fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2021»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
106
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2021

Антология, год

Аннотация:

Какие твари скрываются на границе света и тени? Что слепец может противопоставить маньяку? Чью кровь пьют вампиры в постреволюционной России?

Как одолеть древнюю ведьму, поселившуюся в заброшке? Можно ли спастись самому или хотя бы спасти душу от взгляда гневного божества с проклятой иконы? Кто и зачем на самом деле построил библейский ковчег?..

Ответы даст «Самая страшная книга 2021», очередной том уникального, не имеющего аналогов в мире литературного проекта. Антология, составителями которой выступают сами читатели, поклонники жанра ужасов и мистики.

© издательство

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.62 (80)
-
6.85 (158)
-
7 отз.
  • Светотени (2020) // Авторы: Александр Матюхин, Александр Подольский  
6.90 (164)
-
9 отз.
  • Медуза (2020), написано в 2020 // Автор: Максим Кабир  
7.62 (175)
-
11 отз.
  • Вешки (2020), написано в 2019 // Автор: Юрий Погуляй  
7.39 (184)
-
8 отз.
  • Медовое (2020), написано в 2019 // Автор: Всеволод Болдырев  
6.47 (141)
-
6 отз.
7.12 (190)
-
10 отз.
6.70 (142)
-
6 отз.
6.54 (141)
-
8 отз.
  • Фантомы (2020), написано в 2019 // Автор: Дмитрий Сергеевич Лазарев  
6.72 (151)
-
7 отз.
6.14 (137)
-
6 отз.
7.28 (150)
-
7 отз.
5.57 (132)
-
7 отз.
  • Козёл (2020) // Автор: Олег Савощик  
6.39 (137)
-
6 отз.
6.57 (139)
-
5 отз.
7.24 (154)
-
6 отз.
  • Ковчег (2020) // Автор: Дмитрий Козлов  
7.08 (134)
-
6 отз.
  • Грыжа (2020) // Автор: Анна Одинцова  
5.71 (133)
-
5 отз.
6.41 (146)
-
8 отз.
7.25 (145)
-
7 отз.
  • Шуга (2020), написано в 2019 // Автор: Дмитрий Костюкевич  
6.83 (185)
-
8 отз.
7.82 (178)
-
12 отз.

Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучшая антология (Выбор экспертов)

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучшая антология (Выбор читателей)

лауреат
Мастера Ужасов, 2021 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая антология

номинант
Мастера Ужасов, 2021 // Аудиокнига


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2021
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

1. «стихи о красной даме»

Открывает антологию невзрачная серая история в стиле мистического боевика. Интригующее начало быстро обретает формы очень блеклого повествования. Зачем то перенесено действие в послереволюционную Россию: несколько человек идут на поиски матери всех вампиров, чтобы убить ее. Находят. Убивают. И что? Ни страха, ни интриги, ни неожиданных поворотов. Линейное неинтересное повествование. Ни о чем вообще. Странно что над этим «шедевром» трудились аж два втора.

2 «светотени»

Я люблю рассказы где в повседневную жизнь, ничего не предвещая врывается необъяснимое зло, какую бы форму оно ни приняло. Как «Завтрак в кафе Готэм» у С. Кинга. Немного неотточенный стиль у автора «Светотени» ,но сути это не меняет. Есть динамика, есть интересный сюжет, есть переживание за героев. Хороший, крепкий рассказ

3. «Медуза» . Прекрасный рассказ в жанре чистого ужаса. Есть все что надо чтобы вызвать у читателя то самое чувство «chiller thriller”. Профессиональный и уверенный слог письма только добавляет этой жуткой истории атмосферы, страха и гнетущего чувства. В хорошем смысле классический рассказ.

4. «Вешки». Неплохой в целом рассказ, но как будто недоработанный. Ему не хватает конкретики: когда пишешь на такую тематику, то необходимо либо объяснять что это было (антагонист), либо добавлять страшных леденящих душу подробностей. Здесь же просто скомканный и брошенный в лицо читателя кошмар, но его не хватает для того чтобы достаточно испугать и ужаснуться.

