Рик Риордан «Перси Джексон и боги-олимпийцы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Загробный мир
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Огонь «Западной цивизизации» зажгли Олимпийские Боги в Древней Греции. Позже сердце огня переместилось в Рим, а вслед за ним и боги. В течение последних двух тысячелетий Боги перемещались в Германию, Францию, Испанию и Англию. Ныне огонь расположился в Америке, великой западной державе. Олимп тоже здесь, находится по адресу: город Нью-Йорк, Эмпайр-стейт-билдинг, 600-й этаж.
Перси Джексон, американский мальчишка-полукровка, сын Посейдона и земной женщины, узнает о своем происхождении и оказывается втянут в интриги Богов.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
Входит в:
Награды и премии:
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2010 // Переводная книга фэнтези (Цикл; США) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sham, 19 января 2010 г.
Цикл романов Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийские Боги» состоит из пяти романов, четыре из которых переведены и изданы издательством «Эксмо» в 2009 — 2010 годах. Само название цикла говорит о том, что романы объединены общей темой, связанной с горой Олимп и её обитателями. В основе сюжета лежат мифы Древней Греции, герои которых переносятся автором в наше время, в частности речь идёт о противостоянии Кроноса и Олимпийских богов.
Кронос — в древнегреческой мифологии бог времени, младший сын бога Урана (неба) и богини Геи (земли), который впоследствии становится верховным богом, и время его правления считается Золотым веком Древней Греции.
Больше всего Кронос боялся предсказания матери, по которому кто-нибудь из детей, рожденных женой Реей, свергнет его, а потому проглатывал их одного за другим: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и спрятала там, а Кроносу дала проглотить камень, завернутый в пеленки.
Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключен в Тартар. Проглоченные братья и сестры были освобождены из чрева отца и стали Олимпийскими Богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мертвых и Посейдона — богом морей).
Данный миф и лег в основу главной сюжетной линии цикла Риордана, где с одной стороны — Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом, а с другой — свергнутый Кронос, проводящий остатки своих дней в Тартаре и мечтающий возродить Золотой Век. Этот конфликт нашел своё продолжение на страницах фэнтезийной подростковой эпопеи Рика Риордана, героями которой являются американские тинейджеры.
Так как автору хотелось написать книгу в духе патриотизма, в первую очередь, для подрастающих американцев, ему необходимо было решить проблему переноса древнегреческих богов и прочих мифических персонажей на американскую землю, что он и весьма изящно сделал, убедительно мотивировав свой выбор. Оказывается, «огонь западной цивилизации» зажгли Олимпийские Боги в Древней Греции, но позже «сердце огня» переместилось в Древний Рим, Германию, Англию, Францию, а вместе с ним — и сами Олимпийские Боги. Сегодня этот огонь находится в Соединенных Штатах Америки, великой западной державе. Гора Олимп тоже здесь, находится по адресу: 600-й этаж Эмпайр-стейт-билдинга города Нью-Йорка, а царство мертвых, естественно, под Лос-Анджелесом.
Перед нами очередной роман, посвященный великой американской державе, которую автор пафосно на всех страницах величает «колыбелью западной цивилизации», поэтому тот, кто пресыщен фильмами и книгами о хваленом американском патриотизме, вряд ли получит удовольствие от прочтения данного цикла. Если же просто следить за развитием разнообразных сюжетных линий, причудливо переплетающихся и имеющих неожиданные повороты, и болеть за героев, побеждающих зло, то от этой книги невозможно оторваться ни подростку, ни уже взрослому читателю.
Цикл написан живым, легким языком (спасибо переводчикам!), повествование ведется от лица тринадцатилетнего мальчишки, а значит, в романах присутствует причудливая смесь узнаваемого американского юмора и подросткового сленга, которые в сочетании с мифологическими персонажами, адаптированными автором к современной жизни, дают потрясающий эффект, благодаря которому данный цикл в Соединенных Штатах стал бестселлером.
