Дин Кунц «Затаив дыхание»
Эти удивительные существа, появившиеся, казалось бы, ниоткуда, изменяли не только жизнь тех, с кем они соприкоснулись. Мир вокруг за последние годы прогнулся под грузом бесчиленных подлостей и чудовищных преступлений. Все весомее звучало пророчество о конце света. Но кто-то там наверху, отличающийся чрезмерным долготерпением, видимо, предпочел другой вариант. И пускай против неведомых вестников иной реальности ополчилась вся мощь государственной машины, эти солнечные создания несли человеку не только последний шанс на выживание, но и радостную возможность выбрать единственно верный путь из времени в вечность...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sawkaluga, 13 марта 2022 г.
Очень странные дела творятся в романе Дина Кунца, и, даже затаив дыхание во время чтения, так и не можешь до конца постичь замысел писателя. Складывается ощущение, что ты читаешь не связанные друг с другом наброски творческого человека для возможной вставки описанных эпизодов в структуру какого-нибудь произведения. Сразу вспоминается Набоков с его карточками, кто знает, может и Кунц также хаотично набрасывал всё, что приходило в голову, но выстроить монолитный опус у него просто не вышло, а время сдачи нового произведения схватило за горло, и значит пришлось оставить всё как есть.
И если с появлением существ из ниоткуда, возможно из других измерений, всё понятно ( как и тот посыл, что доброта и чистота этих созданий, похожих на детей, сделает мир лучше, добрее и пр.), как и линия главных героев, любителей природы и всяких зверюшек, то остальные сюжетные линии вызывают множество вопросов без ясных ответов.
Линия Генри, современного американского Каина, просто абсурдна и нелепа, особенно его меняющимся поведением и совершением необъяснимых поступков, никоим образом не вытекающих из его предыдущих действий и мыслей.
Линия «представителя хаоса» Ламара, эдакого чудаковатого дарителя и спасителя для несчастных людей, оказавшихся поблизости, ещё более непонятна, что он вообще делает в этом произведении, большой вопрос для читателя. Даже под конец романа он просто статист, не влияющий ни на что и не совершающий каких-либо важных действий.
Линии бродяги-франкенштейна, Тома, как и наемного убийцы, адвоката, ещё нескольких мелькнувших в тексте людей, сваливаются нам на головы также, как неизвестные науке звери в начале романа. Зачем, для чего, откуда, куда, что за сцена с койотами... Возникают только вопросы без ответов и понять логические цепочки Кунца практически невозможно.
Квинтессенция всего сюрреалистичного карнавала это появление спецслужб, которое выглядит, как минимум, неуместно, неправдоподобно и нелепо. Мне кажется, читавшие этот роман сотрудники упомянутых ведомств могли даже немного оскорбиться, автор их выставил просто какими-то болванчиками.
В итоге можно сделать вывод, что Кунц рассуждает о природе добра и призывает измениться к лучшему, стремиться только к свету, очистить свои души от злобы, как от грязи, и восхищаться тем, что нам дано, беречь то, что мы имеем. Но сделал он это крайне коряво и совершенно неинтересно, хорошо лишь то, что объем произведения позволяет его бегло пробежать без ущерба для своего драгоценного времени. Рекомендовать данный роман нельзя никому, иначе читающие в первый раз Кунца к его книгам больше не притронутся, а поклонники автора растерянно разочаруются. Странно, что это произведение относится к позднему периоду творчества, для начинающего писателя было бы простительнее. И в качестве краткого резюме здесь вполне подходит перефразированная поговорка «и на Кунца бывает проруха».
Sergio Blanc, 13 июля 2021 г.
Очень неровный роман. Соглашусь с zurgом — иногда создаётся впечатление, что над текстом работали несколько человек, так нестройно выглядят внутрисюжетные линии.
В первой трети романа автор расплетает аж четыре «нити повествования»:
- линия Грейди Адамса, экс-рейнджера, снайпера и его собаки (Ктулху Милосердный, ну как же роман Кунца без собаки!) ирландского волкодава Мерлина;
- линия Камиллы Райверс, ветеринара с тяжёлым детством;
Это линии главных героев. Добавим к этому линии:
- Генри Ровроя, эстета-садиста, помощника сенатора, братоубийцы, и вообще главного невнятного злодея текста;
- и линия Ламара Вулси, 60-летнего негра-интеллектуала, специалиста по теории хаоса.
Первую треть романа нити плетутся неспешно, основательно, максимально подробно. Затем действие убыстряется и появляются загадочные существа, то ли обезьяны, то ли лемуры с геном стопроцентно схожим с человеческим. И начинается...Возникают новые персонажи — бродяга Биггер, циничный адвокат Лиддон Уоллес. Злодеи, спецслужбы, во второй части линии сюжета скручиваются, перекручиваются, рвутся, провисают и даже теряются.
Старая истина, если быстро разогнаться, то рано или поздно потеряешь контроль над собственной скоростью. Вот и Кунц, периодически теряет контроль над развитием
сюжета и своими героями. Поэтому третья часть — концовка, вышла весьма скомканной и не очень убедительной. Единственное, что мне безусловно понравилось, это неисправимый оптимизм автора по поводу счастливого будущего человечества. Пусть и с помощью загадочных существ, появившихся буквально ниоткуда.
Лёгкий слог, удобная разбивка по главам, детальность бытовых сцен — это ещё несколько маленьких плюсов, могущих побудить к чтению этого полутриллерного, полуфантастического текста. Да, забавно отметить, что с некоторыми фишками Кунц не расстаётся из романа в роман: собака, странные сны, даже место, где прячется, поджидая жертву маньяк-насильник Руди Нимс (за котлом в котельной), взято из предыдущего романа «Безжалостный». Только в «Безжалостном» за котлом прячется семья Каллена Гринвича, скрываясь как раз от убийц.
Текст среднего уровня.
Читать тем, кто не очень требователен к деталям и прочим литературным тонкостям.
zurg, 25 января 2013 г.
Мое очередное разочарование в таланте Дина Кунца. Четкое ощущение, что книгу писали трое литературных негров: первый — сюжетную линию Зверей и ГГ, второй — линию Генри и Джима, третий — линию ученого, изучающего Хаос. Все три линии потрясающе убоги, какие-то нелепо провисшие сюжетные линии... Кстати, интересно, Кунцу что, платят за каждое упоминание ретриверов? Ощущение, что для него других собак не существует (хотя в книге и волкодав фигурирует). Аннотация к книге, кстати говоря, «дутая».
В общем, сюжет неинтересный, начинается ничем — и заканчивается ничем. Не рекомендую тратить на него время, «гиблое место» в сравнении с ним — просто шедевр.
nikn, 18 мая 2010 г.
Прочитав «Затаив дыхание» можно еще раз убедиться, на сколько много литературный мир Америки порождает различного рода психопатов и маньяков. Какую роль они играют в данном сюжете? Похоже, что роль «предметов интерьера» или массовки. В аннотации указано, что некие солнечные создания несут последний шанс на выживание человечеству. С этим можно огласиться, если представить, что в мире живут только люди, подобные героям данного произведения. Где все остальные нормальные люди для сюжета не важно.
Несколько сюжетных линий, масса имен и событий урывками приводят к нелепому финалу. И конечно не обошлось, характерное для Кунца, присутствие собаки — ретривера. Не логично, не убедительно, откровенно наигранно и скучно, хотя нельзя не согласиться оригинально, за что 5. Не верьте аннотации, она провокационна.