Юрий Тупицын «Красные журавли»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Неопределённое место действия
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Военный лётчик терпит аварию. Он должен погибнуть, но его подбирает инопланетянин-авантюрист и забирает с собой в далёкий космос...
Впервые: Красные журавли: Фантастическая повесть // Вечерний Волгоград, 1980, 24-29 ноября, 2-10 декабря.
Входит в:
— сборник «Красные журавли», 1982 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 118
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3000 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 30 августа 2024 г.
Задумка интересная, но мне кажется чуть недоработана повесть, много осталось непонятного.
Понравились рассуждения о том, что инопланетяне не добрые самаритяне, а обычные живые существа со своими качествами и антикачествами, такие же как и люди. Однако, все равно в повести они все сверхразвитые.
Сюрпризов в повести нет. Все ожидаемо, что разочаровывает, увы, но автор не рискнул закончить повесть логично и печально. Все слишком в розовом цвете с нафталиновым душком. Однако, это хорошо читается даже сейчас, что удивительно.
amak2508, 17 января 2023 г.
Несмотря на довольно преклонный возраст повести (более 40 лет), она всё ещё выглядит вполне читабельной — есть в ней и увлекательность, и складность, и, даже, некий шарм. А что касается страниц, посвященных нашей Земле и работе военных лётчиков, так они и вообще вполне реалистичны и достоверны и прекрасно читаются.
Часть же произведения, рассказывающая о приключениях главного героя, лейтенанта Гирина, в дальнем космосе, выполнена несколько в другом ключе: здесь действие искусственно сильно упрощено чуть ли не до уровня сказки (удивительная мгновенная телепортация на тысячи световых лет, дальний космос, наполненный разумными расами как троллейбус в часы пик, обворожительная девица на землеподобной планете и т.д.), но это удивительным образом совсем не вредит восприятию книги, также как не вредят, а скорее даже развлекают рассказы героини от сверхцивилизации об их жизни в творческих коллективах-коммунах :).
И ещё. В этой повести много такого, чему трудно найти рациональное объяснение, и автор читателю в этом совершенно не помогает. Так вот — такие объяснения искать совершенно не надо. И придумывать самим ничего не надо — иначе то, чем эта вещица очаровывает читателя, пропадёт без следа и повесть станет выглядеть нескладной, наивной и неинтересной.
Hayabusa, 29 июля 2024 г.
Пример «твёрдой» советской фантастики, в «плохом» смысле слова, хотя у Юрия Тупицына очень хороший талант писателя и слог. Явно не понаслышке знает жизнь военных лётчиков, что передаётся в сюжете, и читается безусловно с интересом, если читатель в теме, либо она ему интересна. В остальном традиционный советский сюжет, полный оптимизьму, и куча всяких чудес, которые, благодаря жанру нет необходимости обосновывать. Попадание героя в корабль-зверинец, это вообще как у Стругацких в «Извне»... та ещё занудная вещь. Прочитал повесть в советском ещё, иллюстрированном Шрубом издании «Молодая гвардия»; помню книги этой серии у барыг на книжном рынке и ихнее «Не продаю. На обмен». Впрочем ежели милиционеров поблизости не было, книжонка в рупь ценой уходила за червонец, сторговашись можно было рублей за 8 купить.
igorgag, 19 сентября 2018 г.
Одно из самых интересных фантастических произведений, прочитанных мной за последнее время. Тем удивительнее, что повесть написана в начале 80-х, которые я считаю этакой порой безвременья для фантастики — причем не только для отечественной, но и зарубежной тоже. Во всяком случае, на фоне того, что публиковалось тогда на русском языке, повесть должна была выглядеть блестяще. Впрочем... впрочем, похоже, не для всех! Русскому читателю был ещё не известен Ст. Кинг, порой добивавшийся удивительного сплава реализма и фантастики, а Юрий Гаврилович Тупицын предложил на суд читателю то же самое. И ему было что сказать — он был профессиональным авиатором. А фантазия его в отличие от, допустим, трёхтомного уныло-технарского повествования Хрунова с Хачатурьянцем вовсе не была бескрылой.
Хочется сделать одно небольшое разоблачение. «Красные журавли» — вовсе не твёрдая НФ, как утверждают аннотации. Это МАСКИРУЮЩАЯСЯ под твёрдую НФ история в духе самого известного рассказа Амброса Бирса — «Случая на мосту через Совиный ручей». На это указывает несколько раз совершающийся в повести повтор почти музыкальный — внезапного удара молнии, за которым следует резкая смена «декораций» и ситуации. (Лишь один момент ближе к финалу идёт вразрез с общим строем этого рефрена). И если согласиться с тем, что перед нами сочинение почти «психоделическое», то многое в нём становится понятным и по -своему логичным — даже некоторый алогизм развития сюжета и проявления характеров персонажей. Гирин оказывается каким-то странным «попаданцем»? Нормально! А не странные попаданцы и невозможны в принципе. Всякий нормальный человек, не лишённый интеллекта и чувств, оказавшись в радикально чуждой ему обстановке (другая эпоха, другая планета, иные нравы, иные ценности) впадёт в ступор, а не подвиги кинется совершать (как это обычно бывает в опусах мэтров жанра). И та реакция главного героя, которую рисует Тупицын, она наоборот — как раз убедительна.
