Адам Робертс «Вот и всё. Зачем мы пугаем себя концом света?»
Мир на краю пропасти: чума уносит жизни миллионов, солнце выжигает посевы, тут и там начинаются войны, а люди, кажется, лишились остатков разума. Вы готовы к концу света? Нас готовят к нему на протяжении всей истории и все это уже было в книгах и фильмах, утверждает Адам Робертс — преподаватель литературы колледжа Роял Холлоуэй Лондонского университета, писатель, которого критики называют лучшим современным фантастом, и по совместительству историк жанра. «Вот и всё.» — это блестящий анализ наших представлений о гибели человечества, в которых отражаются состояние общества, психология индивида и масс, их заветные чаяния и страхи. Почему зомби — это мы? Что «Матрица» может сказать об эпидемиях? Кто был первым «последним человеком» на Земле? Робертс чрезвычайно остроумно показывает, как друг на друга влияют научная фантастика и реальность, анализирует возможные сценарии Армагеддона и подбирает убедительные доводы в пользу того, что с ним стоит немного повременить.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2021 // Нехудожественное произведение |
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2021 // Нехудожественное издание или сайт |
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- С. Афонин (1), В. Бойер (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yasviridov, 24 ноября 2021 г.
Если убрать лишнюю воду, текст Робертса максимум тянет на статью. Это даже не голопам по европам. Это — заплетающейся походкой по паре улиц вокруг дома. Полный детских ошибок и неряшливостей русский перевод тоже не добавляет плюсов.
ааа иии, 7 сентября 2021 г.
Напоминает факультативные лекции со справочным аппаратом.
Основная мысль: фантастика о конце света (зомби, война, эпидемия, климат, апокалипсис) суть отражение невозможности принять свою смертность при неизбежности конца.
Уровень... лекционный. К тому же, в качестве подтверждающего материала кинофантастика да игры, книжного меньше. Некоторые моменты отдают риторикой — что Кант и Пратчетт в чем-то согласились, еще не делает факт истинным. В целом*, Робертс демонстрирует приличные теме познания и знания научпопа, от климатологии до библеистики (пассаж, мол, вместо железной саранчи предполагались осы — это что-то).
Кое-что удивило. Например, Уэллс писал про зомби в Англии («бродячая болезнь») задолго до киношки Ромеро, что корректирует расовую трактовку (угнетенные и плантаторы Америки) Робертса. Глубокая любовь к «Благим знамениям», безделушке Геймана и Пратчетта, в сочетании с укором Гарри Гаррисону (хотя и промахнувшемуся в «Подвиньтесь» с демографией США, но на основе прогнозов алармистов своего времени)... И, можно считать, что «День сурка» уважаемый лектор понял наполовину. Там с ума не сойдешь.
Бумага серая, шрифт крупный, обложка мягкая.
На любителя, в общем.
_____________________________________
*Выйти за пределы англосаксонского мира помогает предисловие редактора (к примечаниям возражений не имею, эрудиция и вкус внушают уважение).