fantlab ru

Яна Вагнер «Тоннель»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
102
Моя оценка:
-

подробнее

Тоннель

Роман, год (год написания: 2021)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Несколько сотен человек внезапно оказываются запертыми под Москвой-рекой. Причина неизвестна, спасение не приходит, и спустя считаные часы всем начинает казаться, что мира за пределами тоннеля не осталось. Важно только то, что внутри.

«Господи, сколько можно притворяться! Нет отсюда никакого выхода. Его нет. Ничего тут нет — ни лестниц, ни лифтов. Там река наверху. Тридцать метров воды, а вокруг бетон. Сверху, снизу, справа, слева — везде. Со всех сторон. Его можно только взорвать. Мы отсюда не выберемся».

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Большая книга, 2024

номинант
Большая книга, 2024 // Победитель читательского интернет-голосования. 2-е место

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Тоннель
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман можно свести к анекдоту про европейца и бедуина. Ну, там где европеец будет сопя, пыхтя и жертвуя всем бороться с пустыней, песчаной бурей и тд и в итоге сдохнет, а бедуин просто завернется в плащик и подремлет, пока погода не наладится. Посыл видимо такой. Или же такой, что не надо быть пассионарием, не стоит бросать дрожжи в деревенский сортир и пр банальности.

Если по сюжету

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то какова вероятность, что в одном деревенском сортире, ах сорри, тоннеле под Москвой-рекой сойдутся крупный правительственный чиновник со свитой, психопат с двумя некомпетентными чуть более чем полностью ментами и бурлящие инициативой проходчики с почти полным набором проходческих инструментов? Что вдобавок именно в этом тоннеле окажется вход в правительственный бункер, о котором знает крупный чиновник? Что не будет очевидных запасных выходов, не будет проводной телефонной связи и тд? Отметим, что без любого из этих компонентов, со стандартным набором персонажей, возвращающихся после выходных в город, сюжет бы не заработал. Но конечно если запихнуть в одну банку скорпиона, фалангу, змею и жабу, эффект может получиться захватывающий

Насколько роман Яны отражает социальную картину современной России, оценить сложно. С одной стороны, реальная актуалочка с мигрантами. С другой, чиновники на зрп с 5 нулями (угу, и цена двушки в пределах садового кольца, по её мнению, наверное 10 лямов, не больше), мощные правительственные старцы и их шоферы, считающие, что интернет это то, что включают кнопкой айтишники. В целом, все представители власти в романе настолько некомпетентны, что вызывают лишь чувство острого испанского стыда. Насколько это соответствует реальности, опять же хз, однако кажется не все так просто.

Что касается физики

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

автор, полагаю, с кем-то консультировалась, но лично меня терзают смутные сомнения, что 500 человек могут за несколько часов выдышать весь воздух даже в герметично закупоренном 3 км тоннеле. Тем более что последние пару часов тоннель вроде как сообщался с другим, где с уровнем кислорода все было ок. Я пару раз спускалась в достаточно глубокие пещеры и от гипоксии не страдала, притом что искусственной вентиляции там 100% не было.

В итоге создаётся впечатление, что Яна сама не очень в курсе некоторых современных реалий, экономических, социальных, да и с физикой и инженерными науками у неё роман не задался. Текст все же не социалка, а именно что герметичный триллер, вдобавок построенный на череде факапов. В таком виде и со всеми закинутыми в варево вышеперечисленными компонентами он работает, ну как работает — сопит, попердывает и вяло ползёт по тоннелю к бетонным воротам крайне неправдоподобного объяснения. На шестерочку и на скоротать вечер покатит.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А туннели выводят на свет?

"— Не понимаю, — сказал старлей. — Откуда здесь гермодвери? Это же не метро.

— Что такое гермодвери? — спросила женщина-Мерседес.

— Вы что, книжек не читаете? Ну, гермодвери. Чтоб не пропускать воду, газы и радиоактивную пыль.»

