Андрей Синицын «Цель и средства. Лучшая фантастика 2021»
Когда речь идёт об исключительной цели, герои этого сборника не ограничивают себя в выборе средств. Во имя долга или вопреки должностным инструкциям, сообразно своим представлениям о чести или наперекор общепринятым догмам. На ближней орбите и дальних мирах, в блистательном будущем и в альтернативной вселенной, а также здесь и сейчас.
Рядом с вами.
Итоговый ежегодник издательства АСТ содержит самые яркие произведения года от ведущих авторов русскоязычной фантастики: Сергея Лукьяненко, Евгения Лукина, Олега Дивова, Евгения Филенко, Святослава Логинова и многих других писателей-фантастов.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— серию антологий «Лучшая фантастика», 2014 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая антология |
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 6 января 2022 г.
Небольшой по объёму сборник современной русской фантастики.
Основной упор на НФ в самом широком диапазоне: наши Люди в Чёрном (Зарубина. Все свои), маркетингово-литературный киберпанк (Картушов, Давыдова. Общество настоящих живых мертвых поэтов), армейская байка из шапкозакидательского межавторского цикла «Постэпидемия» (Дивов. Русские бомбят), космодетектив в русско-имперских декорациях (Володихин. Контрабанда), пацифистская планетарная фантастика (Филенко. Цель и средства), притча о нанитах, андроиде и ответственности (Громов. Держать стену), простенькая вариация на тему Мира Полдня и прав домоседов (Логинов. Я никуда не пойду), ещё один детектив, на этот раз в марсианских декорациях ( де Клемешье. Лучшая пожружка) и шикарная постмодернистская деконструкция «Незнайки» (Лукьяненко. Подлинная история путешествия Незнайки на Луну, рассказанная профессором Знайкой, инженерами Винтиком и Шпунтиком, доктором Пилюлькиным, астрономом Стекляшкиным, обывателем Пончиком, гражданином Незнайкой и Кнопочкой, просто Кнопочкой).
За мистику отвечают сентиментальный рассказ о почтальонах-харонах (Лукьяненко. Такая работа), жуткая история про бессонницу и безумие (Шаинян. Лаборатория тьмы).
Особняком стоят гомерически смешная фантасмагория про телепортацию и бесов (Лукин. Пых — и там!) и выбивающаяся из общего настроя притча (К. А. Терина. Лайошевы пчелы).
По антологии можно судить, кто из грандов всё ещё в форме, а кто поисписался, и понять уровень молодых авторов.
Я остался в восторге от работ Лукина, Зарубиной, Шаинян, Картушова и Давыдовой и аутро-рассказа Лукьяненко. Как по мне — очень достойное количество отличных рассказов. Не в каждой антологии Дозуа наберётся столько прекрасных вещей.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
mputnik, 18 сентября 2022 г.
Не назову сборник удачным. Количественная оценка – «69/15» при среднестатистической норме «70/30». Оные числа означают – соответственно доли текстов «с оценкой 5 и выше» и «с оценкой 7 и выше». На русский язык оная «норма» переводится примерно так: «…чуть больше двух третей текстов – вполне читабельны, чуть меньше половины из читабельных – вполне достойны внимания…». Повторюсь, уважаемый читатель: «норма» сия получена чисто экспериментальным путём, на сотнях сборниках и антологий.
Здесь у нас конкретно доля «…достойных внимания…» — в два раз ниже, чем «положено». Это – плохо, уважаемый потенциальный. Получается – не в коня корм, всего лишь каждый седьмой.
Отмечу два текста: «Пых – и там» Лукина и «Держать стену» Громова. Разочаровал Логинов. Жутко разочаровал. Прямо – не узнал автора. Совсем
volodihin, 5 декабря 2020 г.
Как «лучшая фантастика 2021 года» этот сборник имеет смысл и сделан крепко: проколов не вижу ни в художественном плане (есть вещи похуже и получше качеством, но откровенных провалов ни одного), ни в плане форматном: преобладание НФ и «более или менее НФ», а то, что не совсем не НФ, в то же время, и не фэнтези, а скорее некая фантасмагория. Так что всё на месте, никакого раздрая.
Несколько подпортили дело обложка, как с детской книжки, и название «Цель и средства» — по большому счету, никакое, ничем не цепляющее. Составитель хорош, художник... оставляет желать лучшего, а вот тот, кто выдумал это самое «целесредство» лучше бы сидел тихонечко и думать не пытался. Ибо «сон разума рождает чудовищ». И дело тут не в Евгении Филенко, для рассказа которого это нормальное, уместное название, а в решении перенести этот заголовок с одного рассказа на всю книгу.