Брэм Стокер «Скво»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Укради ребёнка у матери — и ты настрадаешься до конца жизни своей. Убей дитя — и не будет тебе прощения, жизнь твоя будет короткой, а смерть — очень мучительной. Мать превращается в зверя, которому нет преград и препятствий...
Элиас Хатчисон совершил большую ошибку и поплатился за это, недооценив материнский инстинкт кошки.
Входит в:
— сборник «Навеки ваш, Дракула...», 1914 г.
— антологию «The Pan Book of Horror Stories», 1959 г.
— антологию «The Hell of Mirrors», 1965 г.
— антологию «The Fontana Book of Great Horror Stories», 1966 г.
— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.
— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural», 1981 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Horror and Supernatural of the 19th Century», 1983 г.
— журнал «N comme Nouvelles n° 4», 1986 г.
— антологию «Tales of the Dark», 1987 г.
— антологию «Purr-fect Crime», 1989 г.
— антологию «Таящийся ужас 2», 1992 г.
— антологию «Masterpieces of Terror and the Unknown», 1993 г.
— антологию «Бойся кошек», 1993 г.
— антологию «Комната в башне», 1993 г.
— антологию «Ярмарка страха», 1993 г.
— антологию «Thrillers», 1994 г.
— антологию «В гостях у Дракулы», 1998 г.
— антологию «The Colour Out of Space», 2002 г.
— сборник «Граф Дракула, вампир», 2004 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— антологию «В гостях у Дракулы», 2008 г.
— антологию «Classic Tales of the Macabre», 2011 г.
— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.
— антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 4», 2018 г.
- /языки:
- русский (18), английский (27), французский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (45), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Владимиров (1), А.В. Волков (3), Н. Ибрагимова (1), О. Коняева (1), Ф. Мартенон (1), А. Медвинский (1), В. Михалюк (2), К. Савельев (1), В.Ю. Смирнов (4), Р. Стральяти (1), С. Туляков (1), А. Юрчук (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 21 марта 2019 г.
Ах какая прелесть! Удивительно ёмкий рассказ, запоминающийся надолго. Мне понравилось всё: и сюжет, и герои, и обстановка. И да, любителям котиков стоит этот рассказ прочитать.
P.S. Насколько сильно изменилось отношение к животным, можно понять из реакции молодожёнов на убийство котёнка. В мире, где не каждый человеческий ребёнок выживает, глубоко скорбеть о детёныше кошки было бы странно. Не знаю, кому как, но мне такая реакция показалась более здоровой, реалистичной, чем современные интернет-охи из-за каждой пораненной птички.
Ny, 19 мая 2014 г.
По-моему, ни события (очень искусственная, надуманная история), ни персонажи (люди описаны весьма слабо, а кошка — скорее элемент обстановки) здесь особо не интересны.
Но вот психология героев рассказа на самом деле стоит внимания. Кто они, эти герои? Культурные джентльмены и леди конца девятнадцатого века, проводящие культурный досуг в культурной Европе. Только истинному джентльмену придёт в голову посещать в медовый месяц музей пыток. Только настоящий «сэр», совершив нечаянное убийство, может шутить по этому поводу и видеть случившееся «пустяком». Вероятно человек того времени, считавший, что подчиняется законам западной цивилизации, а значит обладает некой «высокой культурой», полагал возможным оценивать свои поступки с точки зрения своей «культурности», не забывая, впрочем, про пистолет. Всё, что стояло ниже такой «колониальной» культуры (индейцы, там, или животные) полноценного сострадания и вообще настоящего внимания не заслуживало. Поэтому, герои рассказа ужасаются в первую очередь неаппетитному зрелищу, а не чудовищной причине (хочу — значит могу) произошедшего несчастья с котёнком. Но когда у них на глазах по своей дури и ветхозаватному принципу «око за око, жизнь за жизнь» гибнет вот такой вот «джентльмен из Сан-Франциско», свидетелям неожиданно становится ясно, что причастность к сообществу «белых людей» не отменяет простого принципа справедливости. Реальность напоминает о прямой ответственности за высокомерие, в сторону отлетает вся придуманная идеологическая корка, наросшая за века на учении одного самоотверженного гуманиста из Назарета, и честной расплатой за глумление над чужой бедой становится бесславная гибель циничного идиота. Или будь Человеком, или «око за око».
Перепуганный таким откровением, рассказчик старается вычеркнуть из реальности существо, восстановившее справедливость, иначе ему придётся жить с осознанием ущербности собственного мировоззрения. А решать проблемы мировоззрения подобные «джентльмены» могут только одним способом — через новое убийство.
Рассказ мерзковатый и оправдать его, на мой взгляд, может только авторское и читательское несогласие с последним абзацем. Человек не должен пренебрегать своей ответственностью и уж тем более — бедой ближнего. В этом я совершенно согласен с авторами, писавшими достаточно жестокие рассказы о животных без всякой мистики: Сетон-Томпсон («Виннипегский волк», «Королевская аналостанка»), Ушинский («Орёл и кошка»), Астафьев («Зачем я убил коростеля?»), Айтматов «Плаха» и т.п.
dmitras, 18 декабря 2016 г.
Сюжет достаточно предсказуемый.
Dead_Anarchy, 2 июня 2011 г.
Замечательный рассказ. Концовка меня очень порадовала, ибо «птичку жалко». Головой же надо думать, а вот не думал и поплатился.
670739, 3 марта 2010 г.
Думаю что не обошлось без опиума во время написания этого рассказа, слишком уж бредовая история получилась, сначала главный герой убивает котенка камнем, не понятно зачем брошеным в него:confused:, потом бешеная кошка хочет напасть на него чтобы убить, потом этот идиот со своими друзьями спускаеться в камеру пыток и залазит в древнюю машину пыток «железную деву», чтобы доказать какой он смелый, и тут неожиданно в подвале появляется эта бешеная кошка и посредством выдирания глаз у чувака, который держал веревку, которая и запускала этот смертоносный механизм, она убивает безмозглово главного героя, вот и все. Полная чушь даже для того времени.:dont:
Синяя мышь, 27 января 2011 г.
Несмотря на карикатурного американца и безликих рассказчиков, это по-настоящему страшный рассказ,безобидная бродячая кошка в своем упорном желании добраться до обидчика становится жутким воплощением мести. Финал жестокий и одновременно по-своему изящный.
Pickman, 29 апреля 2008 г.
Точные психологические портреты Стокеру удавались нечасто (его сильная сторона, как мне кажется, в архетипах и общей атмосфере страха, а не в отдельных персонажах) — но «Скво» как раз тот случай, когда автор не сплоховал. Не прибегая к штампам, он создал кристально четкий, как часы работающий рассказ. Концовка захлопывается над читателем, как... как... прочитаете — узнаете, как что.
Всем, кто явно и втайне восхищается кошками (а может, и ужасается их), читать обязательно. Образ главной героини забыть невозможно, пускай она и не произносит ни слова...
Нет, не зря раз за разом «Скво» включают в антологии о кошках...
Oswald, 10 сентября 2010 г.
Очень оригинально и весьма жутко, особенно в том, что касается событий в пыточном подземелье. Дочитываешь до конца и поневоле задаёшься вопросом:
Mierin, 9 июля 2008 г.
Образ главной героини действительно незабываем. Да и сам рассказ хранится в памяти долго. Преступление и наказание, совершенные в кратчайшие сроки. И образ матери — жестокой, мстительной и бесконечно любящей свое дитя. Заставляет думать о бессмысленной жестокости и неосмысленных поступках, и о том, что за каждый неосторожный шаг придется отвечать
Ruddy, 20 июня 2007 г.
Читал — и восхищался выдумкой автора и манерой изложения истории. Просто браво! :pray: