Фазиль Искандер «Чик идет на оплакивание»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
У тётушки Чика была подруга — тётя Циала. Чик её не очень-то любил, но теперь, когда она умерла, он шёл оплакивать покойную и переживал, что в нужный момент у него не будет так необходимых сейчас слёз.
Знамя. — 1986. — № 6. — С. 116-137.
Входит в:
— цикл «Рассказы о Чике»
— сборник «Кролики и удавы», 1988 г.
— сборник «Стоянка человека», 1991 г.
— сборник «Детство Чика», 1993 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 5 августа 2013 г.
Действие рассказа происходит в грузинской провинции до Великой Отечественной войны. Атмосфера жизни тех лет передана очень интересно. С одной стороны, все спокойно, размеренно, даже успешно в маленьком мирке маленьких людей. С другой, возникает вопрос, а куда подевались родители мальчика Чика? Из текста не следует, что они умерли. И мысли какие-то нехорошие закрадываются. Авторы советского времени мастерски владели искусством писать между строк. Они доносили свои мысли читателю даже не иносказаниями эзоповой речи, а грамотно расставленными умолчаниями. В этом плане у них многому можно поучиться.
Мальчик Чик впервые в жизни попадает на обряд прощания с умершим — оплакивание. Умершая тетушка Циала при жизни ему не нравилась. И мальчик очень боится, что не сможет заплакать у ее гроба, как требует обычай. Но на помощь ребенку приходит музыка. Под звуки приглашенного оркестра в его душе всколыхнулось столько разных воспоминаний, что заплакать удалось без труда.
Фазиль Искандер показал нам похоронный обычай глазами ребенка. Проводить человека собирается много людей, самых разных. Конечно, смерть — это всегда больно, даже если ушел не очень близкий, а просто знакомый человек. Но психика наша так устроена, что мы не можем долго сосредотачиваться на одной яркой тягостной эмоции. Внутри включается предохранительный механизм и, несмотря на траурность обстановки и глубокую грусть последнего прощания, люди переключаются на обычные житейские разговоры. И даже о покойнице говорят без внутреннего надрыва, а как о части жизни своего городка, своей жизни. Не от черствости душевной это происходит, а скорее от осознания того, что память держит с нами наших ушедших, и люди стараются рассказать известные им истории, чтобы лучше запомнить. Атмосфера печальной обыденности на похоронах показана в рассказе очень реалистично.
Городок, где происходит действие рассказа, небольшой. Но насколько богата событиями жизнь людей. У тетушки Чика был муж-консул и она жила в Тегеране. У Циалы, с которой прощаются близкие, был возлюбленный — капитан корабля «Цесаревич Георгий». При этом дамы вели между собой счет: консул был законный муж, а капитан всего лишь возлюбленный — это плюс тетушке Чика. Зато капитан был молодой, а консул старый — это плюс Циале. И таких историй можно было услышать о каждом жителей городка. Что-то в них было правдой, что-то вымыслом, но ребенка окружало необыкновенно насыщенное информационное пространство, героями которого были знакомые ему люди.
Рассказ показывает нам маленький шажочек человека к взрослению. Чик получил свой первый опыт прощания. Но опыт не болезненный, не травмировавший психику мальчишки, а скорее расширивший его представления о жизни. Пройдет время, и уже взрослый Чик поймет, что смерть является неотъемлемой частью этой жизни и за спокойной размеренностью похоронных обрядов скрывается глубокая боль некоторых участников церемонии, которые потеряли близкого человека. Боль эта не предназначена для публичных демонстраций и внешнее спокойствие заведенного порядка надежно маскирует ее, чтобы людям стало немножко легче, чтобы не выпали они из нашей обычной жизни.
Хорошая вещь. Простая, глубокая, искренняя.