Оксана Ветловская «Дела семейные»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Готика (Современная стилизация ))
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Наследство — громадная, как череда залов правительственных заседаний, и загроможденная, как мебельный склад, четырехкомнатная квартира на последнем, двенадцатом этаже неприступной серой «сталинки», не растерявшей своей внушительности даже на фоне новых многоэтажек по соседству — досталось Николаю от бабушки. Всё детство он был вынужден проводить в ней выходные, но особого удовольствия ему это никогда не доставляло — в результате нескольких происшествий, квартира, наоборот, вызывала у него страх. Пришло время, бабушки не стало, но квартира была отписана не одному из двоих сыновей, а именно Николаю. Жить в ней он не собирался, но ни покупателей, ни желающих квартиру снимать как-то не находилось, а тут ещё Николай рассорился с женой...
И вот уже из квартиры вынесен весь хлам, детские страхи практически развеялись, но неожиданно появился дядя Глеб, рассказывающий Николаю, что изначально их, братьев, было трое...
Входит в:
— антологию «Чёртова дюжина. 13 страшных историй», 2020 г.
— антологию «Истории Ворона», 2021 г.
— журнал «DARKER. №6'24 (159)», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 24 августа 2022 г.
Бытовой хоррор, в котором семейные тайны соседствуют с монументальной серостью сталинки в центре столицы и преданиями о духах-защитниках. Всё немного нарочито и преувеличено, но, следует признать, атмосферно.
Мне остались не очень понятны некоторые озвученные принципы действия духа-защитника, кажущиеся противоречия, из-за которых в итоге оценка и снижена.
Towerdevil, 13 ноября 2022 г.
И еще один старый знакомый с Чертовой Дюжины, не сдюживший покинуть группу полуфинала. Посмотрим, как оно читается сегодня.
Итак, ГГ возвращается в квартиру своей умершей бабули, потому что та неожиданно для всех отписала громадную хату в сталинке ему. Он ходит-бродит по квартире, вспоминает, какая бабка была неприятная, какая квартира была неприятная, да и вообще — чешет репу и думает за жизнь. А где-то на заднем плане уже стучат по паркету маленькие ножки... или не ножки?
Здесь, пожалуй, мне удастся обойтись без спойлеров. Попробую описать свои впечатления, не углубляясь в сюжет. Во-первых, автор явно сел писать не хоррор, а некую версию «Похороните меня за плинтусом». Отлично передана атмосфера квартиры пожилого и чужого по сути человека, есть удачные литературные находки с описанием книг, находящихся в доме, но на протяжении всего рассказа меня мучил один и тот же вопрос: а как же это вслух читать-то? Предложения в рассказе тяжеловесные, точки друг от друга отстоят на максимально допустимом расстоянии. Тут уж респект Руслану, я уверен — он круто справился, но мне лично не хватило бы дыхания. Некоторые предложения я даже в качестве эксперимента пытался читать вслух и в определенный момент понимал, что перехожу на орочий — идущие подряд шипящие, причастия, деепричастия делают текст реально непроизносимым. Впрочем, автор и не обязан в процессе написания думать о том, как его текст будет подходить для озвучки, это так, мелкая претензия.
Но вот тяжеловесность, громоздкость и сложносочиненность предложений не очень-то воспринимается и при обычном чтении. И здесь уже ничего не попишешь — трудно читается. Приходится продираться. Предложения растягивают мою оперативную память до полного невосприятия.
Что касается самой истории — она напоминает купленный у ушлого пляжного торговца чебурек: тесто экспозиции обволакивает текст со ВСЕХ сторон, а когда добираешься до мяса непосредственно самого сюжета, выясняется, что лежит-то его там на донышке. Суть в том, что все, что мы знаем о бабке ГГ и его родственниках нам, по сути, не очень-то пригодится для понимания происходящего. Всю эту информацию можно было разбросать мелкими кусочками ближе к финалу, не отрываясь от по-настоящему интересной и саспенсной части — герой, запертый с НЕХ в чужой квартире. Но о чем был бы тогда рассказ, спросите вы? Так спрашивайте не меня, а , собственно, Оксану — ей виднее.
Ну и моя главная претензия к рассказу — его хоррор-часть. Я уже не буду говорить о том, как утомляет количество всесильных ведьмостарух на квадратный метр (к третьему рассказу сборника их насчитывается уже 4), тут, скорее, вопросы опять-таки к композиции построения хоррор-элементов. Едва автор смущенно и неуверенно начинает пугать, как тут же сам сворачивает всю лавочку, ведь куда интереснее историческая подоплека, экспозиция и атмосфера сталинской хаты. Вот тут прямо чувствуется и набитая рука, и живое восприятие и даже, в некоторой степени, желание «покрасоваться», но этим все мы грешны — иначе зачем писать?
Так или иначе, рассказ точно развлечет. Расскажет интересную историю — не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы заинтересовать собеседника. Этакая «советская легенда» с очень широкой экспозицией. А это вроде как основная цель в нашем жанре. Ну, одна из.
muravied, 4 апреля 2023 г.
Маленький Коля так заигрался, что залез в Запретный Бабушкин Шкаф, а он возьми, да захлопнись. И фонарик, сволочь такая, потух, не видно ни черта, воняет нафталином, а в глубине тьмы что-то шуршит и словно приближается...
Весьма неплохо. Пару раз холодок пробежал по загривку, магия нужных слов сделала своё дело. У меня у деда в старой хрущёвке тоже был такой чулан с коробками, тряпками и сильнейшим запахом нафталина. Я в том чулане тоже чувствовал себя неуютно. Так что маленького Николая понимаю. Но в то же время его анти-детская позиция во взрослом возрасте мне не понравилась. Правильно его баба сказала: «Инфантил тупорылый!»
А рассказ хороший.
Manowar76, 24 декабря 2022 г.
Второй рассказ подряд в антологии «Истории ворона», где главными проводниками ужаса являются бабушки главных героев, а монстром — проклятие-оберег общины или семьи.
Семейная сага в формате «экспресс». Ветловская не хуже Рубиной, Улицкой или Степновой умещает на паре десятков страницах историю нескольких поколений одной семьи. А некоторые главы «Женщин Лазаря» похожи на данный рассказ до степени смешения: женщина, влюблённая не в мужа, а в его дом; бабка-ведьма, обещающая женщине статус-кво и сохранение квартиры в обмен на то, чего не жалко.
Сцена «взаперти» написано так хорошо, как будто это ранний Кинг писал.
Элегантное превращение из семейной саги в хоррор удалось на сто процентов!
Кого бояться: властных старушек и мрачных сталинок.
10(ПРЕКРАСНО)
Wolf94, 5 июля 2021 г.
Разбирайтесь там между собой. Тихо, по-семейному.
Скорее всего я уже где-то в своих рецензиях писала, что Оксана потрясающе пишет. Из под ее пера выходит не какой-нибудь картонный рассказ, а настоящая история, цепляющая не только красотой языка, но и атмосферой.
Дела семейные — это прекрасный образчик бытового герметичного хоррора. Сами посудите, как не квартирный вопрос вытаскивает всех потаенных монстров. Что больше всего нравится, что когда слушаешь, то сразу погружаешься в мистико-готическую квартирку в неприступной серой «сталинки».
Николай получил наследство от бабушки, но это его не особо радует. Всё детство он был вынужден проводить в ней выходные, но особого удовольствия ему это никогда не доставляло — в результате нескольких происшествий, квартира, наоборот, вызывала у него страх. Уже будучи взрослым мужчиной, страх не отпускает, так еще и дядя Глеб решил претендовать на квартиру...
Герметичность истории лишь больше сковывает в ледяных объятиях, и как и Николай, начинает слышаться всякое, особенно в темноте)))
Seidhe, 28 января 2021 г.
Этим рассказом Оксана Ветловская ещё раз подтвердила, что к её произведениям малой формы, имеющим отношение к хоррору, стоит присмотреться повнимательнее. Рассказанная история, как совершенно верно отметили в предыдущем отзыве, с одной стороны, классическое повествование о «нехорошем месте», в данном случае — о квартире в «сталинке», а вот с другой...
Сама «нехорошесть» квартиры в трактовке автора получает жуткое, пугающее объяснение,
которое в очередной раз подтверждает, что самые страшные создания — не монстры, чудовища и маньяки, а обычные люди, живущие рядом с нами. Люди, которые не хотят расставаться с удобствами и комфортом, готовые ради сохранения привычного хода вещей на немыслимые в своей жестокости поступки...
Хороший рассказ. Хоть и предсказуемый немного, но от этого не менее жутковатый. 9 баллов.
sergej210477, 3 января 2021 г.
Классическая история про проклятые, «нехорошие» квартиры.
Большая «сталинка», принадлежащая бабушке, оказывается, не такое уж и хорошее наследство...
Как обычно — таинственные и страшные звуки по ночам. Жуткие кошмары во сне. И, обязательный скелет в шкафу!
Рассказ стандартный, но, написан здорово. Поэтому, читать интересно.