Наталья Караванова «Муравей»
Саня, очнувшись в неизвестном месте, быстро понимает, что попал в виртуальный сценарий. Но как отсюда выбраться? Через время приходит другой вопрос: насколько реален он сам и его мир? Может, мы все виртуальные игрушки в руках всемогущих создателей?
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'05», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 8 октября 2022 г.
Программист, специализирующийся на создании виртуальных игровых миров, приходит в себя в каком-то сыром и темном туннеле. Он не помнит, как попал сюда, и даже не представляет себе, где конкретно это СЮДА находится — в реальном или виртуальном мире. И, самое главное, что именно он тут ищет?
Завязка, конечно, интригующая. Но далее начинается нечто невразумительное. Стараясь сохранить интригу до самого финала и опасаясь преждевременно раскрыть перед читателем ключевые факты, автор прибегает к разного рода таинственностям (типа «ложной памяти») и недоговоренностям (в стиле неразговорчивого Джима). В финале выясняется, что прятать было особо нечего: опытный читатель легко вычислит всю эту историю уже к середине повествования. Напрасно автор использует такие замысловатые фразы, как «обгоняющий сценарий» или «схема Муравейника»: и так ясно, что речь идет о виртуальных мирах, точнее, алгоритмах по их созданию. Неясно только, зачем Центру понадобился сбежавший из своего мира Джим, на поиски которого мобилизованы столь значительные резервы. А вот мысль о самоорганизации созданных людьми миров довольно неплоха, хотя и не нова. Некое подобие «материализации потенциального будущего» описано в романе Семёна Слепынина «Сфера разума». В обоих произведениях присутствует некая организация, посылающая главгероя в параллельный мир «на разведку», чтобы спасти его от грозящей ему катастрофы. Но у Слепынина история рассказывается с легким юмором и явными отсылками к русским и зарубежным сказкам, а у Каравановой всё настолько серьезно и экзальтированно, что кажется явным преувеличением проблемы. Хотя сама идея «оживления» виртуальных миров кое-что объясняет. Думаю, если б автор с самого начала раскрыла бОльшую часть своих карт, это не повредило бы сюжету, а, напротив, сделало бы его понятным и увлекательным. А так может получиться, что самые нетерпеливые бросят чтение уже на самой середине.
--------------
РЕЗЮМЕ: история о «второй жизни» параллельных миров, созданных рукой человека. Излишняя скрытность и таинственность не идет произведению на пользу.