Майкл Грубер «Тропик ночи»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Мистика | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | С использованием мифологии (Народов Африки ) | Религиозное (Христианство (Католичество ) | Язычество ) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
На самом деле Джейн Доу антрополог и эксперт по шаманизму. Но сейчас она никто, просто тень. Разыграв собственное самоубийство, она живет под вымышленным именем в Майами вместе с больной маленькой девочкой, которую подобрала на улице.
В Майами происходит серия ритуальных убийств, из-за которых город находится на грани паники. Расследованием занимается детектив Джимми Паз, которому удается разыскать свидетелей, находившихся на месте преступления. Но они все как один ничего не могут вспомнить. Паз приходит к малоутешительному выводу — на них просто наложили заклятие.
К собственному сожалению, он оказывается прав, ведь события в современном цивилизованном городе все больше напоминают адский коктейль из смеси заклинаний африканских колдунов и магии вуду.
Входит в:
— цикл «Джимми Паз»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Дэшила Хэммета / The Dashiell Hammett Award, 2003 | |
номинант |
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2004 // Дебютный роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deathcrafter, 20 мая 2017 г.
Перед нами достойный образец мистического детектива. Крепкая и достаточно своеобразная работа.
Детективный скелет обтянут мясом из социальной драмы, внутренности и кровеносная система образованы мистической составляющей.
Что удивило: автор не побоялся поднять тему «чёрного расизма» в США и Африке. Удивительно, что эту книгу вообще допустили в печать. Смысл в том, что радетельное отношение афроамериканцев к своей прародине быстро теряет флёр, стоит им оказаться на землях чёрного континента. Аборигенам плевать на расу, для них «понаехавший» суть есть американец, из которого под разными предлогами можно соснуть баблеца.
В просвещённой и великой Америке свои проблемы: если ты живёшь среди чёрного населения, и твоя кожа белее среднестатистического маркера, тебя могут считать неполноценным. Эвоно что выходит! В принципе, ничего нового: чёрный крикнет белому «снежок» — норма, белый назовёт чернокожего ниггером — расизм. Но автор показывает эту проблему под интересным углом и в необычном свете, за что ему большое спасибо!
Мир «Тропика ночи» насквозь пропитан магией, и это не ворожба седобородых стариков в смешных мантиях и колпаках. Здесь речь идёт о силе, способной изменить фундаментальные элементы мироустройства. Колдуны африканского племени оло и шаманы вымышленного народа ченка обращаются к невидимой стороне мира. Оло делят свой универсум на две ипостаси: м'доли — мир истинный и невидимый, м'фа — мир материальный, который является всего-лишь тенью м'доли. Скажете было? Было и вправду, например — Тональ и Нагваль в книгах Кастанеды. Концептуальная новизна здесь не важна, ибо космология народа оло связана с одержимостью главного злодея.
Автор как бы невзначай даёт нам задуматься над интересной мыслью: мы — белая цивилизация, выросли из лона науки и выехали в космос на сложной экономической системе, чёрная раса в этом якобы не нуждаются, ибо через магию они максимально приблизились к фундаментальному пониманию всего во вселенной.
Именно этим знанием «всего» (читай магией) и решил воспользоваться главный злодей. Он считает, что чёрная раса должна окунуть белую мордой в говно, Африке нужен чёрный Гитлер (прости меня, Г-пди, я не хотел упоминать имя демона всуе) со своей разрушительной силой, способной сплотить африканские народы. Он считает эту цель достижимой только через магию. Что вышло из такого мистического негритюда — читайте в книге.
alex1970, 6 октября 2014 г.
Неплохой мистический триллер с периодическими провисаниями сюжета, логическими нестыковками и научными (либо) псевдонаучными взглядами на магию, в данном случае примитивную африканскую, некоего сибирского племени и выходцев из карибского бассейна (в большинстве своем о том. что большая часть людей считает вуду).
Но, как мне показалось, «это совсем не об этом».
Если отбросить магию, жизнь дна, вынужденный дауншифтинг, то это окажется простая история о дуре с университетским образованием и даже научной степенью, которая назло родителям вышла замуж не за того парня, и из-за этого отхлебнула по полной.
Героиня талантлива, смела и умна, но при этом в голове у нее опилки как у Винни-Пуха. Вначале история с полудурком антропологом, известным и талантливым, которая дорого ей обошлась в плане душевного покоя и здоровья. Семья помогала и поддерживала.
Затем следующий плевок в морду родителям — брак с эти негром, безусловно талантливым поэтом и драматургом, но, как выяснилось позже, расистом.
Если бы героиня прислушивалась к мнению более умных людей, в данном случае родителей (мизальянс их не смущал, и раса, в общем тоже, но были определенные обстоятельства), дура бы дальше успешно занималась наукой, а много женщин, которые из-за ее дурости расстались с жизнью, были бы живы
nikn, 3 января 2010 г.