Главный герой, Перси Джексон, учится в школе для трудных подростков; после неудачного на него покушения случайно узнает, что он сын бога морей Посейдона и с помощью друзей оказывается в летнем лагере для полукровок, где живут дети, появившиеся на свет от союза людей и богов. Перси Джексон оказывается втянутым в противостояние между Зевсом и Кроносом. Естественно, он принимает сторону первого, так как выступает в поддержку своего отца, Олимпийского бога. Ему в этом помогают сатир Гроувер и дочь Афины Аннабет. В итоге два мальчика и девочка попадают в смешные и страшные, одновременно фантастические и реальные ситуации, из которых ими всегда будет найден выход. Конечно же, один из подростков школы оказывается предателем, который воскрешает Кроноса, и тот с каждой книгой становится все более сильным и жестоким. Если в первой книге о нём упоминают как о бесплотном духе, готовящим заговоры, то во второй — он уже кусками лежит в саркофаге, а в третьей — вот-вот выберется на свободу. Кульминацией можно считать четвертую книгу, где Кронос набрал мощь и собирается бросить вызов Олимпийским богам.
Безусловно, в данном цикле просматриваются аналогии с всемирно известными книгами о Гарри Поттере, но назвать его слабой копией, плагиатом или суррогатом нельзя. В романе есть свои «изюминки», герои вызывают симпатии и переживания за них, что немаловажно для современных подростков.
Отдельные эпизоды в книге могут вызвать раздражение при чтении. Так, многим не понравятся некоторые американизмы: дети утоляют голод только колой, чипсами и шоколадом, а злая девчонка наказывает Перси, макая его головой в унитаз. Отдельного упоминания заслуживает фастфуд, который едят все: от людей и до богов; фастфуд приносят в жертву; с помощью фастфуда воскрешают умерших (в общем, нет здорового питания в книге, а жаль).
Мифологическая составляющая в романе достаточно статична и предсказуема: она интригует лишь юного читателя, а для человека, полностью или частично знакомого с античной мифологией, большинство тайн окажутся секретами Полишинеля, то есть, чей сын Перси и кто самый главный злодей, становится ясно довольно быстро, хотя данная тайна и не приоткрывается на первых страницах. Неожиданной и интересной можно назвать детективную развязку каждого романа, в которой раскрываются истинные мотивы отрицательных героев, не имеющие отношения к мифам, и которая в то же время является зачином для следующей части эпопеи.
Думаю, что главным достоинством, отличающим данные романы от других фантазий для подростков, является использование мифологических материалов, о которых, к сожалению, как американские, так и наши дети имеют минимальное представление. И если после прочтения данного цикла хоть один из десяти читателей пойдет в книжный магазин и купит «Легенды и мифы Древней Греции» Н.А. Куна, то пользы от этой литературы неизмеримо больше, чем от современных комиксов и ужастиков. Взрослый же и достаточно образованный читатель просто получает удовольствие от этого бесконечного и в то же время занимательного и держащего в напряжении квеста, в котором собраны все мифические существа и боги античной Греции.
Aleyash, 5 марта 2015 г.
За задумку цикла 7, за исполнение 3 — в целом 5. Мое личное впечатление. Он интересный-то цикл в целом, и может и сподвигнет кого-либо прочитать «Легенды и мифы Древней Греции». Но на протяжении всех книг цикла, а точнее начиная со второй, меня напрягала одна вещь. причем очень конкретно. ГГ как показал себя в первой книге, выразимся так, «недалеким 13летним школьником», так он таким и оставался на протяжении всего цикла. В отличие от той же Роулинг, я не заметил, чтобы герой взрослел от книги к книге. И по поступкам, и по характеру. Вдаваться много в подробности не буду, но больше 5 цикл не заслуживает.
bibliofil, 14 октября 2013 г.
Нельзя сказать, что это ПЛОХОЙ цикл. Наоборот, это вполне приемлемое чтение для детей. Некоторые вещи, правда, не понравились: к примеру, всё — от Олимпа до Моря чудовищ — находится в Америке либо перенесено туда.
Эту книгу еще можно дать подросткам 11-16 лет, чтобы возбудить в них интерес к чтению. А так, простите, ничего особенного.
Журналистка, 23 июля 2010 г.