Далее — ещё одно отступление от канонов: не добрый молодец спасает красну девицу, а опять-таки наоборот. И это замечательно! (но не этого, видимо, ждут знатоки жанра, увы...) Плюс ещё ряд разных казалось бы не выпирающих, не бьющих в глаз подробностей, которые могло породить только воображение человека, повидавшего жизнь. Соответственно — не всякий и читатель их отметит и оценит.
А в более широком, мировоззренческом плане повесть оказалась тоже неортодоксальна. Тупицын разошёлся и с благостными представлении о вселенском торжестве разума, которое пропагандировали тогдашние отечественные фантасты, а с другой стороны — не разделил и тотальный пессимизм писателей западных. Увы, похоже, всё это не способствовало тому, чтобы современники вполне разглядели достоинства повести. Ну, а до нынешнего поколения фанатов фантастики, взросших на том ширпотребе, что широко издавался в последние два десятилетия, достучаться не проще...
Nick Che, 20 января 2021 г.
Вещь!
Рекомендую!
На мой взгляд в его творчестве одно из лучших произведений.
Жалкие попытки некоторых комментаторов ниже холодным хирургическим скальпелем разрезать живое произведение на куски, приколоть его булавками к каким то шаблонам и залить формалином собственной бездарности выглядят отвратительно.
Не слушайте их. Читайте! Хорошая добрая книга.
VovaZ, 27 мая 2015 г.
Печальный, но явный пример неудачной попытки синтеза различных жанров.
Юрий Гаврилович Тупицын безусловно обладал литературным талантом, проблема вышла лишь в области его приложения.
Итак, повесть представляет собой образец весьма традиционной гуманитарной советской фантастики, конца 70-х — начала 80-х годов, по непонятной причине наложенный на фон этакой служебно-полковой мелодраммы, типа надрывного женского романчика. НФ линия, правда, ничем не выдающаясь, но в общем «мэйнстриме» тогдашнего жанра, вполне могла, урезанной до рассказа, войти в какую-нибудь НФ антологию 1979 года, и тихо потеряться там на фоне более талантливых расказов. Однако совмещение с мелодрамой полностью убило произведение.
Сюжет блёклый, и опять же, очень традиционный для жанра. Похищение инопланетянами, вялые приключения во внеземелье, возвращение, трагизм, счастливый конец. Интрига — единственно, что показалось мне занятным, хотя бы на полстранички.
Образы героев алогичны. Второстепенные герои описываются с нудной и излишней глубиной, чуть ли не с изложением подробной биографии. Главные — остаются двумерным неизвестными в уравнении сюжета. Образы инопланетян просто ужасны и одномерны.
Сценизм, в принципе, не плох, но тонет под весом логических ошибок и нестыковок, от сцены, к сцене.
Попытки нравственно-моральной линии постоянно обрываются, не доносят, собственно, какой-либо сути. Финал оставляет в недоумении. Собственно, остаётся неясным, что автор хотел сказать, кроме нелепой последовательности событий?
Не рекомендую.
Sumy, 12 июня 2017 г.
Помните у Горина:
— Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.
Вот и у Юрия Гавриловича вышло нечто совмещенное. “Красные журавли” начинаются как армейско-производственная повесть о жизни военных летчиков, но уже с четвертой главы превращается в фантастику, заставляющую вспомнить “Извне” Аркадия и Бориса Стругацких и “Половину жизни” Кира Булычева. Затем сюжет плавно переходит в описание встречи с братьями по разуму (а вернее с сестрой по морали) и автор впадает в философские размышления о путях развития цивилизаций. При этом читатель узнает, что все человеческие представления о будущем, о дальнейшем развитии цивилизации невероятно наивны, подвержены так называемой инерции мышления, а сама Земля является лишь галактическим заповедником. Ну, заканчивается книга снова в стиле социалистического реализма в смеси с сюрреализмом. Ну, а как ещё по другому можно объяснить оживление погибшего героя? Ведь даже советский генерал Железный Ник пустил по нему скупую слезу. Впрочем, как потом выяснилось, это была не слеза ( ну где вы видели плачущего большевика?), а всего лишь капля с сосны.
Теперь о персонажах. Ну, с Железным Ником вы уже немного познакомились. Главный герой Гирин – видимо совсем недавно сошел с плаката.( Гири бы делать из этих людей. Многопудовые, чтобы никто поднять не смог.) Любит Землю и невесту Нину. Остальные летчики ну прямо персонажи песни «ВВС» группы «Союз композиторов». Инопланетяне: Люци – жалкая и ничтожная личность с задатками мелкого провокатора ( на уровне – “а не подеретесь”). Имеет идею-фикс – поймать красного журавля. Дийна – представитель супер-цивилизации. Красива до умопомрачения и именно поэтому не хочет показаться главному герою в своём истинном виде (переживает за главного героя – ибо тот может увлечься инопланетянкой, морально разложиться и бросить земную невесту Нину). Выступает в роли Мальвины – постоянно философствует и поучает главного героя.
Но самая большая претензия в том, что Тупицын скучно пишет. Это примерно уровень Казанцева 70-х – 80-х.
Только для людей интересующихся советской фантастикой.
Кстати, я так и не понял : А к чему в повести были эти самые красные журавли?