Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra: Работа над ошибками»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Институт специальных технологий города Торпа, где подростков превращают в Слова великой Речи. Друзья, враги, любовь студентки Александры Самохиной с поправкой на взросление — и на осознание того, что мир несовершенен, а Сашка, с ее колоссальными возможностями, может его изменить. Если поймет, как избавиться от страха.
Входит в:
— условный цикл «Метаморфозы» > цикл «Vita nostra»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 221
Активный словарный запас: средний (2818 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Лучшая отечественная книга |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги - Магический реализм года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги: Самая долгожданная книга | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книга года |
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1), цифровое (2)
- /перевод:
- Ю. Мейтова-Херси (2)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kypislona, 14 октября 2021 г.
Из каких-то соображений маститые авторы решили пересказать своими словами концепцию ОЗ Стругацких. Поскольку лексикон у данных авторов несколько ограничен (вас уже достал пейринг юная дева-опытный муж и все, что вокруг? меня да), то получилось то, что получилось. И если «Vita Nostra» была, пожалуй, самой сильной книгой дуэта (помним, что ЮД/ОМ там не сыграли, аллилуйя!) и затрагивала интересные и оригинальные концепции, то тут мы видим очередное, простите, вялое блеянье на тему «Любовь спасёт мир». А, ну да, конечно спасёт. Всенепременно. Гуси, любовь и три пачки розового майонеза.
DanZ111, 11 октября 2021 г.
Если вам просто хочется окунуться в мир первой книги, то вторая часть вполне неплохая, хоть и воспринимается по началу как пародия. Однако, ни на один вопрос, возникший при чтении первой книги, вторая не отвечает, персонажей не развивает. Первый раз Саша оказывается прозвучала неправильно, поэтому нужно зайти на второй заход и наугад тыкнуться, чтобы на этот раз прозвучать правильно. Авось в этот раз получится как надо. Написано в целом интересно, есть очень хорошие моменты с закольцовыванием времени и пожаром, но на этом всё. Дальше жёсткие спойлеры.
Сашка научилась жить самостоятельно ещё в первой книге и уже в первой состоялась как слово, но во второй книге нам говорят, что нет, она не прозвучала, а если даже и прозвучала, то её быстро стёрли так, что эффект звучания не проявился в мире. Дело в том, что физрук умеет стирать слова и он не хочет уничтожения реальности. Даже сам переводной экзамен создан так, чтобы отсеивать пароли. В таком случае почему этого хотят остальные преподаватели невнятно объяснили как будто такова их функция. Остаётся, что либо куратор хочет этого, либо кто-то за ним. Как выяснилось никого за ним, как и за остальными нет. Только опять же совершенно неубедительная мотивация, как будто главным злодеем он получился по воле считалочки. Что он хотел, начать всё заново в мире где он опять есть? Так он и тут есть, что изменится? Более картонного злодея ещё поискать надо. Было лучше, когда он был обычным преподом, функцией, которая не может иметь человеческой мотивации «играться» или стремиться к чему-то кроме своей функции.
Физрук был против уничтожения реальности, но только в последний момент отважился намекнуть об истинных желаниях куратора, почему не сразу? Впрочем, ни для кого сюрпризом это уже не стало, нужно было лишь удостовериться что догадка верна, потому что иначе её бы никто её не возрождал, очевидно кому-то нужен новый мир и Сашку просто используют. И этот кто то может быть только куратор, потому что остальные умеют только учить.
Зачем понадобилась замена преподавателя, которая ничего не дала? Видимо, чтобы растянуть текст по длине.
В тексте больше пошлости, чем в первой книге и отсутствует какой либо рост или развитие персонажей. Сашке тяжело только по двум причинам, её почему-то (очевидно, потому что кина бы не было) вернули через пол года и злобный физрук её валит, мешает учиться и даёт задачи повышенной сложности. Только поэтому ей тяжело, но как только ей дают недостающее звено — задачи по порядку, только тогда она справляется и сразу бегом досрочно сдавать диплом. Конец. А в первой книге был постоянный рост, развитие, нарастала интрига, поведение Сашки было разумным и предсказуемым. Здесь ничего этого нет. Первые пол книги я думал, что продолжение писал кто-то другой, а авторы просто поставили свою фамилию на обложке.
