Сергей Лукьяненко «Три дня Индиго»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Луна )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Прошло всего две недели с того момента, как Максим Воронцов стал Призванным и защитил Гнездо Изменённых. Но события совершают новый и неожиданный поворот. На этот раз помощь Максима требуется могущественным и таинственным Продавцам… а наградой за эту помощь может стать то, чего он хочет больше всего на свете.
И этот путь уведет его далеко за пределы Москвы...
Входит в:
— цикл «Изменённые»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
poxabich, 29 октября 2021 г.
Очень неряшливо сделанная повесть. В первую очередь сюжетно. По сути все состоит из отдельных эпизодов, связанных между собой нудным хождением героя по Москве. Самое печальное, что каждый из этих эпизодов не является необходимым для сюжета. Практически любой можно выкинуть — ничего не изменится. Если в первой повести герои были хоть немного прописаны, то здесь они совсем картонные. Одни ярлыки с именами осталибсь. «Вот Максим. Максим главный герой. Он Избранный. Вот Настя. Настя измененая. Она мелкая девочка...» Ну, и так далее.
Отдельно повеселило то, что по словам автора он забыл в третьей части сделать десять глав. Пришлось срочно исправлять ситуацию. Попробуйте угадать, какую главу он дописал. :)) У меня не получилось — любую можно убрать (или добавить).
Короче, от прочтения продолжения воздержусь.
serkol, 3 сентября 2021 г.
Мне не понравилось. Первую часть читал с интересом, а эта кажется какой-то вымученной. Сцены секса, как будто по какому-то ГОСТу, вставлены каждые n страниц, часто неуместно и даже нелепо. И вообще сюжет мне кажется искусственным, неживым. Я стал читать по диагонали, чего раньше не было при чтении Лукьяненко. Я читал не всего Лукьяненко, пяток книг с самым высоким рейтингом. Они сильно впечатлили. А это — третий сорт, извините...
GLV, 15 января 2022 г.
Второй том приключений Сергея Лукьяненко и компании против рептилойдов.
СЛ раскрыл коварные планы злобных пришельцев, пояснил суть проблемы захвата миров, и «оккупации» Земли злобными захватчиками. Пояснил «глубокую» суть сюжета. Все хотят стать «Высшими», и покинуть нашу бренную Вселенную. А это возможно только с помощью таинственных «Смыслов» некой квинтэссенции опыта, эмоций, духовного развития и т.д. Только проблема в том, что СЛ сам не понял что это за смыслы такие. Да ещё чтобы за них шла кровавая бойня по всей галактике. Считаю данный поворот сюжет просто «натягиванием совы на глобус», такую концепцию «основной темы сюжета» можно рассказывать ученикам младших классов, чтобы поразить их масштабами. По моему мнению уж лучше худой мир, чем хорошая война. Как это не понимают «высокоразвитые» пришельцы и талдычат – если не мы, то нас, мне не ясно. Конечно суть в том, что сам СЛ не понимает как это, и пытается оперировать недоступной для него мотивацией чужеродных форм жизни, и это нормально. Не нормально всю логику происходящего притянуть к человеческим понятиям. Слишком просто, слишком наивно.
Главный герой снова выглядит типичным кретином, действия наполнены псевдоромантизмом, девки только не падают к его ногам, да и его рефлексии не наполнены никаким смыслом развивающим сюжет. Ясно что в третьей книге ГГ получит по зубам и вернётся на землю, возможно с горя сопьётся.
Читается очень легко, главное не относится серьезно к данной книге. Как развлекательное чтиво на пару вечеров подойдёт отлично.
majj-s, 3 марта 2022 г.
Crystal clear
«Ты человек, и ты порождаешь самое ценное во Вселенной – конструкты идей и эмоций, связь вещей и явлений, пути в будущее. Ты порождаешь новые смыслы.»
Он порождает Смыслы, за это я полюбила Лукьяненко лет двадцать назад. Люблю и теперь, невзирая. Неважно даже, что абсолютное большинство сгенерированных им конспирологических теорий исчезающе мало или вовсе не пересекается с реальностью. Он умеет подобрать слова, чтобы объяснить и высветлить какую-то ее часть. Раздвигает горизонты.
Мы не думаем всерьез, что существуют какие-то Иные, которые питаются эмоциями: светлые положительными, темные — отрицательными. Что они могут при необходимости скользнуть в Сумрак, сделавшись невидимыми и оттуда вершат судьбы человечества. Но с энергетическим вампиризмом, когда после времени, проведенного в чьем-то обществе чувствуешь себя выпотрошенным, сталкивался всякий. С энергетической наполненностью от общения с человеком, с музыкой, кино, текстом, творчеством вообще — тоже.
А как хороша идея Функционалов из «Черновика», помните это — непременно есть какая-то область, в которой ты гениален, и если найти ее, результат твоей деятельности (сапоги, пироги, розы, уборка дерьма, квантовая механика) будет идеальным, а работа станет счастьем.
Лукьяненко всегда экспансия, бритва Оккама не для него придумана, как и четко структурированный мир без привходящих. В критический момент, будьте уверены, откроется портал в качественно новое измерение или явится представитель третьей силы, она же надзорная инстанция с более широкими полномочиями. Однако для него такое расширение органично и уместно. Не беспомощность автора, который, загнав героев в тупик, лихорадочно ищет для них абы-какого выхода. но манифестация многообразия возможностей, даруемых вселенной.
Действие «Трех дней индиго» начинается спустя пару недель после окончания событий первой книги «Измененных». К Максу, успевшему стать широко известным в узких кругах персонажей (не говорю «людей», потому что большей частью не люди) облеченных силой и властью, обращается Продавец.
В реальности «Измененных» продавец из комка загадочное существо неясной природы, которое может достать все, что угодно в обмен на кристаллы, которые, опять же, можно отыскать где угодно. Для кого-то поиск разовая практика или хобби, для серчеров, как Максим — основной способ заработка. Продавцы практически неуязвимы, тем более странной кажется просьба разобраться в обстоятельствах гибели одного из них. Однако награда обещает исполнение заветного и безнадежного желания героя. И что тут думать, прыгать надо.
Будет множество приключений, явится парочка дополнительных сущностей (без необходимости, но к немалому удовольствию). А внимательному читателю откроется Смысл.
Rayder69, 21 ноября 2023 г.
Прочитал «Семь дней до Мегиддо», читаю «Три дня Индиго». Не буду заострять внимание на сюжете. Что нравится в книгах Сергея Лукьяненко, так это честность и доброта в отношениях героев. Банальность? Возможно, но сама атмосфера этих отношений создает, ту неуловимую интригу в которую хочется верить. Столпом этого стоит извечная проблема «Выбора» и «Данайцев, дары приносящих». А вот есть и ещё одно в книгах Лукьяненко, это какое-то ощущение вычещенности и отточенности сюжета, до полной стерильности. Вот это чувство и не даёт, а именно мешает отойти от сюжета предложенного автором. Всё как-то, как будто правильно и по закону. Я не могу для себя решить, нравится это или наоборот мешает восприятию. Скорее заставляет не позволять себе домысливать что-то. А именно, можно заглянуть в сценарий за угол сюжета, но боишься, там наткнуться на зашлифованный тупик, продолжение которому может создать только автор по своему сценарию. Возможно это и не плохо, так как сами произведения Лукьяненко и есть самодостаточные, а может это уже мои личные капризы и хотелки.
Да! Одна из хотелок это увидеть продуманную компьютерную стратегию по этим произведениям. И как раз с новыми ответвлениями и сценариями.
Добавлю, что читать и быть внутри мне понравилось. От себя поставил 9. Даже не закончив серию. Ибо само предвкушение, уже даёт приятное удовлетворение!
wertuoz, 20 июля 2022 г.
Наверное, это действительно уникальный случай. У меня нет претензий к подаче, развитию сюжета, атмосфере, закрученной интриги повествования (концовку, вот честно, именно такую я не ожидал). Да и по-прежнему (как и в предыдущий раз) вторая книга легко усваивается, буквально за несколько дней (а у кого-то и быстрее), потому что сюжет действительно интересный, незаметно быстро кончается, хотя по объему — вполне себе стандартный роман на 300 с чем-то страниц. Произведение буквально тает на глазах, как мягкое мороженное на 30ти градусной жаре, а значит с фантазией у Сергея Васильевича всё хорошо.
Вот только вопросы про базис, про то, на чем строится та или иная идея, заложенная в произведение, не дают мне покоя, и к сожалению, они (вопросы) слишком сложные и обширные по своей сути, посему игнорировать их в этот раз — довольно трудная задача, даже с учетом того, что произведение написано талантливо и с душой.
1. Космический империализм против Земной безыдейности. Если сравнивать это произведение с первой книгой, то там было довольно мало о раскрытии основной фабулы всего цикла: о самих пришельцах (инсеках, продавцах, прежних, высших), их мотивах и задачах, так как это являлось некой тайной, которую только еще предстояло раскрыть, что и произошло во второй книге, а значит теперь мы можем проанализировать действия и поступки тех или иных внеземных видов. В книге иногда вплывают некоторые намеки на политический спектр, автор заигрывает с терминами и дефинициями: «капитализм лучше феодализма — произнес я, подумав, что инсек не поймет, но он понял.» Затрагивается, так сказать, экономический базис. На Земле произошло вторжение инопланетной расы, изменилась жизнь и ее условия, но прежде всего изменилось восприятие жизни как таковой. Людям, как оказалось, больше не к чему стремиться, отсутствует жизненная мотивация, когда буквально перед носом ходят пришельцы и «измененные» (измененные с помощью технологий инсеков люди) со своими сверхзадачами и целями. Общество людей как будто бы ощущает огромную пропасть между собственным развитием и развитием инопланетных рас, которые хозяйничают теперь на планете, от того пребывает в фрустрации. Да и с экономической точки зрения инсеки запретили почти все средства коммуникации, технологии, научные исследования — человечество буквально остановилось в развитии, ему явно мешают и не дают прогрессировать (как будто бы с господствующим мировым капитализмом, если речь о современной Земле, человечество сейчас как-то особо прогрессирует?). От того люди начинают искать идею, сверхзадачу, но не находят её, так как экономический базис из без того лишен такой роскоши. Новое поколение потеряно, молодежь не может найти своего места в этом новом мире, занимаясь только бестолковым «серчем», ночными тусовками и мелким хулиганством, оно с вожделением смотрит на «иных», понимая, что наверное у них-то есть этот смысл жизни и его много: далекие планеты, новые миры и новые знания. Появляется идеологическая зависть от своей же собственной человеческой безыдейности, многие (особенно дети и молодежь) хотят примкнуть к их числу, не понимая чудовищных последствий. И это довольно неплохой сюжетный ход — был бы, если бы он получил дальнейшее раскрытие в книге.
Но, что же противопоставляется этой человеческой безыдейности, если на другой чаше весов помещается иной образ инопланетного разума, у которого своя высшая непостижимая цель, недоступная для человека? А по сути-то ничего особенного, если задуматься. Это всё тот же человеческий империализм, только в космических масштабах. Инсеки, прежние, продавцы — это прообразы всё той же человеческой полит. экономии, только еще более отсталой с точки зрения прогресса. Это империалисты, которые ведут бессмысленные войны между собой за некий капитал, накопив который, получают определенные преференции и огромную выгоду, но только для собственной расы. И чем, скажите мне, это лучше, чем человеческое несовершенство? Какими бы высшими, сложными и непостижимыми эти существа не были (как старается подать их автор), в экономическом смысле — это обыкновенные отсталые барыги, которые соревнуются между собой за обладание какой-то абстрактной величиной (об этой величине я еще упомяну), которые ни разу недостойны доступа к запредельному знанию, к высоким технологиям и прочим благостям обогнавших человеческое развитие предполагаемых иных цивилизаций.
В этом и кроется противоречие произведения, его излишняя пафосность и такое обидное разрушение завышенных ожиданий (после первой книги). Как писал Иван Ефремов (советский ученый, писатель-фантаст), было бы глупо предполагать, что космическая экспансия и запредельные невообразимые научные технологии станут вдруг доступны тем цивилизациям, у которых всё еще присутствуют некие воинственные империалистические амбиции, тем, кто неспособен справиться с собственной неустроенностью экономики и жизни. Инсеки, прежние или продавцы (продавцы, кстати, не воинственные, но суть та же, они приспособленцы без собственного экономического базиса) — явно не те предполагаемые инопланетные цивилизации, о которых можно было бы с таким пафосом рассуждать, говоря о неких высоких материях и смыслах.
В защиту автора все таки стоит упомянуть, что описываемые инопланетные расы всё таки не являются именно положительным примером для человечества, главный герой вырабатывает к ним практически одинаковое отвращение, только с разными уровнями ощущения «меньшего зла», из которых ему приходится выбирать, кому оказать помощь и заключить сделку. Сам же образ инопланетного разума наоборот представляется, как нечто высокоразвитое и опережающее человека с его понятиями о сущем, только в сути политических и экономических инсинуаций все равно от человека не отличается (в том и пафос и противоречие).
2. Смысл — как абстракция. А собственно, из-за чего сыр-бор? А из-за смыслов. В экономическом базисе инопланетных цивилизаций лежит именно он — абстрактный смысл, накопив который, получишь повышение уровня сознания. Этакая «экспа» из ролевых компьютерных игр, с помощью которой нужно прокачивать своего персонажа. Вот только как это работает в материальном мире, пусть и вымышленном, но все таки имеющим связь и проекцию на реальность (коронавирус, отсылки к истории и прочее)? С точки зрения инопланетной экономики «смысл» — это капитал, за который необходимо воевать целым цивилизациям, чтобы возвыситься, но откуда он берется и кем производится? Ну, получается, из воздуха. Если для прорыва в технологической отрасли или в научной среде необходимы материальные мощности (человеческий труд, техника, теоретическая база, инструментарий), которые создаются на базе общественного производства, за счет чего общество прогрессирует, открывая те или иные области знания, то для продуцирования этого самого «смысла» — этого ничего не надо, нужно лишь просто о чем-то думать, что-то фантазировать и совершать некие поступки, влияющие на ход повествования (что и делает главный герой). Метафизика какая-то, бессмысленная и беспощадная. На фоне такой витиеватой нарративной структуры, придуманной автором, понятие «смысла» выглядит чем-то неубедительным и чужеродным. И это самая слабая часть романа, непродуманная и необъяснимая (и вряд ли будет объяснима, так как лежит в области абстракций).
Справедливости ради все таки стоит обозначить, что «смысл», как ценнейший для пришельцев ресурс, все таки является некой метафорой для окружающих главного героя персонажей. Максим (главный герой) таки способен своими действиями и поступками вернуть этот «смысл» другим людям. Таким счастливчиком, например, становится местный бомж-поэт, который благодарит Максима за моральную поддержку и понимание, которое тот в свою очередь проявил еще в предыдущей книге (поделился кристаллами и дал совет где их искать). Бомж тем самым обрел смысл жизни и гармонию, увлекшись поэзией, и пытается донести свой смысл и другим людям. То есть «смысл» в понимании людей — это и есть человечность, сострадание к ближнему, то, чего лишены инопланетные захватчики (эмпатии). Ну и кристаллы (то, что ищут люди-серчеры для торговли с продавцами), получается, это такие производные от «смысла», имеющие физическую оболочку, своим воздействием (попадаем в слизистую) способные вернуть или подарить эмоции. Это не мешает продолжать быть этому «смыслу» всё той же нематериальной абстракцией, за которую инопланетянам зачем-то нужно воевать с себе подобными, проливая литры чужой крови (ну или что у них там вместо нее). Метафора понятна, а вот с материальной точки зрения выглядит всё это странно и неразумно, особенно для тех, чей разум преисполнился настолько, что вся вселенная для них стала максимально понятной (инсеки, прежние и прочие высшие многомерные существа)..
По итогу в остальном произведение читать интересно. Немного бесит главный герой, который потерялся в своих любовных интрижках и неспособности соблюдать честность по отношению к близким его людям (изменяет направо и налево своей девушке, даже на какой-то сюжетно-не-обязательной тусовке успевает обменяться слюной со случайным персонажем). Так же бесит его немотивированная избранность для всего и вся, особенно концовка, которая, пусть для меня и оказалась неожиданной, ярко это демонстрирует.
Так или иначе узнать, что там дальше, хочется. Произведение таки не растеряло своего «блокбастерного» лоска, подкупая читателя интригой о продолжении.
genametr, 19 ноября 2021 г.
Промежуточный том без которого вполне можно было обойтись. По сути подводка к третьей книге. И ладно бы события во второй объясняли внезапно возросшую крутизну героя. Нет, в последних главах автор выкатывает огромный рояль и бьет всех негодяйцев им по башке. А все остальное время герой занимается банальным гриндом выполняет побочки — «квест с продавцом», «отразить атаку слуг», «уничтожить 50 селебов», «сходить на дискотеку» и вдруг перескакивает через десять уровней — начинает крушить и нагибать. К чему было это отравление с отрыванием голов и прочий фарш, совершенно непонятно. Видимо смысл этого действа забрали пришельцы. Нет, ну с Продавцом интересная побочка, да разговоры с Прежним неплохо прописаны и раскрывают лор. Но в целом события развиваются довольно неспешно. Тем страннее выглядит финальный бдыщ-бдыщ и бегство. По нынешним временам (всеобщего попаданства) может и неплохо, но для Лукьяненко слабовато. Опять же раньше автор придумывал оригинальные сюжеты, а эта серия полна отсылок на самого себя. Недаром ее постоянно сравнивают с Холодными игрушками и Спектром. Да и клифхэнгерами прежде не страдал. Каждую книгу можно было считать законченным произведением. Концы увязаны, ружья выстрелены, герой выпутался из всех передряг и готов к новым. Теперь история просто обрывается «продолжение следует...»
Андрей Юрков, 15 ноября 2021 г.
Намного слабее первой части. Сюжета кот наплакал, персонажи перестали раскрываться и развиваться. Подростковая любовька с пресным трахом тут и там. Концовка с рояльным всемогуществом? Серьёзно? Опять?
amlobin, 2 февраля 2023 г.
Старая песня о главном: земля под властью инопланетян, несколько древних рас сцепились в борьбе за Землю, мутанты-измененные в Гнездах, Торговцы в Комках,, артефакты-кристаллы, прогулки по Луне, дуэли на шпагах, перестрелки на пистолетах и «бог из машины», куда ж без него... Но так роялей не сказать, чтобы очень уж много.
Неуловимо похоже на все прежние книги Лукьяненко, наверное, это неплохо. И тот же Герой с большой буквы «Г» — человек, которому больше всех надо, готовый жизнь положить за тех кого любит, который всем нужен и вот именно на нем весь свет сошелся клином. На самом деле, так оно и есть, все настоящие былинные, эпические, романтические и прочие литературные Герои именно такие. И почти все герои у автора именно такие.
По формату, это тоже такой неокончательный Постапокалипсис, как в «Кваzях», например. Земля как бы завоевана, н жить можно, местами так и неплохо. Вроде бы землян и унизили, но и без плюшек не оставили: голодных нет, работать можно, но все равно все как-то... тошно. Вот эта атмосфера некоторой безысходности и экзистенциальной тоски тут главная фича и, наверное, чувствуется сильнее всего. Именно это состояние придавленности и толкает ГГ на всякие самоубийственные и противоестественные действия.
В общем, я как в прошлое вернулся, к «Лорду с планеты Земля» и «Рыцарям сорока островов». Прочитал с удовольствием. Сюжет логичный, но построен на фантастических реалиях, которые объясняются в конце каждого романа и выглядят неожиданно как-то.
Главное, пожалуй, отличие — появляется идея высшей ценности всех цивилизаций —
Вот с силами соберусь и за третий том возьмусь, надо же узнать,
Drantikur, 9 апреля 2024 г.
Уф, не буду повторять комментарий, что писал к первой книги из серии. Скажу лишь — за раскрытие некоторых интриг первой части не 4-5, а 5-6. Не думаю, что начну читать уже третью из серии.
Скучные сражения. Скучные рефлексии. Скучные любовные похождения. Скучные филлера заполняющие сюжет. Где сюжета 20% а всё остальное — водная вода, как в студенческом дипломе.
DESHIVA, 11 января 2022 г.
Тот же Лукьяненко. Почти тот. Слегка подуставший. Может, писать не хочется, потому как новых идей нет, но жить на что-то нужно.
Потому выкатываем на сцену новые декорации про пришельцев и ушельцев и начинаем старую песню о необходимости иметь выбор. Потому что с наличием выбора жить хорошо, а с отсутствием — плохо. Правда, мне показалось, что в идее выбора автор несколько разочаровался. Понял, что чаще всего выбирать или не из чего, или из двух зол, а это уже не выбор — дерьмо сплошное. Но главный герой пока ещё «свободою горит, сердца для чести живы» (ну, да, в конце второй книги у героя уже несколько сердец), так что в третьей книге, полагаю, герою удастся организовать свободу выбора для человечества.
Neradence, 13 мая 2022 г.
Искренне считаю, что Лукьяненко просто создан для жанра космоопер, и так же искренне рада, что он наконец к нему вернулся, спустя читательскую боль весьма странных произведений середины 2010-ых. Идея обыграть самую распиаренную конспирологическую теорию и-таки воткнуть на Землю настоящих всемогущих рептилоидов, которые всем управляют, не нова, но хороша сама по себе.
Теперь, когда я призналась в любви к автору, можно перейти непосредственно к высказыванию некоторого meh.
Первую книгу «Изменённых» я прочитала давно, а вторая потерялась где-то в глубинах библиотеки и всплыла вдруг.
Плюсом второго тома стало то, что в него оказалось очень легко влететь, и все предыдущие события тут же вспомнились: сюжет активно их использует, напоминает диалогами персонажей, размышлениями героя, периодическими внезапными выпадениями в рассматривание его жизненных позиций и выводов о смысле. В общем, перерыв между книгами на качестве восприятия не сказался. Лукьяненко и здесь поясняет читателю, что, где и как в этом мире есть. Он вообще тщательно описывает лор, заигрывает с объяснениями пост-физической формы жизни, сингулярности и Смысла как главного в разумной расе.
Есть что представить и о чём подумать.
Мне понравилась общая сюжетная канва и идея с тем, что герой попадает в очень забавную ситуацию, когда куча противоборствующих сторон (и продавцы, и рептилоиды, и пришелец, и слуги, и на всякий случай ещё государство, потому что а чего мимо проходить) тянет его каждая к себе.
Персонажи — типичные для Лукьяненко, местами не очень правдоподобные и даже слегка картон, но как бы и ладно. Диалоги он всегда умел хорошо писать, мотивацию через рассуждения и беседы раскрывать — тоже, так что на определённую сьюшность Максима или деревянность Дарины можно закрыть глаза. Опять же, привычный авторский стиль эволюции главного героя из непримечательного человека в ходячую убервафлю вселенского масштаба, мне такое нравится.
Но от чего я прямо возгорела, так это от треклятой любовной линии, которая внезапно заняла почти всю первую треть романа. Ну что это такое, ну зачем, ну за что, на кой чёрт мне эти подробности о метании в любовном треугольнике, дайте мне рептилоидов! Все эти страдания о том, кого главный герой любит больше и любит ли вообще, и как он будет жить потом и с кем, унылые рейтинговые сцены... Не, я всё понимаю, в том числе и то, что наличие секса — это фирменный стиль Лукьяненко, куда ж без него, но конкретно в этом романе оно так вымучено, так тоскливо, что из всех эмоций вызывает только уныние.
И ладно б для сюжета что толковое несло, так нет же, не будь у треугольника одного угла (не будем про его, угла, остроту) в виде Миланы, ничего бы не изменилось.
Традиционно раздражает первое лицо повествования, потому что ну как-то мне не близок ОБВМ персонажа, но это ладно, это терпимо. Куда более терпимо, чем «ах, я такой несчастный романтический герой». ЪУЪ.
Но там, где автор выныривает из глубин любовного флёра, повествование — повествует, интрига — интригует, действие — действенно действует, в общем, хорошо. Читать легко, следить за полётом фантазии — интересно. Местами, кстати, даже не совсем предсказуемо, я удивилась ответу на то, что же такого в Максиме особенного.
Не стоит ожидать от «Изменённых» того, что это вечные книги, которые станут классикой. Это добротная, хорошая, но совершенно приключенческая литература в антураже пришельцев и конспирологии, с которой можно прекрасно провести несколько вечеров, что я с удовольствием и сделала. Третий том тоже буду читать.
(И искренне надеюсь, что там любовная линия займёт сильно меньше места. До сих пор горю, что и сказывается на оценке.)
Etamin, 16 ноября 2021 г.
Ну вот и прочел второй том. Читается по-прежнему очень занятно. Может, написано несколько более коряво, чем первая книга, но это все равно тот же классический Лукьяненко. Местами попадаются очень интересные рассуждения — например, о смыслах. Нет, не так — о СМЫСЛАХ. Наводит на разные мысли... например: «доктор, после операции я буду жить? — А смысл?»
Детективно-приключенческая сторона — завлекает, все довольно живо читается. Много чего выясняется, в том числе и из первой книги. И что характерно, можно попытаться угадать, о чем будет третья. Хотя, надеюсь, не угадаю.
Но на самом деле — внимание — вся эпопея, как теперь становится довольно ясно, есть ни что иное, как творческая переработка под современные взгляды и мотивы знаменитого романа Кларка «Конец детства». И знаете, это даже вовсе не плохо. Потому что идеи, выдвигавшиеся там, актуальности не потеряли. Так что это не недостаток, а может, даже, вовсе наоборот. Новые поколения тоже заслуживают приобщения к ним (а классическую фантастику сейчас читают не очень много).
Если учесть, сколько чего Лукьяненко в последнее время уже опубликовал, и сколько еще планируется — у него явно наступила «третья молодость».
webstranger, 5 апреля 2023 г.
В отзыве на прошлый том https://fantlab.ru/work1389575#response458760 писал, что Лукьяненко писатель талантливый + хоть и не дурак, но при этом умудрился остаться Ымперцем что чревато вывертами сознания... оно справедливо вообще и для этого тома так-же как первого.. а вот про «да и политики в первом томе минимум» .. не то чтоб во 2м стало дофига НО.
НО писатель таки даже если не сам яркий продукт общества в котором творит, то работает на «соц.заказ» читателей (как себе его представляет). Вот Ланцов мне прямо сказал, что сейчас не то время чтобы люди думали об общечеловеческих ценностях — сначала нужно о своих позаботиться потому его последний попаданческий сериал о том как СССР всех поимел и делит мир примерно как Сталин с Гитлером. Читаем лисицина Лю Ци Сина и видим агрессивный национализм и ксенофобию китая Си в преломлении его теории «Тёмный лес»... не, Я понимаю что нужна борьба и драмма и «прилетели инопланетяне и вместо того чтоб захватить стали халявно делиться технологиями и подтягивать до своего уровня» читать не будут (хотя у Дьяченко есть отличный «Мигрант») НО вот «Игра Эндера» вроде внешне про борьбу за жизнь человечества против инсектоидов, а оказывается про войн не должно быть — они от недопонимания.
Далеко удрейфовал в сторону, вернёмся к философии Лукьяненко
- обратный карго-культ Ымперца. Ну т.е. судят прежде всего по себе все, но одни видя что в их реальность не укладываются факты других пытаются их понять... а тут раз вокруг «коммунизм превратился в пародию на капитализм» то и «на социализм» непременно пародия, а не постепенная эволюция. Да и идеологий осталось дофига, местами с трагическими последствиями... собственно исповедуемая афтаром теория игры с нулевой суммой (ну или не исповедуемая самим, а засунутая в основу мира «Изменённые») это тоже идеология, причём ублюдочная идеология делающая как «пародию на капитализм» агрессивно опасной.. так и мир «Изменённых» апокалипсисом... правда во 2м томе ещё далеко до развязки и мир всё прорисовывается НО
Я могу понять людей живших столетиями в мире где был весьма исчерпаемый ресурс обрабатываемой земли и государства воевали за количество земли=крестьян=воинов которых те могут содержать, могу понять Мальтуса — паровой двигатель только изобретён, промышленная революция уже меняет мир вокруг него, но большая его часть ещё живёт старыми мерками... а вот освобождавшие «жизненое пространство» для своей нации уже после 2й промышленной революции это кроме всего прочего из-за узости мышления и тупизны. Вроде уже кажется все разглядели «конец истории» Фукуямы — сотрудничать явно выгоднее чем воевать, более того от войны в новом мире выгоды нет вообще.. ресурсы ранее казавшиеся конечными — например нефть, вроде, сменившая зерно вопреки регулярным предсказаниям оказывается достаточной для всего человечества и после дат когда она должна была совсем кончится. Даже плутократы что-то заподозревали и провозгласили «люди — новая нефть» соответственно и афтар не может сделать что-то другое предметом войны более развитых цивилизаций.. точнее
нельзяж признать ценность людей как таковых, а если добавить что им для творчества нужна свобода вообще не по православному Гундяевски выйдет, потому берём производное от людей и мучаемся с обоснованием как оно может быть конечно и вместо взаимовыгодного развития инопланетянам было выгодно ограничивать другие цивилизации
пока афтар решил не расшифровывать и даже так получилось весьма противоречиво — «допускать их развитие означает создавать себе конкурентов».. если идёт движение к Высшим, то двигающиеся в том-же направлении не конкуренты... да и «смыслам» придётся придать свойства одноразовости ну или там афтар почитает про NFT.. типа пользоваться могут все, а вот возвышению способствует только владельца. Но не суть, суть что развите и распространение других цивилизаций позволит им производить больше «смыслов» = должно быть всем выгодно. Ну да это не первый нифига не логичный мир.
Ну да, старое «не Я такой, жизнь такая»\«надо бить первым»\«или мы или они» и в дополнение — мирный путь для «искалеченного интеллекта Слуг»
Короче более развитые цивилизации просто ловчее держат в рабстве — по любому есть царьки\элитки которые паразитируют и захватившие Землю\земли чужие ничем не лучше или хуже своих ... ну примерно как для крестьян были феодалы — пофиг было что английскому пахарю на французском ли говорит его новый хозяин, что российскому. И куда ГГ податься? В наёмники — мелоко и противно. Самому в феодалы (основать свою фракцию и бороться с инсектами\прежними\торговцами) — тоже должно бы противно.. но почитаем.
Да, с точки зрения развлекаловки — чтиво не ухудшилось: боёвка, приключения и разворот сюжет сбалансированы, тема сисег активно раскрывается и афтар даже умудряется объяснить почему гаремник идея плохая.. ГГя доводят до этого «смысла» ну и вчитывающийся психологизм этого грокнет.
aviraen, 18 ноября 2021 г.
Итак прочитано. Много писать не буду.
Вот вы помните как раньше в девяностых делали вторые части фильмов и игр?
Делали абсолютно тоже самое но больше и круче?
Так вот это оно.
Тот же самый сюжет по той же самой схеме был построен точно так же.
Разбавлен некоторой долей жызы от автора (рассуждения про полиаморию от автора кстати правда здравые).
Добавлено немного классической лукьяненковской «глубины» со СМЫСЛОМ.
И классический финал.
Мне теперь реально интересно он сможет написать ту же самую книгу в третий раз.)
Рекомендую всем поклонникам автора на самом деле.
Годный простой посмодернизм, приятно щекочет память о старых книгах.