Я тоже никогда не слышала о гермодверях, но из контекста поняла, что это сокращение для «герметичных дверей». Створки именно таких съехались июльским вечером, отсекая от мира примерно пятьсот человек. Но сначала они просто торчали в ожидании «зеленого», усталые, как чаще всего бывает после дачных выходных; переругивались; солидарно злились на очередной «членовоз», из-за которого их тут маринуют битых сорок минут; разглядывали соседние машины. Потом навстречу направлению движения пронесся мотоциклист, сбивая зеркала, а за ним хлынула бегущая толпа с другого конца четырехкилометрового тоннеля под Москвой-рекой. На выезде не только ворота закрылись, но еще и сверху рухнула огроменная железная решетка, перерубив пополам «Фольксваген Гольф».

Так начинается роман Яны Вагнер, которая не часто балует своих читателей новинками, этой истории мы ждали пять лет, и она стоила каждого года ожидания. Вот что интересно: когда думаешь, что работа над романом начиналась в другой, еще даже доковидной действительности, то невольно ждешь когнитивного диссонанса. Кажется, нас достаточно сильно изменили несколько последних лет. Или это только кажется, на самом деле всегда люди как люди. Разные вопросы только портят их, когда квартирный когда национальный, политический, даже прививочный — те, посредством которых нас так удобно разделять и властвовать. И может быть главное достоинство книги в этом напоминании, что мы, в общем, те же самые люди.

Роман-катастрофа «Тоннель», немалый по объему, со множеством персонажей охватывает промежуток с позднего воскресного вечера до очень раннего утра вторника, скорее даже ночи с понедельника на вторник. Чуть больше суток, в которые умещается невероятное количество событий, драматизмом и накалом страстей не уступающих древнегреческой трагедии. Хотя, при чтении, действие этой, проглоченной, тоже примерно за день, книги казалось занимающим не меньше недели. Событийный ряд невероятно плотный, читатель следит за происходящим в разных концах замкнутого пространства с разных точек, видит все глазами непохожих друг на друга людей, мячик сюжета касается очередного персонажа ненадолго и летит дальше без той эмоциональной привязки, какая обычно возникает с подобным эстафетным действием.

Вагнер хорошо умеет в «я — это ты, ты- это я», мы помним «Вонгозеро» и «Кто не спрятался» и похоже, вот это разнесение читателей и персонажей — намеренный авторский прием. Догадываюсь, чем обусловленный, но говорить не могу: пре-рецензия на остросюжетный роман не предполагает раскрытия фабулы, все-таки продажи стартовали только сегодня, а поскольку книга самый ожидаемый релиз весны, то читателей у нее наверняка будет много, хочется сравнить впечатления, но это будет нескоро. Один читательский отзыв я уже видела, и хотя обычно совпадаю с его автором в оценках, в этом случае расхожусь диаметрально. Все герои выпуклые, яркие и совершенно живые, всякий со своей понятной мотивацией, не идущей вразрез с повествовательной логикой и не нарушающей каузальности. Я сказала «все», на самом деле, мотивации нескольких персонажей не поддаются разумному осмыслению, остаются за границами читательского понимания. Арестованный с заднего сиденья патрульной машины, чиновница, сановный человек из «Майбаха». Понимать, что ими движет, а значит — предсказать, каков следующий шаг этих людей практически невозможно. Собственно, это и двигает сюжет

Повествовательной логике in general появление этих джокеров в колоде персонажей не противоречит. Ждать в изначально деструктивной ситуации от всех участников конструктивного поведения было бы неоправданным оптимизмом. А наличие властных идиотов, которые рвутся руководить и убеждены, что знают как лучше для всех, в реальности заботясь лишь о себе, усугубляет абсурдизм до катастрофы. Альтернатива, без которой все происходящее выглядело бы бессмысленным и беспощадным, наглядно показывает, как можно было бы без них, без машины под решеткой, без доброхотов-строителей, которые хотели как лучше, а получилось как всегда. «Тоннель» — тот случай, когда в постоянном напряжении ждешь развязки, борясь с из детства искушением заглянуть в конец, чтобы узнать, как все разрешится. Специально для нетерпеливых — даже если бы заглянула, не поняла бы, надо читать подряд, здесь все предельно плотно увязано.

Потрясающая книга: читается как триллер, оставляя послевкусие притчи. Яна Вагнер мастер, безусловно.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжета, к сожалению, не обнаружил. Книга безумно растянута, и все, что происходит в ней, могло бы уместиться на 20 страницах. По сути, это рассказ.

Еще один недостаток – очень странный слог в этом романе. Порой кажется, что автор не знает меры. Например, он может интегрировать в одно предложение до 10, и получается одно растянутое предложение, в которое даже диалоги умещаются! Это ужасно.

В целом, роман является мусором. Он мог бы подойти для кино, если бы сюжет был доработан и была добавлена хоть какая-то движуха.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большой фанат «Эпидемии», поэтому очень ждал выхода книги, но ожидания не оправдались. Пока осилил лишь треть книги и единственная мотивация дочитать — узнать причину случившегося.

Главное достоинство книги — психологическая достоверность: все центральные персонажи выглядят живыми людьми со своими страхами и реакциями, их диалоги звучат вполне органично. Довольно забавный ход с именованием героев через марки их машин — как ни странно, все эти «женщины-мерседесы» не раздражают.

Но пространство тоннеля всё же дает о себе знать — роману банально не хватает динамики. Герои буквально ходят туда-сюда под разными предлогами — у них попросту нет той самой точки Б, в которую надо добраться (один эпизод с перегоном машин растянут на десяток страниц). Это топтание на месте сильно смазывает общее впечатление. Есть ощущение, что дело в неудачном выборе места действия: катастрофу стоит подавать или с размахом (в масштабах метро, города) или напротив сжимать всё до совсем небольших помещений и малой группы участников. Застрявших людей, насколько я понял, две-три сотни — автор при этом не дает даже скупых описаний массовки, а постоянно «кружит» вокруг десятка персонажей.

В общем, книга страшно растянута — кажется, её спокойно можно было бы ужать до повести или рассказа и снять полнометражный фильм-катастрофу в духе «Метро».

UPD Бросил на половине, ни о чем не жалею)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как насчет литературной ценности этого романа ( с творчеством автора ранее не был знаком). но при оценке почитанного всегда ориентируюсь на внутренние ощущения более, чем на старательный пошаговый анализ. В целом книга тянет на крепкий середнячок. Никаких откровений или упоительного чтива не ждите. В меру интересно, позволяет погрузиться в атмосферу истории без большого напряжения сил и фантазии. Это уже не плохо. Но у меня осталось крайне неприятное послевкусие от прочтения. Как будто подсунули красивое наливное яблочко, а на поверку оно оказалось с гнильцой. Все что касается описания человеческих взаимоотношений, диалогов, мыслей и эмоций персонажей вызывает устойчивое чувство гадливости. Может это такой литературный прием автора, а может и, правда, Яна Вагнер так видит окружающий мир. Какое-то кривое зеркало. Кругом только грязь и тухлые человеческие душонки. Написано явно не от большой любви к нашим соотечественникам и вообще к людям. Если автор хотел показать современный социальный срез нашего общества, то с явным перекосом в так любимый творческой интеллигенцией либерализм, который так манит своим прекрасным «садом» нецивилизованных восточных «варваров». Повесточку скармливают читателю как яд, по капле на каждую главу, а количество штампов вовсе зашкаливает (невинные бедные среднеазиатские мигранты, некомпетентные полицейские, мразь-чиновник, простые люди как быдло и т.д.). Сильное отторжение вызывает обилие мата. Тоже,видимо, литературный прием. Только в результате получилась карикатура на жизнь, гротеск.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В тоннеле срабатывает какой-то защитный протокол и выезды закрываются бетонными задвижками. И в пробке из сотен машин начинается борьба за жизнь... То же Вонгозеро, но в профиль )

Задумка сюжета вполне достойная для постаппалиптического романа, нагнетать атмосферу автор умеет, но дальше начинается кринжатина... Ощущение какой-то неадекватности запертых в тоннеле людей не покидает до конца романа. Люди много по-женски рефлексируют и истерят. Конечно, в стрессовых ситуациях можно ожидать эмоциональных и нелогичных поступков, но не настолько же люди глупы и инфантильны. Ещё раздражало, что автор смачно описывал, то на чем обычно акцентируются женщины, например, запахи и одежду. А вот технические, логические, количественные моменты как-то поверхностно. Вот сколько людей должно быть в тоннеле? Если пробка достаточно плотная больше 2 км, три полосы и во многих машинах по несколько человек? Вот у автора всего 500. Из плюсов — качественная аудиокнига. Дослушал затянувшийся роман с некоторым усилием, уж больно гадкое ощущение было от повествования. Развязка совсем не впечатлила. Вывод такой: книга написана блондинкой и для блондинок... Или культурней так — это женский роман о том, как страшно оказаться без влажных салфеток в компании вспотевших людей, которые начинают тупить на фоне недостатка кислорода и света.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о людях, застрявших в автомобильном тоннеле под Москвой на почти двое суток, и как они с этой ситуацией не справились.

Когда работаешь в коммуникациях с людьми в реальности, в саппорте и комьюнити-менеджменте, честно говоря, каждый день видишь разную грязь. Вероятно, оттого мне не интересно наблюдать, на какое дно могут погрузиться герои, запертые в тоннеле, и как они грызутся друг с другом. Меня держал интерес узнать причину, почему люди оказались в этой ситуации — но и конец разочаровал, он ощущается как отписка, и я бы больше поверила в простую человеческую тупость, ошибку или даже упавший метеорит или ядерную бомбу, честно говоря. Финал ощущается как отписка.

При обсуждении с книжным клубом мы отмечали также, что ни за одного из героев не хочется в целом переживать. Возможно, это авторская задумка, что они все такие карикатурные, безымянные, люди-функции или люди-роли. Но кажется, что вера в героев и события — это важные составляющие книги. Тут с ними как-то не сложилось.

А ещё впечатление, что книга писалась сразу с прицелом на сценарий, так как по роману «Вонгозеро» Вагнер сняли популярный сериал «Эпидемия». Но даже если тот роман лучше этого, я вряд ли буду читать Вагнер в будущем, увы, не моё.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я ничего не знала заранее про сюжет этой книги — даже аннотацию не читала, и поэтому на этапе завязки читать было довольно интересно: я долго не могла уяснить, а в чем вообще будет состоять сеттинг романа и вокруг чего будет разворачиваться весь сыр — бор.

Для выбранной автором писательской манеры написано все очень мастерски — мне вспоминалась какая-то очень «крепкая» советская классика в ее лучших проявлениях. Вообще степень проработки реплик, деталей, героев, их потоков сознания и всей стилистики текста просто потрясающая, и качество текста, на мой взгляд, высочайшее.

Текст состоит из небольших упорядоченных во времени коротких зарисовок по взаимодействию персонажей между собой, но одновременно в эти кусочки текста, кроме перебрасывания репликами и того, кто и о чем в этот момент подумал и как выглядел, вставлены какие-то воспоминания, желания, глюки и так далее.

Автор работает с большим количеством персонажей, и в каждом фрагменте один из персонажей на время становится центральным, а остальные как бы лишь немного выхвачены из толпы и идентифицируются лишь по их одежде, автомобилям, предыдущим репликам и по возможному участию в предыдущих эпизодах совместно с текущим центральным героем.

Яна Вагнер не особенно вдается в рефлексию героев по поводу не слишком обнадеживающих перспектив их будущего, что на самом деле является довольно большим плюсом для читателя, ибо в противном случае чтение могло бы сделаться совсем мрачным.

Автор помещает героев в пугающую ситуацию, но при этом безо всякой мистики и фантастики. Антураж всего происходящего реалистичный. Возникает вопрос: зачем автор затевает этот эксперимент? Напрашивается версия, что целью было проследить, как люди проявят себя в экстремальных условиях. И вот читатель за этим наблюдает. Видит ли он в итоге что-то необычное или просто что-то интересное? Ну, для меня это было просто много-много мини рассказов об обычных ничем не примечательных людях с обычными будничными мечтами и заботами, поэтому степень лично моей заинтересованности была довольно умеренная.

Я ожидала чего-то более интересного именно в плане собственно сюжета, чего-то более фантастического и менее бытового и реалистического. Да и, в общем-то, даже оставаясь в жанре реализма, можно было дать читателю больше пищи для размышлений в плане какой-то интересной информации помимо рефлексии персонажей по поводу более или менее удачного выбора собственной профессии и устройства личной и семейной жизни.

Кто-то сравнил бесконечные обсуждения и споры в романе со знаменитым фильмом Эльдара Рязанова «Гараж», и я склонна согласиться с этим мнением.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яна Вагнер — уникальная писательница с чешскими корнями (на мой взгляд ее сильнейший детектив «Кто не спрятался» сюжетно происходит на курорте в зимней Чехии).

Все книги Яны бестселлеры и написаны на очень высоком уровне: «Вонгозеро» — по которому снят сериал Эпидемия, «Живые люди» — снят второй сезон Эпидемии (представлен на кинофестивале в Каннах), «Кто не спрятался» и наконец — «Тоннель».

Яна задает высокую писательскую планку тем, что в книге много мыслей и вопросов, которые прикрыты жанровой историей.

Какова природа власти?.. Власть вообще это явление со знаком + или -. Что было бы, если в тоннеле оказался бы только персонаж из Майбаха, без Чиновницы... Что было бы, если бы вообще среди запертых не оказалось майбаха — стало бы все лучше или наоборот сильно хуже?..

Стоит ли стремиться наружу, если там может быть опасней.

Может сосредоточиться над тем, чтобы выжила небольшая часть чем погибнуть всем.

Почему перед лицом гибели кто-то действует, а кто-то ложится и ждет конца.

Почему часто самые активные и громко говорящие личности — агитируют толпу на неправильные (не оптимальные для выживания) действия.

Способны ли современные люди в принципе к кооперации на уровне отдельных личностей или обязательно произойдет сегрегация по каким то признакам (по национальности, образованию, религии, по силе и т.п).

Да и вообще — надо ли тихо мирно, экономя ресурсы — ждать помощи от внешнего мира? Или же пытаться решить ситуацию самим (от попыток спастись может стать еще хуже, что и происходит когда повреждают силовой кабель и в тоннеле останавливаются вентиляторы).

Все это запаковано в хороший слог, динамичный сюжет, какие то персонажи могут показаться некоторым читателям не правдоподобными (или они будут не согласны с их описанием) — но автор их видит так.

Интересный ход в финале — когда группа прорывается, но не наружу, а как оказывается — в соседний тоннель, с такими же запертыми людьми — у них оказывается совсем иная реальность — детей кормят арбузами и играют в слова.

А у наших героев — в их тоннеле — происходило совсем другое и прямо противоположное. В чем причина, это случайность или разный набор людей дает разный итоги (тогда какой какие).

Итого имеем очень хорошую историю, современную, с хорошим послевкусием и темами для размышления — это дорогого стоит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга. Прочитал на одном дыхании ! Стремительно развивающийся сюжет. Как здорово выписаны все персонажи !! Перечитывать бы не стал — жутковато ! Отличный слог ! Очень реалистичный сюжет !

Поставил оценку — 8. Яна Вагнер — это не Шукшин и не Азимов. Но пишет великолепно !

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на явные «рваные дыры» — сюжетные несоразмерности и слабости романа, «Тоннель» Яны Вагнер обладает редким свойством: его хочется читать (или, как в моем случае, слушать). Автор умело цепляет внимание так, что оторваться непросто.

Внимание: рецензия содержит спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет прост, но захватывающ: пятьсот человек оказываются заложниками длинной московской пробки в тоннеле, неожиданно заблокированного с обеих сторон. Обездвиженные, отрезанные от внешнего мира и лишенные элементарных ресурсов, герои — чужие друг другу — вынуждены бороться за выживание. Эта замкнутая, безысходная ситуация становится лакмусовой бумажкой: вскрывается вся палитра человеческой природы — от самоотверженности и взаимопомощи до эгоизма, жестокости и отчаяния. Под давлением ограниченности ресурсов вспыхивают конфликты, превращая тоннель в метафору общества в кризисе — в мини-модель социального хаоса.

Главное «несуразное» романа — это не сама катастрофическая обстановка, а удручающий процент идиотов среди персонажей. Сначала хочется спорить: неужели в реальности вокруг нас действительно столько «хороших» и «плохих» глупцов? Глупцов наивных, замкнувшихся в собственном мире, или прилипших к устаревшим «истинам» вроде хорошего СССР и врачей-заговорщиков с ковидом и химтрейлами. Список идиотий можно продолжать бесконечно, но при всей гротескности, постепенно понимаешь — к сожалению, автор недалека от истины.