Так чем же в итоге был институт, чем они занимаются, зачем нужна великая речь, что конкретно она делает, откуда взялись преподаватели, зачем им нужны новые слова если мир может быть только один и тд и тп, раз уж получили продолжение, хотелось бы хоть что-то новое узнать, намек хотя бы, не говоря уже о сюжетных поворотах, их там тоже нет.
Что за реакция у Сашки на детей Ярослава и жену? У неё мама была ровно в той же ситуации и неужели Сашка не переняла опыт или ей принципиально нужен девственник? Я уж молчу про самого Ярослава, который как увидел второй раз в жизни девушку которая ему понравилась и оказалась у него дома, сразу же решил с ней переспать, видимо чтобы исключить вероятность, что она нормальная, приличная, девушка, потому что такая бы сразу пощечину влепила бы или сбежала.
Почему про огнетушители помнит отец Ярослава, но не помнит Ярослав? Либо никто не должен помнить, либо все, если уж произошла подмена реальности. Таких мелочей вагон.
Почему отмена смерти Самохиной в аварии привела бы к тому, что она перестала бы существовать? Никому и в голову не пришло задаться этим вопросом. Нам намекают, что мир сложный, непредсказуемый, не логичный, и всё равно в конце она творит сама не знает что на потеху Фариту, авось прокатит.
Итог. Первая книга шедевр, вторая фанфик, местами графомания на тему первого. Совершенно не нужный прицеп, который сообщил только, что вот тогда концовка была неправильная, ну просто потому что нам так захотелось, но теперь то всё как надо, да только это выглядит точно так же, никакой разницы нет. Те же яйца только в профиль. Объективно — халтура. Лучше перечитать первую книгу.
iliandr, 11 сентября 2021 г.
Хороший фанфик
Я обожаю Vita nostra, хотя прочитал его в возрасте 26 лет по-моему. Идеально было бы лет на 10 раньше, но и так это одно из любимых произведений. Не лучших, но любимых...
Невероятная атмосфера совершенно бездушного чуда; влюбленность, дружба и вражда на острие депрессии, боли и отчаяния буквально каждого живого героя. Это захватывающе, это грустно и это незабываемо прекрасно!
Эдакий Гарри Поттер без надежды на искупление и счастливый конец в декорациях суровой, но такой родной отечественной реальности. Я буквально прожил Вита нострой два дня и потом еще долго не хотел вылазить из этого жанра, читая хорошие, но не цепляющие за душу вещи как самих Дяченко, так и других авторов.
И вот она — возможность снова, хоть на чуть чуть, хоть на вечер вернуться в это грустное чудо.
Спасибо за это!
Но на этом все. Работа над ошибками хотя и является прямым продолжением, ничего нового по сути не привносит, мы просто заходим на второй упрощенный круг Вита ностры. Все снова, все тоже, только быстрее, поверхностнее и примитивнее. И так весь круг от начала до конца. Идейное развитие, простите за каламбур, мира идей — развитием, как таковым, назвать очень сложно.
Сложно считать работу над ошибками полноценной частью некого цикла или тем более его завершением, но если авторы решат вернутся на 3 заход еще через десяток лет я уверен, что смахну ностальгическую слезу и с радостью и благодарностью нырну в него. Пусть даже сюжетно это прекрасному роману Вита Ностра совершенно не нужно.
flying_kitten, 20 июня 2024 г.
Первая книга — «Vita nostra», была довольно неплоха, не без оговорок, но с какими-то, пусть и странноватыми, идеями, с возможностью додумать финал, с атмосферой и обаянием. И вот, через 10 с лишним лет вдруг выходит продолжение — «Работа над ошибками». Конечно, само название уже как бы недвусмысленно намекает на то, что нас ждёт и даже в некотором роде предупреждает. :)
В конце первой книги всё было не так, говорят нам авторы, а может и так, но не совсем, всё вы неправильно поняли. В общем Самохина вновь возвращается в свою тоталитарную секту, ну то есть я хотел сказать — в университет, продолжает учиться — работать над своими ошибками. Окружают нашу героиню всё те же люди, постигает она всё те же таинственные предметы, да и система наказаний-поощрений осталась без изменений. Всё то же и всё там же.