Цикл этих книг по-моему очень слабый... Много ненужного мусора (словестного и печатного), диалогов, картинок, описаний — эти книги написаны чисто по американскому трафарету — все «не формат»... Для простого читателя они сойдут просто за досужное ничего не делание, когда можно расслабить мозги именно метродм многокнигочитания. Я же привыкла всегда после чтиения проводить анализ прочитанного, хотя после прочтения именно серии «Перси Джексон» (слизанного с Гарри Поттера и немного «протежешного» от «Тани Гроттер») надо бы забыть эту привычку... Иначе так можно и переразочароваться.:lol:
Так же добивает потриатические мысли — мол Америка — наше все, бла-бла три раза по семь заходов. Это уже перебор... Мера — самая хорошая идея для этого цика.
Sky111331, 16 марта 2013 г.
Мне серия о Перси Джексоне очень понравилась.Несмотря на то,что серия была написана для детей и подростков,она очень увлекательная,в меру динамичная,комичная,где-то переплетается с небольшой трагедией.При прочтении книг мозг погружается в придуманный мир в перемешку с греческими мифами.
Я не понимаю,зачем серию о Перси Джексоне необходимо обязательно сравнить с серией Гарри Поттера?Люди,вам самим не надоело?С Поттером тут схоже только 2 пункта:
1.Это тоже мальчик,который является героем,проходящим через множественные испытания и имеющий очень серьезное тайное пророчество.
2.У него есть друг Гроувер(Рон) и подруга Аннабет(Гермиона).
Дальше сюжеты развиваются по своему сценарию.Тут нет приспешников главного злодея,которым необходимо убить главного героя.В Перси Джексоне(не смотря на то,что сама серия о не совсем нормальном мальчике) мишенью злодеев все-таки являются боги Олимпа.Перси не нужно убегать их своего любимого лагеря полукровок в поисках каких-то крестражей,которые спасут Его жизнь и душу.Все,что он делает на протяжении всей серии-спасает свою семью и своих друзей.Никто ради него своей жизнью не жертвует.Не смотря на то,что судьба всего мира ложится на его плечи,Перси остается все тем же непоседливым,порою очень групым мальчишкой.Он не потерял своих родителей и не вынужден жить с ненавистной родней.
Как ни крути,а Перси Джексон все-таки является ни на кого непохожим персонажем.
Календула, 11 мая 2010 г.
Цикл о Перси Джексоне более детский, чем, к примеру, цикл о Гарри Поттере, с которым его неоднократно сравнивали. Возможно, виной тому слишком простой язык повествования (а прост он в силу того, что повествование ведется от лица подростка, лексика которого небогата и образными выражениями не пестрит).
Слог не выдержан: время от времени автор забывает, что повествование принадлежит подростку и подменяет вымышленное «я» своим собственным. Перси иногда теряет детскую непосредственность, его суждения становятся похожими на суждения взрослого человека.
Немного странно читать о том, что греческие боги живут до сих пор и не где-нибудь, а в США. Таким образом, действие разворачивается в современной Америке. Автор объясняет этот факт тем, что античные боги перемещаются по планете вместе с центром западного мира. Если две тысячи лет назад центром западного мира была Греция, то в наше время — это США. К примеру, вход в царство Аида теперь находится под Лос-Анджелесом, гора Олимп — на мифическом 600-м этаже Эмпайр-Стейт-билдинг в Нью-Йорке, а Море чудовищ — это область Бермудского треугольника. Налицо америкоцентризм, что лично мне довольно грустно наблюдать в литературе вообще и в литературе детской в частности. Но надо отдать должное Риордану – он идеологически правильно и довольно логическое обосновал базовые установки сюжета.
Стоит отметить, что характеры персонажей отработанны поверхностно, но небезынтересно, увлекательных приключений достаточно, литературно стиль в целом неплох. Но не покидает ощущение незрелости автора и недоработанности персонажей и сюжета в целом. Практически отсутствуют внутренние переживание героев. К примеру, мать Перси убивают прямо у него на глазах, но он буквально через пару дней напрочь об этом забывает, окунувшись в новый мир и новые впечатления. Это существенно влияет на читательское восприятие главного героя и на отношение к нему.
Цикл начинается с истории обыкновенного трудного подростка, награжденного вдобавок к гиперактивности еще и дислексией, вследствие чего он трудно обучаем. Кроме того, с ним постоянно что-то приключается, из-за чего он меняет школы каждый год. И вот однажды этот ничем невыдающийся мальчик узнает о том, что он сын древнегреческого бога и что все его недостатки на самом-то деле только помогут ему в дальнейшем. Впоследствии, по закону жанра, ему предстоит множество испытаний, в которых его будут сопровождать верные друзья.
Многие моменты все же наталкивают на мысли о Гарри Поттере, да и как иначе, если для начинающих авторов этот цикл уже стал классикой. Основное сходство прослеживается в основных мотивах: непонятость и одиночество главного героя –подростка в обычном мире, неожиданное открытии его происхождения, обучение в магической школе и получение специфических знаний, обретение друзей (как ни странно, мальчика и девочки), различные приключения и сражения с врагами, избранность главного героя, спасение мира и финальная битва с могущественным врагом, восставшим из пепла, туманное пророчество о будущем героя. Схема подобных произведений отработана десятками авторов. Штампы и клише современной подростковой беллетристики неотвратимо присутствуют в подобного рода творениях. Отличие в одном моменте, но главном — в уровне писательского мастерства.
Однако при всех недостатках цикл производит достойное впечатление. Стоит отметить сюжетную привлекательность и динамичность, а также познавательную ценность книги, из которой современные подростки могут узнать множество подробностей о древнегреческой мифологии.
Кузьмичч, 28 мая 2012 г.
Эта книга напомнила мне о Гарри Поттере, НО ЭТУ книгу в отличие от того же Поттера могут читать дети любых возрастов. Например я Гарри Поттера прочитал далеко не сразу. А Перси Джексон дался легко. Написано с чувством, с юмором, со знанием дела. Автор молодец. Начав читать, ждал выхода каждой последущей части с нетерпением.
ЕрВиктор, 10 мая 2012 г.
Прочитал все книги... понравилось... очень хороший мир, главное легко читается...)
Великий, 16 ноября 2010 г.
Как водиться книги бывают разные:за одни берешся и читаешь,другие — просто отбрасыаешь от себя с недавольной гримассой на лице.Я читаю только те книги,которые стоят внимания.На другую даже тратить не буду свое драгоценное время.Я даже ради интереса не прочитаю ту книгу,которая мне с первых строк не понравиться.Я же не садомазохист,чтобы мучать себе мозг...Но Перси Джексона прочитал...Более того — мне понравилось...Конечно,у книги есть недостатки — это и немного напоминающая Гарри Поттера история,и не очень хорошее отношение автора к мифам...Но все-таки:у писателя кое-что получилось.Во-первых,никто до него не пробовал брать за основу эти самые мифы,хотя если в них покопаться,то можно накопать много чего...Интересного...Во-вторых,мне понравилась простота изложения и юмор книги.Простота и непосредственность убеждает.Даже Мальчик,который выжил не так непосредственен.Он с первой книги был весь такой серьезный-серьезный,а когда про пророчество узнал,так книга стала на готический роман походить...А в Перси Джексоне все по-другому.Даже сталкиваясь с такими проблемами,он остаеться простым пареньком,с которым просто случилось то-то и то-то,когда сам он этого не хотел,и до конца с этим мириться не собирался.И в третьих,это все-таки похожесть с мистером Поттером.Потому что там книга закончилась и со злом больше никто не бореться,хотя оно так и осталось не тронутым.Да и поднаело,если честно это все связанное со школой магии.Если я не ошибаюсь — уже 15 лет по ней с ума сходят.А тут выходит книжка как бы с тем же самым,но и одновременно с другим.Да и еще что пнравилось — это характеристика самих богов.Ну,т.е. по мифам было понятно,что они обладают всеми чертами присущими человеку,но в книгах о юном полубоге их образы прикольно прописаны.
Вообщем,книги очень даже ничего...А то тут набросились все с критикой...Не понравилось сразу — не читайте...А то все отзывы сводяться к одному:«Я книгу прочитал,но она мне не понравилась...» Спрашиваеться — зачем читал?Что бы потом закритиковать?А попробуйте сами что-нибуь написать...Ладно,это я всегда так...
С уважением,Великий.:glasses:
ss12ss, 29 марта 2009 г.
очень милая детская книга.... конечно воротит от тезиса «Америка-центр западной цивилизации»... а так очень занимательная смесь поттерианы и «Ахейского цикла» от Олди.... прочитал с удовольствием.....