Джон Харт «Чужая воля»
Он прошел войну и стал героем, пережив много лишений и страха. Но настоящий кошмар ожидал его дома…
Их было трое — родных братьев. Старший, Роберт, ушел на Вьетнамскую войну — и не вернулся. Средний, Джейсон, вернулся — но угодил на три года за решетку за хранение наркотиков. Младший, Гибби, только собирается идти воевать по призыву. И тут из тюрьмы выходит Джейсон…
Гибби нравится проводить время с братом. Родители запрещают ему это, не желая, чтобы с их младшим сыном случилось что-то плохое. Но от судьбы не уйдешь… Братья едут на пикник с виски и девушками. А через несколько дней одну из этих девушек — подругу Джейсона — зверски убивают. Джейсона арестовывают. Но Гибби не верит в виновность брата — за последнее время он слишком хорошо узнал его — и начинает сам докапываться до правды. И выясняет, что в прошлом Джейсона скрыто такое количество жутких секретов, что будущего у брата, скорее всего, уже не будет…
Номинации на премии:
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2022 // Золотой кинжал |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 23 октября 2024 г.
От драмы до банальности
23.10.2024. Чужая воля. Джон Харт. 2021 год.
На фоне войны во Вьетнаме развернулась семейная драма, в центре которой — Гибби, младший сын, выросший в тени трагедии. Один из его братьев погиб во время боевых действий, а другой, вернулся из армии сломленным и зависимостью от наркотиков, а спустя немного времени так и вовсе попал в тюрьму. Теперь Джейсон выходит на свободу, но его возвращение грозит разрушить хрупкое равновесие в семье.
Роман Джона Харта «Чужая воля» представляет собой произведение, в котором можно найти интересное вступление и интригующую идею, но, к сожалению, только в начале, дальнейшее развитие превращает его в своего рода дешевый боевик. Несмотря на многообещающие элементы на первых страницах, произведение не способно удержать заявленную планку и постепенно соскальзывает в набор штампованных решений и банальных ходов, что обесценивает начальные ожидания.
Харт, казалось бы, берет на себя смелую задачу исследовать сложные темы, такие как травмы войны, семейные отношения и сложность выбора в условиях тяжких обстоятельств. Вступление, где один из главных героев, бывший полицейский, становится наблюдателем того, как события на вокзале приводят к целому ряду неожиданных последствий, цепляет своей атмосферой напряженности и обещает глубокое погружение в сюжет. Автор хорошо начинает с создания образов, в которых можно уловить ноты реализма, особенно через описание внутреннего состояния героев. Тема войны во Вьетнаме, поднимаемая в книге, казалась бы, должна стать фоном для глубокой драмы, однако по мере развития событий становится ясно, что автор использует эту тему лишь поверхностно.
Герои, которые первоначально выглядят многообещающе, быстро превращаются в шаблонные образы. Джейсон, брат главного героя, который возвращается с войны и демонстрирует признаки глубокой душевной травмы, постепенно превращается в этакого «Рэмбо», героя, действия которого легко предсказать. Повествование начинает идти по предсказуемому пути, где каждая новая встреча героев не добавляет ничего нового к их развитию. Диалоги, которые могли бы стать основой для глубинного анализа человеческих взаимоотношений, чаще всего наполнены банальными фразами и поверхностными рассуждениями, что лишь усиливает ощущение, что автору не удалось выйти за пределы стандартного боевика.
Кроме того, одним из главных недостатков романа является абсолютная нереалистичность происходящего. События, которые должны быть психологически сложными и вызывающими сочувствие, оказываются лишены всякой логики и глубины. Герои действуют как марионетки, следуя по пути, заданному предсказуемыми событиями. Многие сцены смотрятся как попытки добавить некую «зрелищность» в повествование, но в результате становятся карикатурными и лишенными правдоподобия. Эти моменты напоминают скорее постановки низкобюджетного кино, нежели серьезный роман с глубокой драматической основой.
Стиль написания также вызывает вопросы. Если в начале автор демонстрирует умение создавать атмосферу через детали и напряжение, то по мере продвижения текста появляются все больше повторяющихся формулировок и недостаток литературного мастерства. Описания начинают казаться монотонными, сцены слабо связываются между собой, а язык теряет свою выразительность. Многочисленные детали, которые должны были бы добавлять смысл и глубину, превращаются в лишнюю нагрузку на читателя, который уже давно утратил интерес к происходящему.
В итоге роман «Чужая воля» начинается с многообещающих задумок и интересного вступления, но не выдерживает заявленного уровня. Герои, которые могли бы стать глубокими и многогранными, превращаются в банальные клише. Повествование быстро теряет свой ритм и реализм, а стиль написания скатывается в монотонные и предсказуемые сцены. Вместо драмы о войне и последствиях для семей, читатель получает боевик категории Б, который больше увлекает своей поверхностностью, чем пытается всерьез задуматься о важных вопросах. 4 из 10.