Вот вроде бы, освободилась девушка Саша от своих абьюзеров, вроде бы даже уже повзрослела, перестала быть забитым ребёнком, показала кто она, ушла в свободное плаванье... Но нет. Деньги сами себя на заработают, (видимо) подумали авторы, и вот Самохина вновь зашуганная девочка, вновь она водворена на место, прощена великодушным гуру, вновь постигает таинственные истины. Ничего нового. Вообще.
Книга читается бодро, сюжет динамичненький, хотя и сильно прогнозируемый, чтобы убить время — пойдёт. Но если время убивать не хочется, а хочется провести с толком, то и читать не стоит. Кстати, оказывается есть и третья книга цикла, но это уж без меня. :)
MarchingCat, 14 октября 2021 г.
Дежа вю, конечно, гарантировано. И элементы самоповтора, даже не спорьте, налицо. И не надо спорить. Надо посмотреть, что же хорошего и нового появилось во второй книге. А оно есть.
Если первый роман посвящён становлению персонажа и квазифилософским рассуждениям об устройстве нашего мира (матрица либо квантовая физика, выраженная через понятийный аппарат лингвистики), то во второй книге много чисто философской и человеческой проблематики. Проблема выбора, вопросы идеального устройства мира, любовь, и многое другое. И это всё реально цепляет. Не раз и не два думал, а что бы я ответил в том или ином диалоге, или как бы поступил.
Вот например, Дим Димыч спрашивает Самохину: «вы думаете, что, спасая котят, вы измените мир?»... И ловлю себя на том, что я, будь я автором книги, ответ бы дал иной, чем отвечает героиня романа. И не ответ функции Дим Димыча, и не ответ Самохиной, полуглагола, получеловека, а свой. И суть его проста — «МИР — нет, но мир для этих котят я бесспорно меняю». Вот, как-то так.
То есть, у меня есть свои идеи и мысли по концепциям выбора и поступков, излагаемых в дилогии» Vita nostra». И меня самого это радует. Как радует любая фантастика, при чтении которой работают мозг и нервная система, а не просто убивается время за листанием книжки.
Так что, да. Эта, вторая книга, мне тоже понравилась. Я рад, что Дяченко её написали. Пусть она и оказалась сюжетно слабее ввиду элементов самоповтора с первой книгой.
verydevilear, 17 августа 2022 г.
Все пишут плюс-минус одно и то же: «необязательная книга, никто не просил, черт знает что».
Я тоже так думаю. Новая книга удивительным образом подсветила все положительные и отрицательные стороны первой части, следуя формуле идеального сиквела. Волшебства стало больше, переживаний тоже стало больше, мелодрамы стало в разы больше. Вроде же здорово, да? Нет, совсем не здорово.
В первой вокруг волшебства закручивалась интрига, тут никакой интриги нет. Переживания и мелодрама подростка в первой были проработаны очень хорошо — даже меня взрослого дядю цепляло — во второй высосаны из интересного места. Героиня повзрослела на 14 лет, но это только на словах. На деле — это все тот же бунтующий подросток, который по-прежнему не знает, чего хочет, постоянно раздражает своей нелогичностью. Героиня выросла, а ее отношение к окружающему миру — нет.
НУ и вишенка на торте — терпеть не могу, когда для создания никому не нужного сиквела авторы обесценивают концовку первой книги. Мол, на самом деле все совсем не так, герой — не герой, а оно на палочке, на самом деле события пошли по-другому. Герой оказывается чуть ли не в самом начале пути, который ему приходится проходить заново, может, быть с незначительными какими-то отклонениями. Этот прием даже в играх не особо классно работает, но в играх хотя бы можно сослаться на то, что сюжет тут не главное.
В книге же такой отмазки нет.
Читать про все то же самое снова — даже менее интересно, чем просто перечитывать первую книгу, я серьезно.
lammik, 8 марта 2023 г.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Г. Шпаликов
Продолжение ожидаемо оказалось заметно слабее первой части. Тут, видимо, сказалось и то, что оно изначально не предполагалось. Соответственно, и склеились обе половины дилогии достаточно искусственно — с помощью развилки во времени. Заодно заметно отсутствие новых смыслов, старые проекции слегка поменяли место и вид, но не более того. Даже в самом названии «Работа над ошибками» содержится изъян, ибо никаких ошибок в первом романе не было.
