Роберт Голдсборо «Последнее совпадение»
В семействе сестры Лили Роуэн возникли крупные проблемы. Арчи Гудвин, узнав о происходящем, принимает случившееся близко к сердцу. Неприятности лавинообразно нарастают, когда обнаруживается труп развязного хлыща, ни в чем не знавшего меры, знакомого племянницы мисс Роуэн.
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 30 мая 2021 г.
Итак, прочитано еще одно произведение из цикла «Ниро Вулф Роберта Голдсборо». Это продолжение детективных приключений Ниро и Арчи, создателем которых является Рекс Стаут.
Оригинал — набор детективных историй, с оттенком юмора и сатиры. В цикле Стаута «Ниро Вулф и Арчи Гудвин» угадываются элементы пародии на героев детективных сюжетов Конан Дойла, По, Кристи, с их выдающимся интеллектом, «серыми клеточками» и «делами на одну трубку», которые можно разрешить не выходя из дома. С их высокими понятиями о чести, принципах, добре и зле. С эксцентричностью и тягой к театральным эффектам у главных персонажей. Примечательно и характерное наличие партнера-друга-помощника, оттеняющего величие основного мыслителя.
Продолжение, затеянное Голдсборо, несколько отличается от оригинала, несмотря на то, что заимствует антураж и личности героев небезызвестного цикла.
В описаниях особняка на Западной Тридцать пятой улице, его внутреннего распорядка, привычек его обитателей, у Голдсборо нет стопроцентного попадания. То же самое в отношении персонажей второго плана. Некоторые детали заставили поморщиться. Персонажи стали чуть более истеричными и чуть менее интеллигентными, слегка утратившими достоинство, манеры и добродушное самодовольство. Но не в этом моя претензия к «Последнему совпадению». Роман заостряет внимание на теме сексуального насилия. Рекс Стаут в своих работах избегал острых социальных тем, концентрации на насилии и жестокости. Он не раз упоминал, что ориентируется на читателя, которому подобное может не понравиться или не подойти в силу возраста. Роман Голдсборо в этом смысле существенно выбивается из направления, заданного создателем. При этом теряется юмор, нотки беззлобной иронии, свойственные циклу Стаута, легкость в описании происходящего (что неудивительно, учитывая выбранную тему).
Говоря о детективной интриге — развязка преступления и фигура преступника показались мне притянутыми за уши. Слишком уж скоропалительно, фактически на пустом месте, возникло чувство, способствовавшее появлению мотива у убийцы. Сцена собрания у Вулфа, на которой все рыдают, ощущается неправдоподобной.
Сложно сказать, насколько скрупулезно стоит сохранять соответствие оригиналу, пытаясь продолжить чей-то авторский цикл. Поэтому не буду осуждать проявленную Робертом Голдсборо свободу. Это уже не те Ниро Вулф и Арчи Гудвин, однако, я продолжу читать.