Джек Вэнс «Создатели чуда»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези ) | Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Пенгборне идут кровопролитные междоусобные войны между потомками людей, высадившихся на планете 16 веков назад. За это время люди утратили знания и навыки. Главным оружием сражений становятся малефики — особые колдуны, обладающие способностью вселять демонов и насылать порчу. Вскоре оказывается, что малефики бессильны перед Первым народом — расой, покоренной землянами, много лет оттачивающей мастерство и жаждущей мести..
Входит в:
— журнал «Astounding Science Fiction, July 1958», 1958 г.
— сборник «Eight Fantasms and Magics», 1969 г.
— сборник «Green Magic», 1979 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Great Science Fiction Short Novels», 1980 г.
— антологию «Visum für die Ewigkeit», 1982 г.
— антологию «Blood and Iron», 1984 г.
— антологию «Spells», 1985 г.
— антологию «Battlefields Beyond Tomorrow», 1987 г.
— антологию «Modern Classic Short Novels of Science Fiction», 1994 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 3», 2001 г.
— сборник «The Jack Vance Treasury», 2007 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (12), немецкий (2)
- /тип:
- книги (15), периодика (1)
- /перевод:
- С. Брехт-Пукаллус (1), Г. Корчагин (1), А. Фет (1), Е. Эпперс (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 19 ноября 2024 г.
Фирменный текст от Маэстро. Он многослоен, оригинален в идеях и деталях, многозадачен и остросюжетен. В нём автор закладывает идеи, которые он будет развивать в блестящих «Хозяевах драконов» и очень хорошем «Последнем замке». Прочитайте эти три повести подряд и вы поймёте о чём я говорю.
Потомки экипажей космических кораблей, укрывшихся от галактической войны на планете Пенгборн за 1600 лет создают цивилизацию средневекового типа. Деление на кланы, родовые «замки», борьба за доминирование, сословное деление — все социальные признаки феодальной иерархии налицо. Прапрапраправнуки командиров космических кораблей превратились в лордов, лучевое оружие заменили мечи и арбалеты.
Место науки заняла своебразная магия, основанная на телепатии, внушении и принципах вудуистики, включая изготовление кукол.
Местные аборигены, так называемые Первые люди, вытеснены с занимаемых ими речных долин в леса. Статус кво? Не тут-то было! На страницах разворачивается настоящая феодальная войнушка, отягощённая стремлением автохтонного населения восстановить историческую справедливость.
Вэнс мастерски описывает и пейзажи, и сражения. Работа малефиков (магов), каббалистов, заклинателей, их споры, дискуссии, действия, эксперименты представлены коротко, но очень выпукло и ярко. Веришь. Веришь и в гуманоидов, выделяющих пену. Веришь в превращённых в биологическое оружие ос, жуков и прочих многоножек.
Лично я читал с неослабевающим интересом. Эх, здесь бы быть роману! Увы.
Будущее многовариантно — эта фраза из текста вполне может служить его квинтэссенцией.
Читать обязательно. Талант автора в этой вещи проявляется многогранно и заслуживает всяческого внимания.
URRRiy, 10 января 2019 г.
Небольшая по объему, но плотная по идеям и динамике фантастическая повесть. В далёкой галактике, на отдаленной планете идёт завершающий период объединения этой планеты под властью одного семейства. Кланы — потомки первопоселенцев, обитающих в останках колонишипов, служащих им в качестве фамильных замков, используют холодное оружие, выкованное из металлов тех же самых кораблей, и малефициум — то есть вариант «магии» — насылание на противников всяческой напасти методом психологического воздействия.
Все бы отлично, и как положено по законам эволюции, победил бы сильнейший, но на планете, кроме потомков землян, присутствуют и аборигены, которые в качестве орудий используют живые организмы...
В общем, такой вот интересный перформанс предстает перед читателем, приключения, логика, юмор, психология (в самом хорошем смысле этого слова), безусловно иные и странные автохтоны, битвы физические и волевые, а также вполне интересная природа неземного мира.
Рекомендую, судя по влиянию разного рода «экстрасексов», книга очень долго не потеряет не только в увлекательности, но и в актуальности.
Fei, 26 января 2015 г.
Мне в этой повести нравится всё.