Этот роман представляет собой смесь типичного американского детектива и пространных магических фантазий с явным социальным подтекстом о больных вопросах американского общественного расизма. На фоне довольно не плохого сюжета, здесь в изобилии имеются: использование героями непонятной и смешанной магии, обсуждение с американской наивной политкорректностью негритянского вопроса (ой! простите, афроамериканского), нелогичные детали расследования ритуальных убийств, бесконечное описание тяжелого психического состояния одной из героинь и т.п. откровенно скучные моменты.
Книга включает в себя три сюжетные линии, одна из которых представляет собой дневник, вторая напоминает монолог женщины с бесконечными психологическими проблемами и третья – детективное расследование, где и разворачиваются основные действия с главным героем цикла Джимми Пазом.
Временами действие вязкое и затянутое, атмосфера мрачно не интересная и депрессивная, много непонятных незавершенных моментов и нестыковок.
В целом, идея романа понравилась, но слишком много явных минусов, которые слишком портят книгу.
Oswald, 26 августа 2009 г.
Что хорошо в этой книге — так это нетривиальный взгляд на тему вудуизма в частности и магии в целом. Это её и отличает, делает непохожей, не вписывающейся в общий поток вудуистской тематики. Что касается научной обоснованности концепции магического, выдвигаемой автором... Слов нет, концепция эта весьма оригинальна и остроумна, хотя и абсолютна надуманна. Да конечно, Майкл Грубер ссылается на ряд учёных этнологов и этнографов, весьма известных. Ссылки на Маргарет Мид, Шарля Тур де Монтея и других светил науки придают роману определённую обоснованность. Однако не стоит воспринимать его как беллетризованный научный труд. Не в обиду автору будь сказано, но всё это не более чем измышления, по большей части поверхностные. Интересные, занимательные, но ни в коей мере не научные.
Достоинств книги это однако не умаляет ни в коей мере. «Тропик ночи» — замечательный образец качественной беллетристики, отличный мистический триллер. Во всяком случае, о потраченном на книгу времени и деньгах жалеть уж точно не придётся.
be_nt_all, 20 мая 2010 г.
Лично мне взгляд на магию, на котором построена эта книга, мне, не кажется таким уж надуманным — он не плохо вписывается в современное мировоззрение, как религиозное, так и научное. Не стал бы я ставить этой книге и диагноз «наивная политкорректность», я нашёл в ней скорей не такую уж плохую попытку проникнуть в суть «чёрно-белых» расовых противоречий. И «чёрный-пречёрный» «Фауст» Уитт Мур достаточно хорош в этом плане.
Хотя, конечно, книга, всё же, достаточно поверхностна. Поверхностность эта, для нас, русских, особенно хорошо заметна по описаниям «сибирских» приключений героини, некоторые детали которых достойны стёба в духе «[work=155585]Сибирской рапсодии[/work]» А. Скоробогатова. Но ведь Грубер и не претендует на роль «кладезя мудрости» и «властителя дум», он пишет не более чем развлекательную литературу. Впрочем, совсем даже не лишённую мысли.
А темы, которые волнуют Грубера, те же, что мучили и многих из авторов мировой классической литературы. Это проявления божественного и сатанинского в человеческой жизни, природа зла, и, разумеется, душа женщины. Судя по тому, что я уже прочёл у этого автора, у него совсем неплохо выходят фигуры «женщин с бесконечными психологическими проблемами». Хотя до глубин, скажем, Достоевского, Груберу очень и очень далеко, написанные им надрывные «религиозно-психологические триллеры» кажутся мне весьма интересными.
(к слову вспомнилась цитата из рассказа Сорокина «[work=68539]Dostoevsky-Trip[/work]»)
«ХИМИК. Достаточно. (Закуривает.) Как говорит мой шеф — экспериментальная фаза завершена. Теперь можно с уверенностью констатировать, что Достоевский в чистом виде действует смертельно.
ПРОДАВЕЦ. И что делать?
ХИМИК. Надо разбавлять.
ПРОДАВЕЦ. Чем?
ХИМИК (задумывается). Ну… попробуем Стивеном Кингом. А там посмотрим.»
В явный минус «Тропику Ночи» можно записать целый букет логических нестыковок в сюжете. Их никак не может скрыть даже замысловатая композиция романа, представляющая собой прихотливо-перетасованные фрагменты из прошлого и настоящего его героев. Но цели поддерживать читателя в напряжении (без которого триллер — не триллер) этот приём вполне служит.
Ведьмак Герасим, 17 мая 2010 г.
Весьма симпатичный роман. Взгляд на вудуизм изложен вполне понятный. Единственный минус, который ограничивает возраст читателя — в некоторых сценах чересчур «красочно» описаны сексуальные контакты. Хотя, если разобраться, без них не обходится практически ни один современный американский роман.