессу.
Опять же любимые обычно отсылки к другим кинговским романам не выглядят здесь органичными. Но по крайней мере авторы попытались более-менее объяснить суть шкатулки.
Непонятным осталось, почему служители хаоса не попытались завладеть шкатулкой уже раньше, например, в детстве Гвенди. Или, что делал её муж в Дерри?
Впечатление: было любопытно, но перечитывать не стану. Советую прочитавшим первые два произведения цикла: всё-таки книга завершает повествование и ставит точку.
majj-s, 28 сентября 2022 г.
Гвенди в небо улетает, до свидания, гуд бай
«Люди всеми силами отворачиваются от правды. Кто-то должен возвысить голос и ткнуть их носом в те вещи, в которые им удобнее и проще не верить.»
2026 год, ковид не побежден окончательно. но против выявленных штаммов есть вакцины. С мыса Канаверал стартует ракета. Сенатор Гвенди в составе экипажа Упс, помнится, когда все начиналось в 1974, Гвенди было лет тринадцать, значит она на седьмом десятке, не слишком ли?
Слишком, а в дополнение к почтенному возрасту, героиня похоже отчаянно борется с подступающей деменцией, но об этом никто из окружающих не догадывается. И ты уже готова сказать: «Что за...», — но не говоришь, потому что начинаешь понимать, зачем она здесь, как это оказалось возможным, каков источник проблем. Отключаешь Внутреннего критика и без душевного сопротивления принимаешь исходные данные, только отмечая про себя, что не зря еще в рецензии на первую книжку писала, что Гвенди — это такой хоббит.
Эту девочку из Касл-Рока мы полюбили с историей Пуговичной шкатулки, изрядно разочаровавшись в ней с историей волшебного перышка. И вот, она возвращается с «Последним делом Гвенди», по-хорошему удивив. После провальной второй части, когда от героини уже ничего не ждешь, внезапно совершенно стивенкинговский финал, и это чудесно.
Тут надо пояснить. автор серии Гвенди не Кинг, вынесенный на обложку, а Ричард Чизмар, его издатель. Он подхватил и развил сюжет о девочке которой незнакомец дает удивительную вещицу, не то большой пульт, не то маленькую шкатулку для рукоделия с кнопочками и рычажками. Вещь, если потянуть за рычажок, выдает крохотные, с дивным искусством выполненные фигурки шоколадных животных, а иногда серебряные доллары. А вот нажимать на кнопки ни в коем случае не нужно, если ты это делаешь, в каком-то месте на Земле происходит страшное: землетрясение, наводнение, цунами или теракт. И есть одна кнопка, которая уничтожит все.
Мэтр начинал эту повесть в середине 70-х, да так и забросил, Чизмар попросил ее, завершил, вышло очень недурно. Продолжение он писал в одиночку, в своем стиле криминальных ужастиков и получилось тривиальное маниак-шоу. Третья часть проникнута пафосом «Властелина колец» и плотно ввязана в космогонию Стивена Кинга с его множественностью миров, Башней, лучами, разрушителями, гадкими-людьми-в-ярких-машинах — всем, по чему мы безошибочно опознаем его, за что принимаем немыслимое допущение начала.
Когда на пороге снова появился человек в охотничьей шляпе, Гвенди совсем не обрадовалась. Он объяснил, что ее задачей на ближайшее время должно стать спасение мира, с каковой целью она не просто вернется в политику, но будет баллотироваться в сенаторы, а добившись этого, станет первой пожилой женщиной, полетевшей в космос.
Злобная сила Пульта возрастает, заставляет Хранителей делать страшные вещи, двое из них покончили самоубийством, еще один перед этим убил жену и детей, последняя, не в силах сопротивляться, нажала зеленую кнопку и в провинции Хэнань мутировал вирус (помните, с чего я начала рассказ о книге?) На Земле для него нет места Всякому Кольцу Всевластия свой Ородруин.
Отличная история, одновременно толкиновская, кинговская и брэдбериевская. Уверена. вам понравится.
«Мальчуган на проселочной дороге поднял голову и воскликнул:
— Смотри, мама, смотри! Звездочка падает!
Яркая белая звездочка летела в сумеречном небе Иллинойса.
— Загадай желание, — сказала его мать. — Скорее загадай желание.
Брэдбери «Калейдоскоп»
Literat, 10 ноября 2022 г.
Вот это мощно!
Если вас оттолкнула предыдущая книга, то спокойно можете считать её филлером и сразу переходить к «Последнее дело Гвенди». Если бы не эксплуатация одного и того же персонажа, то Я бы влепил твёрдое ДЕСЯТЬ. А так и фирменная Кинговская жуть и драма и внезапность и захватываемость присутствует.
Вот сразу видно, что в отличии от второй книги именно эту писал сам Кинг, а не просто редактировал. Вообщем рекомендую!
Плюсы: Обилие отсылок к старым произведениям. Неожиданный финал
Минусы: Опять одни и те же имена
J. Kurtz, 15 января 2023 г.
Книга написана очень просто, будто сценарий читаешь: он говорит, она подходит, они бегут. Тем не менее, сам прочитал с интересом, и для ПЧ Кинга вполне могу рекомендовать, и твердую семерку ставлю только из-за того, что
есть и другие миры, кроме этого.
О, Дискордия.