Мне нравится, что тут много Sience и очень немного Fantasy. Джек Вэнс умело позволяет нам посмотреть на нашу эмпирическую науку с другой стороны. Чувствуется влияние античного подхода к науке, до-эксперементального и до-эмпирического.
Мне нравится, что герои ведут себя как живые люди, а не как персонажи комикса. Они даже шутят как нормальные люди, а не как комики на эстраде.
Мне нравится, что никакие дополнительные сюжетные линии не мешают развитию основной истории, не отвлекают. Это делает повесть динамичной. Когда она завершается у меня возникла мысль: «Как, уже всё?!»
Мне нравится логичность в построении самой истории: как возникла такая ситуация и почему; почему события в повести развиваются так, как это показано. Я верю автору, в его закономерностях развития человеческого общества на такой планете нет противоречий с моими представлениями о том, как могла бы развиваться ситуация такого типа.
Мне нравится перевод Г. Корчагина. Он правильно использует слова, даже вышедшие из употребления.
В общем, советую прочитать: время ощущения удовольствия от прочитанного намного превысит само время чтения.
P.S.
Мне даже нравится, что некоторые поступки героев кажутся нелогичными – общее качество построения произведения заставляет задуматься – может я чего-то не понял? Самый яркий пример:
Во время пира победы в Башне Баллант главный малефик Гейн Гусс отдаёт своему ближайшему конкуренту и сопернику Айзеку Командору единственную полноценную куклу наследника лорда Фэйда. Причём отдаёт даром – за какого-то бездарного ученика. Зачем? До того он отказал ему же, когда Айзек предлагал Гейну самое ценное, что тот имел. А тут – отдал даром. Бред какой-то…
А не бред! Давайте обдумаем ситуацию. После победы над последним противником Фэйд становится самодержцем, властелином всех людей на планете. А у Гусса есть фигурка наследника Фэйда, единственного! И фигурка единственная! До победы эта фигурка была элементом сдержек и противовесов в отношениях Фейда и Гусса: малефик был нужен лорду для победы, он же лучший, но при этом и самый опасный. Заменить его ближайшим конкурентом было делом лёгким, хоть и нежелательным для победы. Но, как мы знаем, интриги побеждают целесообразность. Поэтому Гусс подстраховался фигуркой наследника, чтобы иметь рычаг воздействия на лорда. Фейд наверняка знал, что у Гусса есть фигурка и вёл себя сдержанее.
С исчезновением врагов нужда в малефиках резко снижается, их искусство больше не нужно для войны, а для контроля подданных и магнатов хватит и тайной службы. В то же время, угроза от малефиков сохраняется – они могут наслать порчу, проклятие и прочие неприятности как на самого Фэйда так и на его наследника! В итоге, Гусс из помощника становится угрозой, а фигурка наследника из страховки – чёрной меткой. Гейн Гусс это сразу понял и воспользовался первым же предлогом, чтобы избавится от неё. Причём сделал это публично, чтобы Фейд точно узнал, что у Гусса фигурки больше нет, а у Командора – есть. А недалёкий, но амбициозный Айзек Командор попался. Его недалёкость и амбициозность подтверждается и далее в повести.
kirik, 12 февраля 2013 г.
Долго «пылилась» эта повесть у меня на электронной полке, ожидая прочтения, а в итоге осталось, пожалуй, лишь разочарование. И дело тут не в какой-то конкретной детали рассказа, персонаже или задумке, а в произведении в целом. Там где могло быть стремительное развитие сюжета — скомканность и обрывистость, где ожидаешь интригующих деталей «мира будущего» — излишняя краткость, и как результат слишком грубая череда событий, не позволяющая вжиться в мир действия и сопереживать главным героям.
Единственной яркой идеей рассказа можно отметить противопоставление науки и «магии», с точки зрения когда магия воспринимается как само собой разумеющееся, а наука (научный подход) — как некий пережиток прошлого, недостойный внимания. Но и эту идею постигли два перечисленных недостатка — все кратко, скомкано и затронуто лишь вскользь.
ivanov, 21 февраля 2011 г.
Неплохая повесть, но главное, что её выделяет — великолепное сравнительное исследование методов, результатов, преимуществ и недостатков магии и науки.
bazil, 30 ноября 2006 г.
Персонажи — яркие, мир — интересный. Много раз читал и перечитывал. Почитайте — не пожалеете. Тем более, что вещь небольшая, много времени не потратите