Джерри Олшен «Особый звёздный экспресс»
Юмористический роман на тему гениального изобретения чудаковатого учёного. Это гиперускоритель для мгновенного перемещения на космические расстояния.
Как изобретение повлияло на развитие земной цивилизации? С одной стороны — это неограниченный и неуправляемый доступ к звёздам для всех желающих, с другой стороны — попытка объединить разобщенные и враждебные друг другу страны планеты. Да и вроде удалось мимоходом создать Всегалактическую Федерацию.
Входит в:
— цикл «Getaway Special»
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2002 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 25 июля 2021 г.
Если вы уже читали роман «Не демонтировать», то не спешите читать его продолжение — он совсем НЕ ПРО ТО и даже не в том стиле. Так что вас ждет явное разочарование.
СЮЖЕТ
Чудаковатый ученый из организации ПРИДУРКИ (это аббревиатура, а не слово) Ален Мейснер изобретает устройство для сверхсветового перемещения в космосе — гиперускоритель. После испытаний на борту шаттла «Дискавери» он решает раскрыть его секрет, опубликовав схему сборки аппарата в Интернете. Огорченное потерей приоритета, правителсьтво США объявляет ученого и примкнувшего к нему астронавта Джуди Галлахер предателями родины и террористами. Теперь путь на Землю для них закрыт и остается лишь поискать счастья на других планетах соседних звезд. Переделав под космический корабль канализационный отстойник, герои нарицают его гордым именем The getaway special (что дословно значит «особый корабль для побега») и отправляются в первое межзвездное путешествие...
В общих чертах идея романа звучит весьма заманчиво. Но только в общих чертах. Если рассмотреть ее подробней, то от романтики космических полетов мало что остается. Во-первых, слишком много несущественных подробностей и пустых диалогов. Например, сами испытания на шаттле длятся аж 83 страницы! Чтобы хоть немного заинтересовать читателя, автор вплетает в сюжет русского шпиона (!) и бунт на шаттле, затяжной прыжок (!!) с шаттла на МКС и аварийный спуск на древнем спасательном модуле. Потом начинаются земные мытарства, во время которых ФБР демострирует потрясающую несобранность, позволяя находящимся в розыске астронавтам собрать из бытовых компонентов целый космолет, и в самый последний момент улизнуть на нем за пределы Земли. И в подобном плане будут развиваться события на космических просторах. Казалось бы, уж их-то на всё население планеты хватит с лихвой. Ан, нет! Уже на орбите Альфы Центавра герои обнаруживают целых три (!!) земных экипажа. Короче, четвертому явно ничего не светит, и Ален с Джуди вынуждены направить свои стопы в систему Тау Кита. Но и там их ожидает сплошное разочарование. Я читал и удивлялся: неужели самому автору было интересно писать такой вот бред? О какой интриге тут вообще может идти речь, если «рояли» здесь громоздятся в три этажа, а здравый смысл нерно курит в сторонке! От романтики и оригинальности первого романа практически не осталось и следа — бОльшую часть объема романа занимает поминутное описание распорядка дня героев (причем немало места занимает описание секса и прочих гигиенических процедур), а также совершенно пустые диалоги (например, двухстраничные препирательства героев перед сном). Никаких значимых событий не происходит на протяжении десятков страниц (на весь роман их всего пять!), а если что и происходит, то это настолько слабо и притянуто за уши, что вызывает у меня досаду и зубовный скрежет, а никак не интерес. Да и юмор у рассказчика какой-то вымученный и плоский — даже улыбнуться не получается. Думаю, что роман нужно было заканчивать в тот момент, когда the getaway special исчезает с Земли, оставив после себя сильный хлопок и коммунальную аварию на водопроводе. Остальное вполне могли додумать читатели, и у них получилось бы лучше, чем у автора.
ПЕРСОНАЖИ
Хоть главный герой в романе Ален, больше внимания автор уделяет Джудит, которая практически всё повествование ходит во вторых ролях. Ее образ нелеп, противоречив и сексуально-озабочен: сцена где она отправляет свои естественные надобности в бутылку (??) вызвал у меня ступор. Куда же делась та невинная прелесть Тессы из первой части? Ведь автор должен был учесть невиданный успех дебютного романа! А на самом деле кажется, что он вообще его забыл. Образ Мейснера получился не намного лучше. Сначала этот «ученый» никак не может разобраться со своим гиперускорителем, гоняя шаттл по всей Солнечной системе и чуть было не уронив его на Луну, а затем невероятно тупит на чужой планете, не видя в упор два вида инопланетян, обретающихся возле их корабля. За весь роман он не сделал ни одного дельного предложения — недаром неземная «бабочка» Типпет больше прислушивался к Джудит. При этом ощущения, что он глуп и близорук, не создается — он просто безынициативен и инертен. Вот такой он, герой-мужчина! Сам Типпет вырисован «вторым планом», т.е. размыто, фрагментарно и как-то несерьезно. Наверное, и сам автор не верил, что рой маленьких бабочек способен построить (точнее, вырастить) огромный звездолет и отправиться на нем в совершенно чуждую для насекомых среду. Хотя сама идея «коллективного разума» кажется мне очень интересной и перспективной — просто автор использовал ее только наполовину. Ну, а все остальные персонажи и вовсе напоминают балаганных клоунов: Трент и Донна путешествуют по космосу на автомобиле, а французы (которых автор явно недолюбливает) — и вовсе на подводной лодке! Трент ловил рыбу в созвездии Кита с какими-то «воздушными шарами на палочке», а правительство США сначала не обращает внимания на падающие ему на голову астероиды, а потом пытается сбить лазером инопланетный корабль, которые эти самы астероиды и сбрасывает! Какой-то театр абсурда...
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Идея движения со сверхсветовой скоростью не нова, но ее проявления довольно разнообразны и многогранны. Сказал ли тут автор свое слово? Думаю, что нет. Мало того, что сама технология не конкретизирована, а просто постулирована, так еще и базируется на довольно топорном принципе «волновой триангуляции»: после каждого «прыжка» приходится ждать контрольного радиосигнала, чтобы вычислить свое положение в пространстве! А для чего там вообще компьютер нужен? Только ради кнопок Enter и Escape? Видать, автор никогда не играл в знаменитую стратегию Eve online! Там подобные вещи уже давно реализованы по-умному — можно было втихомолку позаимствовать кое-что. Не верится мне и в то, что можно полететь в космос внутри отстойника и, особенно, автомобиля — для подобных испытаний они явно не рассчитаны. Ну а живой звездолет «бабочек» у меня тут же ассоциируется с Лекссом, только как живое существо он себя сильно не проявляет, хотя опыт того же Лексса показал, насколько это может быть увлекательно и красиво. Словом, автор щедро разбросал по сюжету несколько интересных задумок, но до ума ни одну из них так и не довел. Печальная деградация после такого успешного старта...
--------------
РЕЗЮМЕ: повествование о космической одиссее... американского канализационного отстойника с двумя дегенератами-астронавтами на борту. Не рассчитывайте, что это будет интересно или хотя бы смешно! Автор просто попытался оседлать одну волну дважды, забыв античную мудрость о речной свежести.
vam-1970, 25 мая 2017 г.
Юмористический роман на тему гениального изобретения чудаковатого учёного. Гиперускоритель для мгновенного перемещения на сверхсветовые расстояния. Затронута тема влияния революционного изобретения на развитие цивилизации на Земле. С одной стороны — это неограниченный и неуправляемый доступ к звёздам для всех желающих, с другой стороны —
попытка объединить разобщенные и враждебные друг другу страны планеты. Наивность так и хлещет изо всех щелей, но романтизм путешествий и открытий преобладает. Да и вроде удалось мимоходом создать Всегалактическую Федерацию.