5. «медовое». Я считаю, что тема древенеславянских ужасов переоценена и зачастую не оправдывает себя. Рассказ очень средний. Так же как в случае со «Со стихами о красной даме» — недостаточно просто взять и поместить повествование в исторический контекст и ждать что читатель обосрется от страха лишь от упоминания средневековой Руси и славянского леса. Этого недостаточно.

6. «виртуальная машина». Очень хороший ,интересный рассказ. Есть сюжет, есть динамика, есть гнетущее чувство страха. Хорошее развитие, отличная развязка и концовка. Просто chiller thriller.

7. «Корми меня». Рассказ не очень страшный , но его ИНТЕРЕСНО читать, понимаете? Интересно что будет дальше, а разве не это главное? Не совсем хоррор, но мне понравился, не скучно по крайней мере и он, что называется, вызывает интерес.

8. «Гнездо из скорлупы». Нашумевший уже рассказ из антологии. Присоединяюсь ко всем кто его хвалит. Очень мрачно, очень безысходно, очень я бы сказал болезненно. И не изъезженно, и не тупо, и с хорошей, почти неожиданной концовкой. Немного однообразный стиль письма у автора, но возможно эта проблема решаема.

9. «Фантомы». Рассказ про маньяка не может мне не понравиться) возможно простенький рассказ без суперизысков, но интересный , с почти хичкоковским сюжетом и финтом ближе к концу повествования, так как личность с самого начала неизвестна. Класс

10. «черногрудые» . Рассказ какой то абстрактный, негармоничный и абсолютно не вызывает тех эмоций которые должен вызвать рассказ в чёрном жанре. Не страшная , угадываемая концовка, нет жути и катарсиса, нет мрачного ожидания . Не chiller thriller

11. «Пепельная тетрадь» .рассказ больше прошёл бы быть записанным в блокнот какой нибудь гимназистки дореволюционных времён,не более. Возможно в серебряный век такой рассказ мог бы кого то заставить содрогнуться (не думаю) но не знаю кого в 2020 он может испугать или хотя бы заинтересовать. Слабо

12. «Навья морось» . По серости и скуке похож на первый рассказ. Ни о чем. Прочитал и забыл. Это что, одно из лучших что было написано за год по версии фокус группы? Ну тогда у меня для вас плохие новости)

13. «Козел». Отличный страшный рассказ в жанре чистого хоррора. Это тот самый хоррор, который мы любим. С лёгкостью мог бы стать заметной экранизацией в какой нибудь культовой антологии типа «Баек из склепа». Шикарный , очень в тему финал, ни одного лишнего или пустого слова в повествовании. Все четко, жестко, страшно. Очень chiller thriller

14. “Спаси и помилуй» мне нравится тематика этого рассказа и то как автор пишет. Я бы только добавил более шокирующую развязку или сделал бы неожиданный поворот. Но в целом это хороши рассказ.

15. «Пенелопа» . Безумный в хорошем смысле рассказ. Навевает ощущения которые у меня возникали при посмотрел фильма «Пикник у висячей скалы» а это прекрасно. Много безумия, время действия 30е годы 20века очень в тему. Сумасшедший, гармоничный и очень качественный рассказ ужасов.

16. «ковчег». На заметку авторам первого рассказа про Вампиршу и всем любителям истории : вот как надо гармонично вписывать исторический контекст в повествование. В Ковчеге постреволюционная Россия выглядит как дополнение к интересному, захватывающему рассказу, а не является самоцелью. Такой,страшный Дэн Браун.

17. “Грыжа». Забавный хоррор в стиле Кроненберга, написанный немного простоватым языком. Русская беспросветная мещанская серость заиграет просто новыми серыми оттенками.

18. «Вдоль села Кукуева». Рассказ написан очень складно, хорошим языком. Но сам сюжет не впечатляет: призрачная тематика, переданная в такой, достаточно поверхностной и не цепляющей манере, выглядит не страшно и не особо не увлекает. Хотя складывается ощущение, что пойди автор другим путём в сюжете — могло бы выйти намного лучше.

19. «Земля наших пращуров». Прекрасный антикрепостнический хоррор. Есть и завязка, чтобы следить за развитием было интереснее, и пугающий ход событий и беспросветный финал. Хороший крепкий рассказ ужасов.

