Владимир Свержин «Анонимное общество любителей морских купаний»
Конец XIX века.
Граф Владимир Тарло, вынужденный покинуть родину, наслаждается жизнью в княжестве Монако, пока однажды в одном из местных казино судьба не поворачивается к нему настолько... спиной, что речь идет о проигрыше огромной суммы денег, которых у него нет, и о чести, которую можно сохранить, только пустив себе пулю в лоб.
Однако фортуна — девушка переменчивая, и когда граф, стоя на причале, уже готов поднести дуло к виску, совершенно незнакомая женщина неожиданно предлагает решить все его финансовые проблемы. Взамен он всего лишь должен вступить в некое Анонимное Общество Любителей Морских Купаний, занимающееся «сохранением благопристойности и покоя в стране».
Владимиру ничего не остается, как дать согласие. Жизнь — она стоит того. Так начинаются его невероятные приключения, связанные с русалками, древними статуями, поддельными сокровищами, жуликами, бандитами и убийцами. Аферы, погони, перестрелки станут частью его жизни на долгие месяцы. Вряд ли граф Тарло рассчитывал на такое, вступая в подобное Общество...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 24 июня 2024 г.
Вот и отмучились мы, наконец, с бедным «...Обществом...» — не прошло и нескольких месяцев. Книжка в чуть более чем 350 страниц с огромными разрывами между строками (будем говорить честно — в обычном классическом формате и 250-ти страниц не наберется) тянула меня, словно упорный пароход тянет баржу с углем, не желая даже на опасных порогах отцеплять столь ценный груз. С одной стороны, это один из любимых авторов детства и юности с его незабываемым Институтом экспериментальной истории. И к тому же — последний роман автора (RIP). С другой, настолько тяжеловаримого якобы развлекательного чтива более-менее приличного объема я давно не зачитывал. По крайней мере, до конца первых двух третей исходника.
Вроде бы Свержин пошел по беспроигрышному варианту: решил скрестить Фандорина и Холмса в одном флаконе, приправить это своим фирменным (иногда работающим, иногда — нет) юмором, а так же нашпиговать — с его-то багажом это раз плюнуть! — различными приметами времени, массой мелочей, заставляющих поверить в существование героя в нужную автору эпоху. И даже больше: второстепенные герои вполне удались. Команда из начальницы-силача, псевдоневесты-авантюристки-разводчицы, слуги-телохранителя с темным и размытым прошлым и умной блодинки с универсальным знаниями обо всех и вся хоть и прописана довольно поверхностно, но поскольку все они весьма колоритны, то этого вполне достаточно, чтобы иметь качественное сопровождение для основных действий. А вот с главным героем как раз не повезло. История начинается с того, что наш гениальный Фандорин-Холмс, проигравшись в карты, не находит ничего лучше, чем пустить себе пулю в лоб. Такое начало уже как-то не настраивает на положительное отношение к человеку, не способному найти никакого другого выхода (Свержин-то хотел, чтобы мы увидели благородство и защиту чести любой ценой, но вот выглядит как раз, как глупость и даже трусость продолжить жизнь). Ввиду того, что героев в книге много, то и основной товарищ (граф Тарло) прописан так же схематично, как и его команда. Вот только если команда — это вспомогательные личности, то с основным персом такой фокус не проходит, и почти до самого конца он оастается для читателя холодным, отстраненным буквенным набором имени-фамилии, за которого вообще не возникает желания посопереживать.
Далее, когда роман превращается в отдельно взятые различные детективно-авантюрные дела, шапито продолжается. Дела всегда какие-то натужные, вымученные, высосанные из пальца, а заканчиваются почти всегда так, что наш «герой» вдруг неожиданно все понимает на ровном месте, преступление предотвращается, но преступники почему-то постоянно от него уходят. Вроде, нам рассказывают об умных людях, но всякий раз их начинают разводить, как последних лохов, заставляя поверить то в русалок, то в божественную реинкарнацию богини, то еще черт знает во что. Выглядит это довольно глупо и неправдоподобно, поэтому и чатать такое очень и очень трудно. А еще — на сладкое — «Анонимное Общество» заканчивается жирным клиффхэнгером, рассчитывая на продолжение... которого уже точно не будет.
Но все-таки есть в этой бочке дегтя и несколько ложек меда, которые все-таки как-то заставляют не пожалеть о потраченном на роман времени. Опять спасает любовь Свержина к истории. Как уже отмечалось выше, он буквально напичкал страницы различными мелочами того времени, сведениями, деталями, фамилиями, бытовыми приметами так, что читать такое — в удовольствие. Не в целом, а именно когда натыкаешься в тексте на подобные предложения. Сделано это все не искусственно, а удачно вплетено в тело происходящих событий, и не кажется, что тебе специально что-то подсовывают, а распознаешь это, как естественную нужную составляющую романа. И еще момент — ближе к концу дейсвительно есть пара раскрываемых дел, которые уже больше похожи на полноценные расследования и за ними хочется следить, не отрываясь. Например, «Пещера горного принца» или «Лазурная звезда Голконды». Если бы все главы были такими интересными — цены бы Свержину не было. А так — получился под занавес небольшой утешительный приз для тех, кто все-таки добрел до финишной прямой. Для таких поклонников автора, как я.
Для Свержина — очень слабо. И очень-очень жаль.