Александр Чаянов «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Начало XIX века. Загадочный игорный дом в Лондоне, на Пикадилли-стрит, где возвышается идол князя тьмы Асмодея. Жуткие карты с живыми фривольными изображениями, сплетающими в соитии на игорном столе. Мрачные посетители, которые, должно быть, и не люди вовсе. А игра идёт не на деньги, а на странные треугольники с символами.
Россиянин Пётр Венедиктов, случайно оказавшись там, выигрывает несколько таких и обнаруживает, что это – человеческие души, души реальных живых людей, его современников, которые отныне полностью в его власти. Можно ли завладеть душой кого-то в прямом смысле?
Блистательная стилизация под готическую повесть времён Гоголя, Пушкина и Погорельского отвечает на этот вопрос.
Первоначально опубликовано под псевдонимом «ботаник Х.»
Произведение опубликовано также и в журналах:
«Волга», 1988, №4. (Публикация и предисловие Вл. Муравьёв).
«Смена», 1990, №5. — С. 12-31, ил.
Входит в:
— антологию «Повесть 88», 1989 г.
— антологию «Призраки», 1991 г.
— антологию «Венецианское зеркало», 1992 г.
— антологию «Смертельная игра», 1993 г.
— антологию «Венецианское зеркало: Русская фантастика 10-20-х гг. ХХ в.», 1999 г.
— антологию «Он появился...», 2009 г.
— антологию «Роковая игра», 2011 г.
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
yemets, 6 января 2014 г.
Читал этот рассказ в журнале «Смена» , и время от времени с удовольствием перечитываю. Написано в стиле литературы девятнадцатого столетия, очень удачно. Во многом этот рассказ предвосхитил Булгаковского «Мастера» , данная книга даже стояла у Булгакова на книжной полке. Судьба же Чаянова трагична, он стал жертвой репрессий и был расстрелян в 37-м году по «делу Трудовой крестьянской партии». Реабилитировали его только спустя пол-века.
Че, 30 декабря 2010 г.
Чаянова часто называют предшественником Булгакова, иногда — Акунина, имея в виду стилизацию под прозу XIX века. Действительно, когда читаешь повесть, создается полное впечатление, что ее автор — современник Пушкина, Марлинского и Одоевского. Удивительно другое: как такой образчик готической прозы мог быть создан в начале 20-х гг XX в. Время располагало к совсем другим жанрам. Но, с другой стороны, кто мог ожидать появления «Мастера и Маргариты»? Словом, сюжет, в основе которого лежит игра с Князем мира сего на человеческие души, не может не вызвать горячую симпатию любого любителя готики.
Pupsjara, 9 августа 2011 г.
Читал этот рассказ в антологии «Он появился...» вместе с блистательным «Мастером и Маргаритой» и при прочтении невольно сравнивал эти произведения. И сравнение конечно не в пользу рассказа Чаянова, после «Мастера и Маргариты» этот рассказ кажется какой-то ученической работой, невнятный и несвязный сюжет, очень скучное, неинтересное повествование, кажется анахронизмом из начала XIX века. Понравилось только посещение одного из главных героев рассказа английского клуба сатанистов, вот это сделано на высоком уровне. Рекомендую только любителям досоветской мистической прозы, для остальных рассказ безнадежно устарел.