20. «Шуга». Крепкий гидрологический хоррор, от которого веет снегом и зимой. Для меня этот рассказ скорее не о противостоянии земного и внеземного, а человека со стихией, природой , и перенесённое в рамки этой холодной пугающей фантасмагории.

21. «Боженька». Смешной до жути рассказ. Серьезно, мне понравился. Достойное завершение ежегодной антологии. Тема перекликается с «Пепельной тетрадью», только в отличие от неё , Боженька написан интересно, интригующе и с поистине божественной концовкой.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что в серии ССК наметился некий кризис. Не кризис идей, а кризис выбора произведений для сборника. Если сравнить произведения в ССК 14 и 15 с ССК 21 то мы не увидим большой разницы. Все это, в большей части, написанные хорошим языком, оригинальные произведения. Нюанс в том, что «старички» пишут давно, и пишут существенно лучше себя пятилетней давности. В результате на их фоне, а их рассказы размещены в основном в начале и конце антологии, середина, где представлены молодые авторы провисает.

И перед составителями встает задача, между количеством новых авторов и художественным и идейным уровне рассказов, включаемых в сборник. Несколько лет назад такую же задачу решили в ССК 19 путем включения в сборник детективов, триллеров, городской и темной фэнтези. Тем интереснее, что нас будет ждать в следующем году.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти год прошёл с момента прочтения «ССК-2020», и, наконец, добрался до меня «ССК-2021». Книгу ждал, и она порадовала. Надежды оправдались, и теперь возложены на «ССК-2022». Ну и немного конкретики относительно понравившихся рассказов.

Для начала те рассказы, которые я оценил на семь баллов из десяти:

• В. Болдырев, «Медовое». Занятный исторический хоррор. Небольшая компания увечных стрельцов вынуждена куковать в избе около леса. Всё бы ничего, да хозяин избы, перед тем как уйти, наказал в лес не ходить, дров не рубить, дичь не стрелять. Но как тут удержаться? Рассказ читается с интересом, но ему недостаёт ярких образов.

• Г. Шендеров, «Виртуальная машина». Хоррорный киберпанк. Начинается с отсылок на крипипасту про Тихий Дом, а продолжается полноценным погружением в жесткий нетсталкинг. Читается бодро, есть жуткие моменты, но от финала ожидал чего-то большего.

• Е. Кузнецова, «Гнездо из скорлупы». Внезапно сплаттерпанк, внезапно с девочками в роли зла. Света в деревне недавно и в местную компанию вписалась плохо. Очень, очень плохо. Читается легко, от происходящего мерзко, но по факту ничего особенного. Хотя концовка очень порадовала тем, что расставила все точки над ё.

• Д. Лазарев, «Фантомы». Стандартная мистика. Главный герой слеп, и его брат изготавливает специальные очки, помогающие ориентироваться в пространстве. Вот только эти очки обнаруживают людей, который больше никто не видит. История очень простая, но герои запоминающиеся, да и читается неплохо.

• Е. Щетинина, «Вдоль села Кукуева». Хоррор, основанный на реальной исторической трагедии. Я такое не люблю, но рассказ написан ярко и живо, да и после прочтения остается сильное желание покопаться в реальных материалах этой истории.

• Д. Костюкевич, «Шуга». Интересный психологический производственный триллер. Гидрологи, изучающие подводные рельеф, очередное погружение в бездну, и прорва неприятностей, к которым люди оказались не готовы. История пугает не монстрами или маньяками, а беспомощностью человека перед недружелюбной окружающей средой.

Переходим к «восьмёркам»:

• Д. Тихонов, Б. Гонтарь, «Стихи о Красной Даме, или Последнее дело товарища Багряка». Рассказ представляет собой прямолинейный хоррор-боевик, но очень драйвовый и крепко сбитый. В Петрограде орудует так называемая Красная Дама, упырица, изловить которую очень не просто. По ее следу идут опытные охотники на нечисть, но дело обещает быть тяжёлым. История хороша, и, несмотря на простой сюжет, может похвастаться интересными персонажами, отличной атмосферой и ярким финалом. Есть всякие несуразности, типа: «Красная Дама оттолкнулась от стены задними ногами» или Поэт сначала забыл сигарету во рту, а затем она дымилась уже между пальцами, но общее впечатление это не сильно портит.

• А. Матюхин, А. Подольский, «Светотени». Помните «Куджо» Стивена Кинга? Вот здесь схожая концепция. Родители с двумя детьми оказались заперты в машине, а снаружи бродят какие-то твари. История напряжённая, читается на одном дыхании, а образы рисует довольно жуткие. Авторам удалось привнести кошмар в повседневность.

• М. Кабир, «Медуза». Непредсказуемый триллер. Главный герой приезжает в маленький провинциальный городок, чтобы отыскать в нём настенную мозаику известного в прошлом мастера. Но находит он гораздо больше, чем хотел бы. У рассказа, как и у мозаики, двойное дно, и до последних страниц было не понятно, к чему же всё это приведет. Этим история и зацепила.

• О. Ветловская, «Пепельная тетрадь». Мистическая история про договор с нечистой силой. На дворе середина ХIХ века, и девочка Саша учится в училище для девушек. Волей случая к ней попадает особая тетрадь, исполняющая желания, но не просто так, а за определенную плату. Тут-то всё и начинается. История интересная, интригующая, и написанная прекрасным языком.

• А. Уманский, «Пенелопа». Долгое время рассказ притворяется прозой, но опытного читателя ужастиков ему не обмануть. Главный герой с детства каждое лето проводит на небольшом греческом острове, где потихоньку проникается к своей двоюродной сестре всё более глубокими чувствами. Напряжение нарастает постепенно, чтобы в конце обернуться дикой вакханалией. История хороша, долго сомневался, что ставить: семь или восемь. В итоге остановился на «восьмёрке», а рассказ добавлен в очередь на повторное прочтение.

• М. Гелприн, «Боженька». По форме история напоминает «Цветы для Элджернона» Д. Киза: в обоих случаях читателям хорошо видно развитие персонажа через изменения в его грамотности и манере письма. Только у Д. Киза повествование подавалось через дневниковые записи, а у М. Гелприна – через письма. По содержанию же перед нами непростая история девочки, а затем и взрослой женщины. Главная героиня видела очень мало хорошего в жизни. Однако ей удалось нащупать связь с некой мистической силой, и разрывать эту связь она явно не собиралась. Рассказ не пугает, но впечатляет.

Ну и единственная история, получившая от меня девять баллов:

• Ю. Погуляй, «Вешки». Хоррор о походной жизни, напомнивший мне сразу и «Ритуал» А. Нэвилла, и «Лягушку, Прожорливое Брюшко» Е. Щетининой, и «Ключик» В. Женёвского. Завязка проста: компания друзей отправляется в поход, но радости от единения с природой они особо не испытывают. Сначала погода сильно портится, затем вокруг стоянки начнет бродить какое-то пугающее создание… История зацепила своей концовкой, да и образ неведомого существа оказался очень удачным.

На этом всё. Будем ждать следующего сборника.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая страшная книга 2021

Господа! Я к вам с радостным известием! Русский хоррор жив! И он прекрасен! Прекрасен и разнообразен!

Для меня эта антология стало одним из первых хоррор-сборников. Просто считал жанр «не моим». Но до этого пробовал читать британскую «Новую книгу ужасов: К двадцатилетию серии Best New Horror». Несмотря на «бэст оф зе бэст», практически любой рассказ из британской антологии уступает любому рассказу из российской. Конечно, во многом так происходит из-за перевода. А во многом, возможно, из-за специфичности вкуса составителя антологии Стивена Джонса, который изо всех сил старался смыть с жанра хоррор штамп низкопробной литературы. От штампов ушёл, но никуда не пришёл. Многие рассказы пусты и нестрашны.

То ли дело в антологии Парфёнова!

Чтение тома растянулось на год!

Начал в июне 2021-го, «Медузой» Кабира. Потом вернулся только в ноябре, начав читать по порядку. И читал по однуму рассказу в несколько недель. Но окончательно увлёкся и проникся в начале лета 2022-го!

В сборнике представлена вся палитра хоррор-тропов, с поправкой на российскую специфику.

Не всегда, но в подавляющем большинстве рассказов, действие происходит в узнаваемой России разных эпох, от начала 19-го до начала 21-го века.

Авторы очень эрудированны, с отличным слогом и чувством стиля, правда, несколько однообразным. Читаются все рассказы хорошо, но — слишком одинаково хорошо. Как будто все вышли с одного мастер-класса.