Сам по себе роман не плох, просто он лишний как второй пиджак надетый поверх первого.
zxvxzx, 11 марта 2022 г.
Если честно, я мало что понял — особенно недоступной моему уму оказалась концовка.
От первой книги порой возникало ощущение настоящего кошмара, борьба холодной «лингвистической» логики и слабой человеческой души — красивый фон для истории взросления, и история эта работала.
А «Работа над ошибками» не работает.
Героиня вполне взрослая, достаточно хладнокровная и всё прекрасно осознает, пусть и не сразу.
Переживания и конфликты похожи на бильярд — «Сашка», как шар мечется между лузами под названием «Стерх», «Физрук» и «Фарит Коженников», не попадая ни в одну из них и время от времени заземляется об «Ярослава».
Ужас сходит на нет.
Любовь спасает мир.
В общем, с возвращением в 2007-й год опять не задалось.
kerigma, 24 апреля 2022 г.
Неожиданное продолжение романа «Vita nostra»: та же героиня Саша, тот же институт в Торпе. Саша так же преодолевает. Впрочем, чего-то не хватает, хотя и сложно объяснить, чего именно. Но того потрясающего впечатления, что первый роман, продолжение не производит; его просто можно читать, а по меркам Дяченок это довольно низкая планка.
Может, дело в оригинальности: все-таки первый роман и открытие всего цикла было своего рода откровением, действительно изобретением. Сейчас же авторы пользуются уже готовыми достижениями, причем не особо мудрят; там, где в первом романе было таинственное откровение, здесь просто как-то пустовато: такое впечатление, что вместо натужного придумывания, что же представляет собой пресловутая Великая Речь, как это все работает, авторы просто нагородили, простите, невнятицы. И дело не в том, что специфики торповского обучения в романе мало — наоборот, ее даже слишком много; то, что в первой книге было только слегка приоткрыто, едва показано, здесь описывается как обычная рутина, текущая деятельность — и это-то и разрушает всю магию. При этом ничего принципиально нового об этом мире мы не узнаем, кроме того, что Саша — не Глагол, а Пароль. Но эта новоявленная функция приводит к мегаломании, которая была бы естественна для Лукьяненко, а вот у Дяченок выходит скорее безвкусицей. Строительство дивного нового мира силами одной девочки Саши не слишком интересно, как выяснилось.
В остальном роман менее «живой». Преподавателей в Торпе почему-то осталось всего трое, куда делись все остальные — неясно, но в кадре их не показывают. У Саши не учебный процесс, а сплошной запоздалый юношеский бунт, и уже на втором круге метаний на тему «семья или карьера» становится скучно. Летчик, возникший роялем из кустов, чтобы исполнить функцию великой любви, очень «снижает» общий концепт первого романа. Пафос и привлекательность первой книги для меня лично были именно в приоткрывшемся «блистающем мире» Великой Речи, грозном, непонятном и страшно привлекательном. Тут же выясняется, что все это величие разбивается не то чтобы о быт, но о столь же банальное либидо. Хороших историй про любовь и так много, и это точно не одна из них. Бесконечные любовные метания Саши в целом очень раздражали — это такая по-человечески очень понятная часть, но непонятно, что она делает в этой конкретно истории. И остается впечатление, что вся эта любовь-то — выдумка, очередной «развод» Фарида, на который героиня повелась вместе с читателем. Настолько на живую нитку она пришита ко всему этому миру.
Продолжения и развития истории «Vita nostra» на том же уровне не вышло, а вышел, может, и не фанфик, но не слишком обязательная сайд-стори. Показали снова любимых героев, но ничего нового не добавили.
Stalk-74, 2 июня 2022 г.
В начале было Слово. По-французски parole. А конец — это всегда чьё-то начало. Вы прочитали синопсис последнего (к сожалению) романа супругов Дяченко.
Его ждали, ибо первый роман цикла был дерзок и не совсем типичен для украинских фантастов, которые все норовили девочку-подростка в фэнтэзийный мир пристроить, где мечи и магия. Магия, впрочем, и здесь есть, но немного другая.
Увы, особо ничего нового авторы вторым романом не сказали. Усеченное число персонажей, новых, вообще, полтора человека — Ярослав и папа, локации сжались до пары комнат, сравните с постепенно растущем новым миром «Vita Nostra». И самое печальное — никакой новой идеи, просто продолжение процесса с попытками космогонии.
А начиналось достаточно вкусно — с раздвоением жизни, параллельностью миров, но дальше все свелось к примитивному штампу «Избранный в школе волшебства». вплоть до смятого финала.
Возможно, третьей частью можно было исправить крен, но, увы. Реальную жизнь не изменишь.
tivss, 25 сентября 2024 г.
Ужасно, ЭТО номинировалось на премии, и даже что-то получило... На ум приходит одно слово — «профанация». В «похожих произведениях» первое по списку-«Мариам Петросян «Дом, в котором…» Но как можно примитивный бред от дьяченко сравнивать с действительно замечательным, оригинальным произведением???
bibar67, 2 декабря 2022 г.
Книгу прочитал год назад. Она мне очень не понравилась в отличие от первой части. Всё, что там изложено казалось лишним или, как здесь уже отмечали, отменяющим, обесценивающим самое интересное, т. е. концовку первой части, и совершенно нелогичным. С этим трудно было смириться. Сейчас мне кажется, я начал понимать вторую часть. На самом деле она не просто дополняет первую, но и отвечает на вопросы, которые неизбежно возникали. Ответы на эти вопросы не могли быть даны в первой части, потому что первая часть была лишь введением, без которого нельзя было понять суть романа. Обеим частям я ставлю наивысшую оценку, а если можно — ещё больше!
В рамках такого понимания романа оставались некоторые вопросы, например, кто такой Фарит и чего он собственно хочет? Зачем Сашке становиться Логосом? Создаст ли она новый Мир или останется в старом? Зачем это нужно Речи-Логосу? Второй роман отвечает на вопросы, проясняет сущность происходивших в первом событий и завершает их. Сашка-человек становится Логосом, на самом же деле Речь или Логос становится живым существом, рождённым мужчиной и женщиной. Сторона Логоса, т. е. всеобщей структуры, которая инициирует и продвигает это преобразование, выступает как Фарит, сторона Логоса, которая критикует и, если хотите, сопротивляется, выступает как физрук Дим Димыч. Физрук показывает, что для Речи не представляет ни малейшей трудности приобрести вид человеческого существа, оставаясь холодной абстрактной структурой, но Речь должна именно воплотиться и стать человеком, а это не может произойти «по щелчку пальцев». Фарит и Физрук выступают уже не как преподаватели или педагоги студентки Самохиной, а как собственные части, как действия и мысли Речи-Сашки. Сами же герои, наверное, не понимают в полной мере сути происходящих событий. По-другому изобразить внутреннюю жизнь Логоса и не возможно: ни авторы, ни читатели, ни герои произведения не способны увидеть Речь непосредственно.
В концовке первой части Сашка делает выбор, не очень ясно, зачем он ей предложен. Совершенно очевидно, что она не может не сдать экзамен и хочет его сдать. Вопрос в том, что этот выбор должна сделать Сашка — ещё человек, для Логоса остаются действительными оба варианта. Во второй части Сашка-человек, отказавшийся в своё время и уже проживший другую жизнь, отказывается снова и по своей воле, т. е. уходит окончательно. Речь, ставшая живым существом, постепенно становится действительно человеком, оставаясь действительно Сашкой Самохиной.
В первой части Сашка звучит, во второй части Речь-Сашка воплощает это звучание и меняет принцип, основание Мира: вместо Страха Миром теперь управляет Любовь.
Если коротко: первый роман о том, как Сашка становится Логосом, второй роман — как Логос становится Человеком.
mputnik, 28 ноября 2021 г.
Какой ужас, братья и сёстры. Чуть было не совершил неприятнейшей ошибки, доверившись негативизму отрицательных отзывов, противоречивших моей собственной «чуйке». Очень не хотелось разрушать прекрасный и таинственный флёр «Метаморфоз».
Никогда больше не буду доверять оному негативизму. Ни-ког-да. Книжка не просто великолепна, уважаемый потенциальный читатель. Она ШИКАРНА. Невообразимо и непредсказуема притягательна, необъяснимо реалистична и — одновременно — гипертрофированно потустороння. Полное продолжение первичной «…магии словес…» исходной «Vita Nostra»: Чтобы не выдумывать восторженные эпитеты заново — тисну свою же цитатку: «…колдовское, завораживающее воздействие «эффекта талантливого рассказчика». В данном случае речь не идёт о некоем абстрактном «литературном даре», все гораздо более конкретно и «узко-жанрово». Дело в том, что в сфере любых фантастических допущений есть специфические «пограничные области», в которых эти самые допущения — уже как бы и не выдумка вовсе, а — вполне себе рабочая гипотеза, которая в ряде случаев даже и некими фактами подтверждена…».
Впрочем, уважаемый потенциальный — я, наверное, несколько увлёкся. Всё вышеизложенное — имеет для тебя 100%-ый смысл, ежели ты уже вкушАл первую часть, и твоя первая оценка — выше «восьмерки». Если же это не так — я зря трачу твоё время: «…правд на Земле — что заборов…». Не серчай. Не кОрысти ради, лишь — радости для
olga.sb, 27 февраля 2022 г.
К счастью, Работа над ошибками все же пояснила, что вообще произошло в первой части, и как это можно исправить, что привело к логичной концовке – нижайшее спасибо. Вот только эту концовку нужно было приделывать к первой части, а не развозить кашу по тарелке еще на одну книгу.
Допустим, она получилась менее бредовой и чуть более понятной, но из всей книги мне был интересен ровно один момент – сцена пожара в доме старика. Очень уж мой любимый кусок из Людей в черном-3 и из Судьбы убийцы Хобб напомнил, когда нужно просчитать вероятности будущего.
В остальном, отношения Сашки с еще одним мужчиной показались такими же притянутыми за уши, как и два предыдущих ее романа, учеба еще с первой части оскомину набила, взаимодействие бестолковых учеников и стоящих с кнутом над душой преподавателями – тоже.
Но за хорошую концовку спасибо, гештальт закрыт, буду любить и еще больше уважать другое творчество авторов.
arturramires, 15 сентября 2021 г.
Три года назад читанная «Vita Nostra» оставила яркое впечатление. А также ощущение недосказанности и многой непонятности.
Достал с полки книжку и перечитал последних страниц пятнадцать. Оказалось, весьма кстати — новый роман стартует ровно с места окончания предыдущего.
На сей раз текст ужат и внятен, акценты расставлены чёткие, слог ясен, мотивы героев — убеждают, и даже концовка при всей кажущейся размазанности по тарелке, вполне мною была принята как должное.
___Жизнь среднего по городу человека — как ясельная группа обучения «специальным технологиям», он толком ничего не понимает и аппарат его понимания слабосилен по определению. С некоторыми со временем случается — старшая группа... Школа — это уже космос запредельный. В романе явлен ИНСТИТУТ и его жители.
« -- Любовь ... это большая Идея, ... вроде как солнце, висящее в небе.
Оно отражается в каждом зеркале, в каждой луже, даже мутной...
-- Егорка, солнца нет — наоборот, множество луж пытаются построить его,
создать Идею, дотянуться до неба слабыми лучиками.»
Шедевр или нет — не берусь судить. Только всё очень тронуло, отозвалось в сердце. Такое не обозначить словами «интересно» или там ...«прекрасно» — положу к себе в уголок души, буду ночами рассматривать.
P.S.
Странно, что она этого не понимает, учась на четвёртом курсе. Перестав в полной мере быть человеком, она
тем не менее отказалась принять факт, что все преподы Института (и Фарит в первом ряду) — аспекты Законов Мироздания,
в котором ей пришлось воплотиться, «слишком человеческое» в ней взяло верх.
Равно как и все «бунты» студентов — от неприятия Дуальности мира, где Добро и Зло идут рука об руку, слишком уж рядом.
__Интересна тема преподавателя Стерха с его «исчерпанием ресурса», с тем, что информационные обЪекты тоже имеют свой предел.
Куда он отправился в своём «посмертии»? Ведь не туда же, куда Лиза, по поводу которой Костины слова: «Это хуже , чем смерть».
__У меня осталось много поводов для размышлений, ведь каждый персонаж выписан филигранно, с букетом
разнообразнейших метких деталей.