Дан Маркович «ЛЧК (Записки старого человека)»
Поздний СССР, в котором после разразившейся войны царит бедность и разруха. В некогда преуспевающем наукограде осталось всего несколько жителей, в основном это пожилые люди.
Сюда после двадцатилетнего отсутствия возвращается писатель, которому, правда, давно запрещено писать. Он с удивлением и радостью обнаруживает, что ещё жив его старый друг, чёрный кот Феликс. Только в новом мире над чёрными котами нависла опасность: согласно официальной идеологии, от чёрных котов исходит вредное для человека излучение, а потому они подлежат уничтожению...
Входит в:
— антологию «Цех фантастов 1991 (Вып. 1)», 1991 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1992 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tam, 29 июня 2023 г.
Дан Маркович — исходно биохимик, в более позднем возрасте стал художником, в ещё более позднем — писателем. «ЛЧК» (1991) — это его первое крупное произведение. В повести нетрудно увидеть, что называется, «автобиографические мотивы» — рассказчик тоже писатель («из тех, что не пишет»), а в прошлом художник, рассуждения о научном прогрессе в повести не редки.
Впервые эту повесть я прочитал в том самом «Цехе фантастов», ещё в школе. Ничего про автора я не знал, но повествование захватило меня полностью и впечатление осталось сильнейшим. Уж не знаю, почему мне так понравилось неспешный меланхоличный рассказ о нескольких пожилых людях в альтернативном постапокалипическом (или же, наоборот, близком к апокалиптическому) СССР. Наверное не в последнюю очередь привлекло то, что наряду с основными действующими лицами-людьми, которых не наберётся и десятка, в повести имелись не менее важные персонажи-коты. Сейчас, 20+ лет спустя, я перечитал эту повесть, как ни странно, с не меньшим интересом и никакого разочарования не испытал. Мрачноватая антиутопия с полуразрушенным (а потом и буквально разрушенным) городком, где когда-то работал перспективный научно-исследовательский институт, условными чекистами (в мире данной повести — кошкистами), проверками документов и облавами наряду с выдачей бесплатных вермишелевых супов и замороженных кальмаров, воспоминаниями о репрессиях и карательной психиатрии. В общем, СССР, в котором сталинизм как бы никогда и не кончался и благополучно дожил до 1980-х годов, а вокруг СССР по всему периметру построена вполне буквальная Стена. При этом — лирический настрой рассказчика, подробно прописанные судьбы и портреты немногочисленных соседей по подъезду, а также нескольких котов, которых они подкармливают и спасают. Произведение, которому трудно подобрать аналог в отечественной литературе.