По каждому из прочитанных рассказов отчитываться здесь не буду. Отзывы на все рассказы есть на их страницах.

Какой еще тезис можно привести в пользу живости русского хоррора? Ну допустим такой — фэнтезийные и фантастические российские антологии выходят всё реже и уже давно выглядят достаточно бледно, особенно на фоне ССК.

Спасибо составителям!

Короче, читать всем, даже людям, далёким от жанра.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, писать общий отзыв на этот сборник нет смысла.

Двадцать один рассказ, все истории разные, как по стилю, так и по жанрам хоррор-литературы.

На мой взгляд, серия «ССК», практически, не изменилась. Известные авторы, рассказы которых входят в каждую «ССК», плюс, немного новых фамилий. Главное, что нет, какой-либо, одной тематической направленности, и, это здорово! Мне, например, не хотелось бы, читать «ССК», посвящённую только сплаттер-панку, или, там, вампирам. Сборник «всего разного» — лучше. Каждый читатель найдёт что-нибудь интересное. Маньяки, исторический хоррор, сплаттер-панк, боди-хоррор, триллер, мистика — много чего. Не могу сказать, что рассказы «новичков» слабее, чем произведения «старейшин» серии. Нет. Просто, разным читателям нравятся разные жанры, и, это естественно. И у начинающих писателей, и у известных авторов есть зарисовки посильнее, и, послабее.

Это субъективно, но, для меня, лидирующую позицию заняли:

— «Боженька» М. Гелприн.

Не столько хоррор, скорее мистика, пополам с социальным реализмом. Но, написан рассказ мастерски. Ни убавить, ни прибавить.

— «Медуза» М. Кабир.

История про маньяка, очень атмосферная и жуткая.

— «Пенелопа» А. Уманский.

История-оборотень. Пол-рассказа думаешь, что читаешь романтическую историю о первой любви, что-то, похожее на Бунина, а потом — шикарный хоррор, с античными мифами и древними богами.

— «Шуга». Д. Костюкевич.

Совсем простенькая зарисовка о человеке, попавшем в жуткую ситуацию, который пытается выжить. Атмосферно.

Остальные рассказы — тоже, по-своему, интересны. Сказать, что на какую-то историю потратил время зря, что было скучно — не могу. Есть пара произведений, которые мне понравились меньше, но, это, опять же, субъективно.

Поэтому, сборник не разочаровал. Целую неделю с удовольствием читал.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вдохните полной грудью, расслабьтесь. Вообще – устраивайтесь поудобнее, чтобы получить очередную дозу старого доброго книжного страха.

Волна, неожиданно накрывшая в прошлом году, не сдает своих позиций! Вроде и хочешь сделать перерыв, но тебя не остановить! Даже прошлый сборник ССК 2020, который вышел не таким уж и ярким, ничуть не спугнул, наоборот – словно добавил угля в несущийся поезд)

Двадцать один рассказ. Двадцать одна дверь в мир русского хоррора. Двадцать одно блюда на любой вкус! Вампиры, неведомые твари из тени, лавкрафтианские монстры, ожившие мифы Древней Греции, наши собственные желания, наш страх или сама природа – всякий раз героям «Самой страшной книги 2021» приходится бороться за жизнь.

Я прям чувствую себя наркоманом, словившим кайф. Моя дурь конечно безопасней и легальна, но от нее не избавиться) Думаете закрыв ССК 2021 успокоилась? Нет! Тут же достала «Зверинец» Кожина , так что на долго не прощаюсь)

Вообще очень рекомендую данный сборник. Здесь действительно собраны сильные и интересные рассказы. Да что уж говорить, по оценкам все видно) Не обошлось и без пролетевших рассказов, но, не забываем, что у каждого свой вкус.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга анонсируется как сборник лучших рассказов по мнению читателей. А не слишком высокопарно???? Прочитал, не понравился ни один рассказ. Складывается мнение, что те, кто отбирал эти рассказы для сборника обладают извращенным литературным вкусом.....авторы хотели видимо выглядеть оригинальными, но написали банальщину плохого качества...Хвалят данный сборник только те, кто привык читать макулатуру, да еще и низкого качества....

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх