Фриц Лейбер «Битовое скопление»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Вне Земли (На орбите Земли )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На орбите вокруг Земли, присоединенные к исследовательскому спутнику, висят прозрачные шары, в которых живут люди, которые по разным причинам не нашли себе места на Земле: битники, дзен-буддисты, хиппи, и прочие, которых добропорядочный обыватель обычно называет «всякий сброд».
И были они полностью довольны своей жизнью, пока новая администрация спутника не решила выселить их обратно на Землю...
Входит в:
— журнал «Galaxy Magazine, October 1961», 1961 г.
— сборник «A Pail of Air», 1964 г.
— антологию «The Seventh Galaxy Reader», 1964 г.
— сборник «The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber», 1990 г.
- /языки:
- русский (1), английский (7)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- О. Клинченко (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 12 июля 2016 г.
Да в мое время мы все хотели быть битниками, но так ими и не стали. Нужно было учиться в школе, затем в институте, защищать диссертации... И лишь отдельные элементы мы могли себе позволить на этом длинном пути. Назло всем мы носили длинные волосы, брюки клеш и слушали Ролинг Стоунз и Битлс... Автору удалось передать ту атмосферу битников, о которой мы мечтали и так боялись ими стать, ведь партия и правительство могли легко нам перерезать кислород... Но, как в этом рассказе никто не рискнул серьезно ломать, ведь это может и аукнуться.
ааа иии, 14 июня 2011 г.
Ученость и культура у Лейбера отнюдь не узницы библиотек, не пароль, как у Стругацких и Стивена Кинга. Они — материал, который он, подобно шкатулочнику Гибсона, режет и клеит независимо от исходного назначения. Поэтому его описания, как правило, интереснее описываемого, а речи — говорящих. Может, он с пеленок знал, насколько искусство лучше тех, кто его делает? В результате не сюжет или идеи, а атмосфера, диалоги и определенная сумасшедшинка позволяют перечитывать Лейбера через десятилетия. И есть ли лучшее доказательство принадлежности к классике?
Этот рассказ, правда, такой классикой не стал. Зато им Лейбер опроверг заблуждение, что НФ двигали люди НТР.
«Как вам известно, люди представляли себе завоевание космоса исключительно в виде военных аванпостов и выверенного действия механизмов...» Правда, Хайнлайн считал, что без баров к звездам не добраться, а уж злачных зон вокруг космопортов — от Каттнера до Уотт-Эванса. Однако трущобы в невесомости? Заселенные монтажниками, джазменами и йогами? А почему нет? Не наивно ли полагать, что можно забраться настолько высоко, что их там не будет? Или что те, кто борется с фавелами и шанхаями перекрывая воду — ибо праздны они, праздны, — останутся на Земле.
Больным ныне невесомость не показана, зато ключевое понятие, отличающее умельцев Лейбера от обитателей эфирных селений Циолковского, астероидов Стерлинга и промзон Мирера, не устарело. Однако такая вольная жизнь настолько специфична, что оценили ее только 80-е, когда то, что образовалось вместо обещанного теоретиками единства, вывело в космос растафари «Нейроманта» и сквоттеров «Вакуумных цветов».
Сам Лейбер вырастил из «кластера битников» свои лучшие НФ вещи — «Призрак бродит по Техасу» и «Корабль призраков». Но это другая история.
Эта же вызывает три вопроса.
1. Почему власти вечно притворяются, что им не нужны поставляющие руки для работы и девушек для досуга? США, Европа, Россия, Япония... Век 19, век 21... одна и та же песня.
2. Почему в России никогда не было повсеместно известных колоний бедных, но талантливых? Ни Монмартра, ни Гринвич-Вилледжа. У нас кучкуются не так — выставки, «Бродячая собака», Таганка, Грушинка.
3. А можно ли считать подобные «гроздья винограда» времянками первопроходцев? Очень уж эти шары сверхпрочного шелка напоминают стойбище у вокзала.
Перевод читаем, но из-за огрехов, вроде «битового» вместо «битниковского» и мелодии « «Синего быка» Пола Буниана», шершав.
Рекомендую любителям радио: вот как представлял себе актер старой закваски живой эфир без синтезаторов и фанеры.