Екатерина Годвер «Иволга будет летать»
Еще до начала эры космической экспансии человечество на Земле отказалось от дальнейшего развития разумных машин в пользу простой имитации разума, достаточной для выполнения практических задач. Но столетия спустя на отдаленной планете Шатранг вопрос о создании подлинного машинного разума встает вновь. Командующий колониальной базой полковник Смирнов видит в разработке ИскИнов, способных использовать феномен «темпоральной интуиции», единственный шанс разрешить технологический кризис. Но происходит катастрофа: во время выполнения рейса к одной из горных научных станций терпит крушение и погибает лучший летчик-испытатель Дармына Денис Абрамцев. Авария выглядит необъяснимой и ставит будущее проекта под сомнение...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Neradence, 20 сентября 2022 г.
Ничего не зная об авторе, кроме того, что Годвер вроде как публиковалась в журнале «Рассказы» с короткой прозой, но это не точно, я взяла читать «Иволгу» вообще без всяких ожиданий.
Оказалось, что это очень даже хорошо.
«Иволга» — приятная планетарная фантастика, заметно напомнившая мне раннее, светлого, так сказать, периода творчество Стругацких. Фантастика в романе скорее социальная, чем твёрдая, и основной фокус здесь на отношениях между людьми, ИИ и общечеловеческими ценностями. Вдобавок есть некоторая примесь детектива, потому что читателю вместе с персонажами предстоит выяснить правду о катастрофе, и эта линия сильно оживляет происходящее и придаёт ему интриги.
Роман небольшой. Не сказать, чтобы при своём объёме он к тому же изобиловал событиями, но читается очень легко: автор постоянно удерживает интерес читателя, ловко развешивая вокруг сюжетные ружья. Отличный язык повествования, текст очень приятно звучит, не перегружен, но и не упрощён до журналистской бойкости, прямо золотая середина.
Основное сюжетное действие крутится вокруг авиакатастрофы, в которой погиб первый пилот маленькой местной колонии землян и сильно пострадал ИИ, выполнявший в разбившемся вертолёте роль штурмана. Мало того, что просто надо проводить следствие, так на колонию ещё внезапно сваливается техинспектор, у которого полно своих соображений о безопасности использования «неклассических» ИИ, и чем больше выясняется об аварии, тем больше вопросов и подозрений, что с ней что-то не так. Немножечко затронута тема колонизации космоса, загадочного возможного явления некоей человеческой протоцивилизации, заселившей вселенную когда-то задолго до того, как Земля вышла в космос, и общего блага, превалирующего над благом индивидуальным, что не всегда хорошо ложится на человеческие взаимоотношения.
Не обошлось в этих отношениях даже без любовного треугольника, который отчасти и послужил толчком для всех событий. Однако за счёт удивительно приятных персонажей (не все они делают безусловно умные вещи, но все они человечны и понятны) даже эта романтическая линия, обычно вызывающая у меня только острое чувство тоски, воспринимается хорошо.
Дополнительным действующим лицом является ИИ, который при этом предстаёт центральным персонажем и отчасти — некоторым олицетворением прогресса, при попытке запихнуть его в «безопасные» рамки способного непредвиденно выйти из заложенного доброго и вечного. При этом в сложившихся условиях у персонажей почти не остаётся выбора — либо они признают, что пора всё менять, либо планета их перемелет, потому что природным катастрофам до страха перед новым и неизведанным вообще нет никакого дела.
Для меня было маловато технических подробностей, кое-где только пару раз упоминалось что-то вроде существования нуль-порталов или там кристаллической структуры искусственного мозга, но не скажу, что это прям помешало. Просто я люблю, когда сильно твёрже, хотя конкретно этому роману для раскрытия поднятых тем и так подробностей хватило.
Больше всего лично меня порадовали две вещи: во-первых, роман очень продуманный, все сюжетные линии переплетаются и закрываются в финале, нет такого, что что-то осталось просто висеть в воздухе, во-вторых, он очень обнадёживающий. Его концовка — спокойно-оптимистичная, без неприятной слащавости, но и без страшно популярного в русскоязычной литературе референса вселенских страданий. Персонажи принимают ту реальность, в которой они оказались, и продолжают в ней жить, и не складывают лапки, а активно работают над тем, чтобы эту реальность сделать лучше.
И это прямо хорошо.
Положу Годвер себе на читательскую полочку и с удовольствием прочитаю у неё что-нибудь ещё.
Hellequin, 12 февраля 2021 г.
В кои-то веки мне удалось наткнуться на сбалансированную, написанную приятным языком, выдержанную в классическом духе научную фантастику, при чтении которой не пришлось спотыкаться о типичные ошибки начинающих, не пришлось читать длинное занудное техническое порно и так далее.
Тут есть всё, что должно быть, и ничего больше.
Интересный сюжет? Вот он, одна штука. Расследование аварии, в ходе которого одна за другим всплывают интересные подробности, да ещё и умело нагнетается атмосфера. Не всё так чисто на Шатранге…
Живые персонажи? Вот они, целый набор. Тут тебе и хитрый технический инспектор-следователь, профессионал до кончиков ногтей, и жена погибшего пилота со своей личной драмой, и сам погибший пилот, который, несмотря на смерть ещё до начала событий книги, вполне может считаться полноценным персонажем, да ещё и выглядит при этом живее иных. И горцы, витиеватые мудрости которых не смотрятся убогой диванной философией, и так далее.
Техническое порно? Вот и оно, красиво снятое, сиськи у актрисы отнюдь не силиконовые, да и задница ничего так. Тут тебе и описание базы, и техники, и условий на планете, и вообще всего, и при этом читать интересно, потому что его ровно столько, сколько нужно, и ни буквой больше.
При этом даже мелочи выписаны красиво. Вот, например, столкновение суеверий и науки:
Присутствует и обоснуй всему, что может вызвать вопросы. Вы удивляетесь, что аборигены Шатранга выглядят, как люди? Это будет объяснено. На планете проблемы с транспортном? Вот, ознакомьтесь, почему. Задались вопросом, а почему не упоминались чёрные ящики на «Иволге? Так вот он, был, данные расшифровываются. Ответ даётся ровно в тот момент, когда вопрос переходит в стадию «хм, ну это уже точно недоработка», после чего «недоработка» исчезает.
Но это всё, конечно, только оболочка: научной фантастикой книгу делают не персонажи и не сюжет (при всей их важности как таковых, о чём я тут уже писал в блоге), а идея. Без соответствующей жанру идеи даже самая интересная книга будет всего лишь антуражкой «с закосом».
Обещанных проблем касательно искусственного интеллекта здесь поднимается и обсуждается много. Ключевые из них – вопрос про опасность ИИ-личности и машинной логики, которая возникает после завязки и затем нитью проходит через всю книгу. Кроме них – вопросы более мелкие, такие как соблюдение первого закона робототехники, правовой статус ИИ, вопрос отношения к ИИ как к личности, ну и, конечно, моя любимая проблема вагонетки:
Всё это разбирается очень подробно и по каждой детали в конечном итоге формируется полноценное мнение, с которым можно согласиться, можно полемизировать, но факт в том, что оно есть – книга полностью цельная. Весь сюжет так или иначе подчинён анализу основных вопросов. Нельзя сказать, что здесь есть какие-то крутые повороты – фабула достаточно предсказуемая. Но эта книга и не претендует на лавры остросюжетного триллера или детектива. Она читается не для того.
Впрочем, после разрешения вопросов научных точно так же разрешаются и драматические.
Роман изрядно так напоминает творчество Стругацких – в хорошем смысле, пахнет тут и Азимовым. Помимо отсылок вроде нуль-транспортировки, упоминания прогрессорства и прочих мелочей, которые сами по себе погоды не делают, здесь выдержана в нужном духе атмосфера и мир, что сделать гораздо сложнее. Я не являюсь большим поклонником Стругацких, но проделанную работу оценить могу, и на мой взгляд она удалась на все сто.
Во всех смыслах, потому что это действительно хорошая книга.