В романе симпатии вызывает лишь несколько персонажей. Первое место, безоговорочно, занимает «чиновница в синем костюме». Это единственный действительно здравомыслящий, обдуманно действующий человек, не жалеющий ничего, чтобы спасти людей, в том числе и себя. Работающая на пределе, она совершает почти невозможное, превращаясь в своеобразный моральный компас текста. Телохранитель-майор — еще один логичный и понятный герой, воплощающий профессионализм и сосредоточенность. Но его внезапное отупение в конце романа — очевидный прокол автора, раздражающий неестественностью. Достойно раскрыт и чиновник из «Майбаха», но тут автор топчется на старости и болезни всеми силами, и благодаря этому «чиновница в синем костюме», конечно, доминирует. Она моложе, сильнее, и действительно действует.

Еще к условно положительным героям можно отнести «Патриота» — он прост, прямолинеен, но черт возьми — адекватен. Его поступки не вызывают отвращения, от понятен и в рамках возможностей разумен. И хочется верить — жив, для этого у него максимум шансов, несмотря на бегущую к нему толпу.

Остальная галерея персонажей — пандемониум: настоящий цирк абсурда, лучшие представители которого разве что не вызывают тошноты. Среди толпы идиотов выделяется разве что местный «Ходорковский» из полицейской машины, и сцена, когда на его шее сжимаются пальцы молодого лейтенанта, который несмотря на всю свою «ответственность», сделал что-то толковое в первый раз, за весь длинный день, вызывает неожиданное моральное удовлетворение.

В остальном, в некоторые моменты начинаешь жалеть, что гром дробовиков в тоннеле звучит лишь один раз, и тот — абсолютно случайно. Или не совсем случайно — провокация от «местечкового Ходорковского», конечно, не случайность. Но все же водитель автобуса виноват лишь в описанной автором искренней и незамутненной глупости.

А дальше... Дальше даже «не к чему прислониться». Откровенно говоря, за весь роман наиболее яркие чувства и жалость вызывает только кот доктора. Старое животное уж точно ни в чем не виновато, и расплачивается только за глупость своего хозяина. И прекрасно, что в конце романа животинка выживает.

Остальную же человеческую массу, представленную тут обычными «мирными жителями», нашими с вами соседями и знакомыми, сложно жалеть. Даже попытка автора «выпячивать» из некоторых «игроков» положительных персонажей — доктора, инженера, его «жены», дачницы, профессора, демонстрирует опять же незамутненную глупость, рождающую новые проблем. Остальное множество людей, странных и безликих, словно рождают состояние хаоса просто по самой природе: они хотят жрать, пить и дышать, оставляя вокруг себя лишь мусор, грязь и опустошение.

И контраст, которые должен был по задумке автора «очернить», раскрывает простую мысль: господи, как же наша власть, в масштабе страны с населением в 151 миллион, справляется? Это же реально подвиг. Куда там Матросовым или Маресьевым. Есть вещи пострашнее пулеметов, или выживания без ног в лесу. Огромная, безликая, многоголовая толпа без мыслей и воли, идущая туда где хорошо, уничтожающая все, что ее не устраивает, одновременно вместе с окружающим миром, не имеющая воли, силы и мыслей, живущая заложенными в голову моральными императивами уровня «дети это хорошо»... Это страшно.

Конечно, в романе можно вспомнить многое — заложенные в текст «словесные бомбы», опасные нарративы, призванные трансформировать и переложить в голове читателя ситуации из книги на «больший масштаб»... Но в финальном итоге это, как ни странно, гимн чиновникам. Новым героям нашего времени, которые иногда выкладываются ради выживания общества, но этому обществу — все равно. Напротив, в результате они же и станут виноватыми за всё, идущее в разрез с «базовым», некомфортным, непривычным...

А это — тревожная, но откровенная правда.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Успех Эпидемии сказался на статусе автора: все прочитали и книги, которые добротные и изобретательные. Соответственно, аатор обрела статус признания и следующий роман писала для жанровой ниши долго — чуть ли не три года. По факту шаг на месте, инструментарий и манера сформировались, но не потрясла ни разу. Зарисовки социума в экстримальной ситуации очень увлекали А.Громова, да и много кого. Типажи и ситуации узнаваемы. Ни разу не халтурный, старательный роман, по прочтении которого ясно: автору нужно что то яркое и незаемное тематически, чтоб она развернулась со сложившейся манерой. Посиотрим, куда выкрутится. Кот и нимфа мне понравились.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх