Бром «Косиног. История о колдовстве»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: Социальное | Религиозное (Христианство (Протестантизм )) | Психологическое | С использованием мифологии (Североамериканских индейцев )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Демоны, черти | Реликты и криптиды | Призраки, привидения ) | Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Штат Коннектикут, 1666-й год. Древний дух пробуждается в темном лесу.
Индейцы называют его Отцом, убийцей, защитником. Колонисты — Неуклюжим, демоном, дьяволом.
Для Абиты, недавно овдовевшей изгнанницы, одинокой и беззащитной в своей набожной деревне, он — единственный, к кому она может обратиться за помощью.
Вместе они разжигают битву между язычниками и пуританами, которая грозит уничтожить все поселение, не оставив после себя ничего, кроме пепла и рек крови.
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Мистика и хоррор года | |
номинант |
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2023 // Выбор жюри. Произведение (перевод с английского Дмитрия Старкова) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 27 октября 2023 г.
«Косиног» – четвертый прочитанный мной роман у Джеральда Брома. Что могу сказать, автор как всегда на высоте. Противостояние старых богов и христианства – одна из излюбленных тем его романов, и в «Косиноге» она раскрывается по полной.
Действие романа происходит в 1666 году в городке Сатон штата Коннектикут. И если в предыдущих романах вся чертовщина происходила с нашими современниками, то здесь автору пришлось поработать над историческим сеттингом. Это удалось ему неплохо, за небольшим исключением. Главная героиня, Абита, получилась слишком похожей на девушек XXI века. Эта молодая девушка борется за свои права одна против всего жестокого мира. Однако стоит отметить, что это не выглядит натянутым, чем страдают многие современные авторы. Это тот здоровый феминизм, каким он и должен быть. И эта девушка, с собственным взглядом на мир, оказывается в сексистском мире радикальных пуритан. Какого-либо конфликта не случиться просто не могло. В остальном же книга получилась максимально типичной для Брома. Противостояние разнообразного языческого магического мира и радикального христианства присутствовало в «Похитителе детей». Взаимодействие же обычного человека с могущественным магическим существом было в «Крампусе». Вообще несмотря на многие различия, Крампус и Косиног имеет много общего: когда-то им поклонялись люди, а потом они оказались забыты и даже возведены в ранг абсолютного зла.
В книге две основные сюжетные линии. Первая посвящена Абите. Девушка родилась в Англии, но была продана отцом-алкоголиком в пуританскую общину в Новом Свете. Вместе со своим мужем Эдвардом они пытаются выживать, обрабатывая маленькую ферму. Важным моментом является то, что ферма на самом деле принадлежит его брату Уоллесу, но пара молодоженов ее постепенно выкупает, отдавая немалую часть урожая. Остаётся последний платеж, когда Уоллес, прогорев на очередной авантюре, отдает ферму Эдварда в залог одному богатому и влиятельному дворянину. Ферму можно выкупить снова, правда начать придется все сначала, с первого платежа. Уйдет на это в лучшем случае 10 лет. Правда номинальный глава поселения, преподобный Картер, встаёт на сторону Эдварда. Казалось бы, проблема решена, но тут Эдвард погибает при трагических обстоятельствах. Теперь Абите остаётся только самой бороться за свое благополучие, а в случае проигрыша ее ждет долговая яма и колодки. Однако Абита не простая девушка. От матери она унаследовала магический дар, которым, по правде сказать, поначалу очень боится пользоваться.
Вторая сюжетная линия посвящена тому самому Косиногу – древнему языческому божеству. В самом начале романа трое из Дикого народа (Небо, Ручей и Лес) возрождают древнего бога, чтобы он вернул старые порядки в их лесу. Правда сам Косиног, как зовут его местные, ничего не помнит. Большую часть романа он пытается вспомнить свое прошлое, по сути найти себя и свое место в мире. Абита со своей природной магией должна ему в этом помочь. Таким образом, с одной стороны стоит Дикий народ, толкающий Косинога к кровопролитию, а с другой Абита, желающая привить ему доброту. Девушка даже даёт ему имя – Самсон, в честь своего потерянного козла. В этом проявляется двойственная природа божества: он Погубитель и творец одновременно. Только от его выбора зависит, кем же ему суждено стать по итогу. В сюжетной линии Косинога появляется и тема борьбы с его извечным врагом – шаманом Мамунаппехтой, которая прописана довольно поверхностно и скомкано. Шаман хочет присвоить себе всю магию Дикого народа, порабощая и уничтожая его представителей. Косиног когда-то был уже побежден Мамунаппехтой, но стараниями трёх духов был возрожден, хотя и лишён многих сил. По сути, само противостояние занимает всего две главы, и служит скорее просто функцией, призванной помочь Самсону обрести себя, а не полноценной сюжетной аркой.
В отличие от предыдущих романов, «Косиног» имеет достаточно предсказуемый сюжет и не изобилует неожиданными сюжетными поворотами. Проблемы с фермой, возникающие у Абиты, Самсон решает довольно просто. Однако в противостоянии с жестокостью и ханжеством людей древний бог мало чем может помочь.
Бром отлично показывает жизнь пуританского общества и так называемую «борьбу с ведьмами». Не колдовство Абиты, а именно ее несогласие с некоторыми устоями общества помогают повесить на неё ярлык «ведьма». Поначалу Абита всеми силами старается быть примерной христианкой, но раз за разом сталкивается с лицемерием и порочностью закостенелого общества. Например, мы видим, как одного человека заковывают в колодки и подвергают всяческим унижениям лишь за то, что он пропустил службу из-за плохого самочувствия. Люди прикрывают самые низкие свои поступки мнимой верой в Бога. Проскальзывает мысль, что больше всего ищут дьявола в других те, кто сами не крепки в вере.
Второстепенные персонажи получились крайне противоречивыми и неоднозначными. Преподобный Картер – типичный суровый пуританин, но тем не менее проявляет к Абите доброту даже вопреки недовольству остальной паствы, тем самым ставя под удар собственную семью. Муж Абиты, Эдвард, от природы обделён крепким здоровьем – на его спине горб. Это простой, добрый и честный человек, тем не менее страдающий от излишней доверчивости и наивности. Он избегает всяческих конфликтов, чем пользуются окружающие и в первую очередь его брат Уоллес. Вот уж кто получился действительно мерзким персонажем. Он постоянно манипулирует братом, прикрываясь мнимой заботой о благе семьи. При этом он свято верит в собственную правоту, в мысленных монологах постоянно ссылаясь на волю умершего отца. Его лживость, изворотливость и напускная религиозность мало кого из читателей оставит равнодушным. Абиту он считает личным врагом, не желая принимать то, что у женщины вообще может быть собственное мнение. Недалеко от Уоллеса ушли и прочие пуритане. Их общество представлено максимально гнилым и порочным, прячущим собственные недостатки за верой. Яркий пример тому – травля Абиты, которую организовали местные девушки. Они искренне считают ее сильный характер и борьбу за собственное благополучие признаками связи с дьяволом.
Не могу порекомендовать роман людям впечатлительным. Как всегда, у Брома в книге немало довольно подробных сцен жестокости: пытки, кровь и кишки не раз встретятся на страницах. Также лучше обойти роман стороной убежденным христианам. В романе идёт прямое противопоставление религиозных фанатиков и языческого бога. При этом Косиног – это прямая аллюзия на христианского дьявола. Его тело напоминает козлиное, а как мы знаем, именно этого зверя часто ассоциируют с Нечистым. Самое интересное, что Косиног в романе – один из самых положительных персонажей. Он может быть жесток, защищая свою паству, но при этом не обделён благородством, добротой и пониманием.
Итог: Из-за довольно простого сюжета «Косиног» не стал для меня лучшим в творчестве Брома. Это также не лучший вариант для знакомства с творчеством автора – его ранние работы все же глубже и многограннее. Несмотря на это, книга очень образная и яркая. Язык лёгкий, но при этом не упрощённый, что позволяет «проглотить» роман за пару вечеров. Герои самобытные и с понятной мотивацией. Абите и Самсону по-настоящему сопереживаешь. Сюжет хоть и простой, но держит в напряжении страница за страницей. Атмосфера глухого пуританского поселения передана бесподобно. Фанатам автора, к которым я причисляю и себя, читать обязательно.
Felis, 21 января 2025 г.
Читала год назад, сейчас быстро освежила в памяти, чтобы написать отзыв на книгу. Надо сказать, она мне совершенно не понравилась. Я мужественно дочитала до конца, но это было настоящее мучение. У меня сложилось такое мнение об авторе: лучше бы он никогда не брался за писательскую деятельность, а оставался бы художником. Да, честно говоря, и как художник он мне не очень. История ощущается блёклой, скучной, простоватой, незатейливой — попросту банальной. Вот там были, например, персонажи — духи Лес, Ручей и Небо. Я вижу и понимаю, какими они должны были бы быть — яркими, фееричными, очень забавными. Но когда я читаю их описание в книге — это жалкое подобие.
Я не чувствую эмпатии к героям. Они не вызывают у меня сочувствия. Даже отталкивают. Нет оттенков, всё либо чёрное, либо белое. Делятся на плохих и хороших. Причём это вывернуто наизнанку. Если вам нравятся такие выверты, то можете читать. Если вы любите истории, где реки крови, бессмысленная жестокость и кровожадность, то «Косиног» вам понравиться. Я же такое не люблю, это просто не моя книга. В ней страшное меня не пугает, мистическое не интригует, колдовское не завораживает. Не сложилось у меня химии с этой книгой и с этим автором. У меня осталось ощущение вторичности идей. Главный недостаток заключается в том, что Абита воспринимается слишком современно, и поэтому недостоверно. Мне кажется сомнительным, чтобы молодая женщина в те времена могла мыслить и вести себя так, как героиня. И язык книги слишком современный. Короче говоря, я понимаю замысел, но воплощение, на мой взгляд, очень слабое. К тому же таких историй уже много (не только в книгах, но и в кино), поэтому я не получила ничего нового для себя.
Цитаты:
«Во имя Господа даже ангелам нередко приходится браться за тёмное дело».
«Толика сумасшествия – куда лучше Дьявола в собственном хлеву».
«В жизни есть множество радостей, но если целыми днями сидеть да дуться как мышь на крупу, все они пройдут мимо».
Читала с клубом Буквально.
Lilian, 19 октября 2023 г.
История о колдовстве. Что ж, автор немного лукавит с названием книги — у него получилась больше, чем просто история о колдовстве.
Сама сюжетная основа довольно проста. Если в некой истории есть глухая деревенька со строгими пуританскими нравами, пришлая женщина, слишком яркая, гордая и несдержанная на язык для этих мест, и духи природы со своим первобытным ведовством — итог будет закономерен. Обвинения в колдовстве и суда не избежать — со всей сопутствующей случаю и прикрывающейся праведностью жестокостью.
А вот дальше начинаются нюансы.
Потому что у нас два главных героя. Абита — женщина одинокая, но не беззащитная, к тому же действительно кое-что смыслящая в ведовстве. И Отец, он же Косиног- пробужденный ото сна древний дух природы, страдающий провалами в памяти и отчаянно ищущий своё былое «я», силящийся понять, кто же он на самом деле.
В этой истории жестокость рождает жестокость. И если кого-то обвинять, мучить и называть ведьмой — ведьма и появится. А существо, не чуждое азарту охоты и кровавым жертвам, очень легко назвать Дьяволом — стоит ли удивляться, что Дьяволом оно для вас и станет. В общем, сила имён во всей красе.
Но я рада, что это всё же не просто история о жестокости и мести. Она скорее о поиске себя и о нежелании принимать уготованную тебе роль. Нетрудно проникнуться сочувствием к овдовевшей женщине, в одиночку возделывающей участок и противостоящей козням человека, стремящегося этот участок у неё отобрать. Но у автора хорошо получились и душевные поиски Отца, его страх и отчаянное нежелание становиться духом зла и смерти. Его тоска по утерянному, неуверенность и почти детская радость, когда получалось продвинуться чуть дальше в своих поисках и сотворить нечто созидающее — есть в этих чувствах что-то понятное, общечеловеческое.
Да и если смотреть на финальные события — это не история о травмах и потере себя, а как раз наоборот — об обретении себя, о возвращении внутреннего единства и о принятии всех своих граней, и тёмных, и светлых. Если говорить высокопарным слогом — о единстве жизни и смерти, добра и зла.
Ну а деревенька, что деревенька… Если долго всматриваться в бездну в поисках Дьявола, именно он рано или поздно посмотрит на вас в ответ.
Следует отметить, что большинство второстепенных персонажей этой истории довольно шаблонны, словно актеры в пьесе. А их финал печален — даже тех, кто был не так уж плох как человек. Ну а главные герои обрели в итоге своё место в новом мире.
Иллюстрации в книге ожидаемо мрачны, в фирменном авторском стиле.
majj-s, 4 февраля 2022 г.
«Пуритане», «Алая буква», «Анжелика в Новом Свете»
«Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора.»
Коннектикут, поселение Саттон, 1666 год от Рождества Христова. Молодая женщина по имени Абита продана отцом-пьяницей в Новый Свет. Ну, вы помните, как проходила колонизация: сначала воины, потом разного рода перекати-поле; люди, не ужившиеся с законом; бегущие от кредиторов или претерпевающие гонения за веру. На первых порах, главным образом, мужчины.
Проходит некоторое время и нехватка женской заботы начинает болезненно ощущаться. Не говоря о заповеди плодиться и размножаться. Тогда приходит время женщин, и, вы ведь не будете слишком наивны, предполагая, что переселиться к черту на кулички по доброй воле захотят дамы, хорошо устроенные в жизни. Вот вы бы поехали? То-то же. Женский контингент колоний пополнялся за счет проституток, преступниц и таких вот, неприкаянных, чьи законные опекуны не стыдились того, чтобы заработать монету-другую продажей воспитанниц в замужество.
Абите в чем-то даже повезло, ее муж, фермер Эдвард ни разу руки на нее не поднял. Но он горбун, и они бедны, как церковные мыши. Даром, что трудятся, не покладая рук, на этой своей ферме неподалеку от пуританской общины Саттон. Из нищеты трудно выбиваться. А тут еще случилось эта беда, Абита не закрыла, как следует, загон и племенной козел сбежал, да так, кажется, и свалился в провал.
Потерей козла несчастья фермерской четы начнутся, но ею не закончатся. Сначала явился шурин, Уоллес, с известием, что заложил их ферму — формально он ее владелец, хотя Эдвард рассчитался за каждый акр. Потом погиб муж, а перед девушкой в полный рост встала угроза сделаться на остаток жизни рабыней в хозяйстве ненавистного Уоллеса.
Хорошая память и быстрый ум подсказали ей решение обратиться к старейшинам общины с просьбой вести дела от имени мужа,как его законная представительница. В случае, если она сумеет вырастить урожай и рассчитаться с родственником, кабалы удастся избежать. Но как хрупкой женщине в-одиночку справиться с хозяйством, в котором и двое едва концы с концами сводили?
Она повоюет, а мы, читатели, с неослабевающим интересом станем следить за историей вдовы, которой неожиданно помогает древнее божество. И ах, как хороша сцена, где Абита распевает непристойные песенки, давясь от хохота! Жемчужина книги.
Казалось бы, пора привыкнуть, но в очередной раз сталкиваясь с этим, снова понимаю, что привыкнуть невозможно. К чему? К ощущению своей совершенной некомпетентности в области, в где считала себя недурно ориентирующейся. Я говорю об англоязычной псевдоисторической фантастике-фэнтези. До этой книги ни-че-го не знала о Джеральде Броме, а меж тем, фигура он культовая и в России имеет множество поклонников.
Известный как автор и иллюстратор собственных романов (которых уже одиннадцать), книжный художник, гейм-дизайнер и сценарист, автор популярных настольных игр. В творчестве тяготеет к гиньольной андрогинной готике, вот эта козлоногая девушка на метле с обложки «Косинога. Истории о колдовстве» его творение.
Я покривила бы душой, сказав, что встретила в романе неожиданные новые идеи и оригинальные образы. На самом деле, он сложен из кирпичиков, давно и прочно связанных в коллективном бессознательном с пуританами в Новой Англии, охотой на ведьм, пробуждением стихийных природных сил.
Но сделано это мастерски, а последняя часть и финал просто удивительны. Очень хорошая книга.
Ynona, 2 января 2024 г.
Это мрачная история о колдовстве, мести и борьбе за будущее. Атмосфера книги мрачная и напряженная. История Абиты тронула мое сердце, и то, что с ней произошло, было ужасно, но у этой женщины есть внутренняя сила, которая не позволяет ей сдаваться. Самсон — интригующий персонаж, его загадочное поведение. Это оригинальная, свежая история о вымышленной пуританской колонии, о колдовстве и древнем языческом божестве. Немного сбивают с толку внутренние диалоги последнего. Концовка довольно запутанная! Интересно написанная история, сопровождается прекрасными иллюстрациями, и мне всегда нравятся нравиться сильный женский персонаж, жаждущий мести!..
Caash, 5 марта 2022 г.
«Весёлая» сказка о том, как
Великолепный роман. Он отлично структированн и ладно скроен. Своими мыслям он продолжает линию «Крампуса», о том, а злое ли зло на самом деле. Но в «Косиноге» всё гораздо сложнее. Когда я открыл книгу, то подумал, а какого чёрта в эпиграфе нам дают такой жирнющий спойлер?! Но чем дальше погружался в чтение, по понимал, что на самом деле, это очень правильный ход. На каждом сюжетном бите этот эпиграф моментально возникает в голове. И так на протяжении всего чтения.
В книге очень много красивых, и очень много ужасных сцен. Ты понимаешь Абиту, понимаешь Отца, и отчасти ты даже понимаешь саттонцев. И ближе к концу, ты начинаешь практчиески всех презирать. Всех кроме... дьявола. Третий акт романа великолепен, последние сто страниц читал практически не дыша. В голове то и дело всплывал «Догвилль» фон Триера.
Бром очень любит природу. И не очень любит людей. В его книгах на обороте написано что он сидит в сыром подвале. Враньё. Он сидит в хижине на опушке леса и наслаждается шумом деревьев и пением птиц. Он хочет чтоб мы были человечней. Так давайте же постараемся...
Deliann, 31 января 2022 г.
После «Потерянных богов» Бром получил от меня достаточно большой кредит доверия для покупки последующих его книг, не глядя на отзывы и аннотации. Дважды он это доверие оправдал: «Крампус. Повелитель Йоля» и «Похититель детей» мне понравились, пусть и в разной степени. Но вот выходит «Косиног. История о колдовстве», я покупаю его, прочитываю и… И что? Если хотите знать сразу, стоит ли книга покупки и прочтения, то отвечу: да, стоит. А вот почему, – давайте разбираться.
Действие романа разворачивается в 1666 году, в небольшом поселении Саттон, где-то на просторах колониальной Америки. Именно здесь живет девушка Абита, судьба которой буквально переполнена тяготами и невзгодами. Абита замужем за Эдвардом, и хоть с мужем ей повезло, почти все остальные жители Саттона не очень-то расположены к ней. Абита работает не покладая рук, старается соблюдать все местные обычаи, но несчастья валятся на неё одно за другим: то брат мужа придёт с новостями о новых долгах, то с урожаем беда, то ещё что-то. А где-то в окрестных лесах пробуждается к жизни древний дух, который очень хочет вспомнить своё прошлое и понять, каково же его место в этом мире.
Поначалу «Косиног» вызывал много ассоциаций с фильмом «Ведьма» 2015 года. Тут и время с местом действия близкие, и обилие недружелюбных персонажей второго плана, и девушка нелегкой судьбы в центре внимания, и всякая нечисть, обитающая в лесах. Вот только «Ведьма» целиком пронизана мрачной, давящей и тягучей атмосферой, в то время как «Косиног» больше концентрируется на колдовстве и чудесах. Жанрово книга ближе к тёмному мифологическому фэнтези, нежели к хоррору, мрачные и тяжелые сцены имеются в достатке, но атмосфера не скатывается в безысходность. Ближе всего к «Косиногу» можно поставить «Американских Богов» Нила Геймана, благодаря идее взаимодействия индейской мифологии с религией и верой. Также возникают ассоциации с «Лесом Мифаго» Роберта Холдстока, но это во многом из-за образа самого Косинога.
По персонажам всё как обычно у Брома. Абита легко встаёт в один ряд с Четом, Ником и Джессом, потому что она очень на них похожа. И характер у неё не сахар, и ударов судьбы она перенесла больше, чем многие другие, и с потусторонними силами она связывается не по своей воле. Второстепенные персонажи во много картонные и сугубо функциональные. Один жадный и жестокий, второй мягкий, но недалекий, третий глубоко религиозный, и так далее. Почти всем персонажам можно дать одну-две характеристики, за пределы которых они так и не выйдут на протяжении всего сюжета. Хотя и тут есть пара исключений в виде супругов Картер, но в целом, персонажи человеческого происхождения не сильно порадуют. А вот всякие сверхъестественные создания Брому традиционно удаются очень хорошо. Вот и здесь Косиног получился интересным, окружающие его духи интригующими, а про шамана с ведьмой я, пожалуй, промолчу, а то совсем спойлер получится.
Книга выглядит очень стильно, жаль только, что иллюстраций в ней не так много, как хотелось бы: всего-то 8 цветных, да 17 простеньких черно-белых. Тем не менее, книга стоящая, и ждать следующее произведение автора я определенно буду.
Moloh-Vasilisk, 10 января 2024 г.
Косиног. История о колдовстве. Джеральд Бром. 2021 год.
Идет 1666 год от рождества Христова, год, когда многие ждали конца света, год, когда в столице Великобритании полыхал Великий лондонский пожар, год, когда в Москве судили патриарха Никона, а в небольшой деревеньке в Коннектикуте, в Новом Свете начинают происходить необычные события.
На страницах книги мы можем проследить за событиями жизни двух героев. Первый персонаж — это молодая английская девушка Абита, которая с привычных улиц Лондона попадает в незнакомое и чуждое для нее общество радикальных пуритан. Второй – звероподобный Косиног-Самсон, местное божество, возрожденный своими последователями из числа дикого народа.
Косиног стал моим первым знакомством с творчеством Брома, и в целом это встреча оставила после себя хорошее впечатление. Язык произведения легкий, но при этом яркий и образный, читается свободно и приятно. Бром хорошо погружает читателя в жизнь пуританской общины со всеми ее жесткими правилами и религиозным фанатизмом, где легко можно оказаться наказанным или отвергнутым за малейшее отступление от внутренних правил. Атмосферу так же дополняют великолепные, одновременно пугающие и притягательные, авторские иллюстрации. Сюжет хоть и простой не скатывается в банальную историю о мести, здесь есть и история о сильной женщине, и противостояние древнего зла и добра, и религиозные мотивы. При всех этих положительных качествах есть, на мой взгляд, и негативные моменты. Отталкивающим пунктом являются постоянные, идущие одна за одной беды и несчастья, которые валятся на Абиту, что немного походит на попытку вызвать большее сочувствие героине. Так же вызывает недоумение противоречивые поступки протагонистов.
Подводя итоги, перед собой мы имеем мрачную сказку для взрослых, с качественным визуальным сопровождением и щепоткой сплаттерпанка.
7 из 10.
ВладимирВас, 9 августа 2023 г.
Автор, вроде, позиционируется, как Хоррор писатель и художник, но данное произведение является глубоко социально-философской работой и я бы ей поставил даже 9-ку (10 даже гениальным произведениям, после прочтения которых кошки скребут на душе, я ставлю с большой неохотой), но слишком долго роман раскачивался и первая половина моментами мне была скучной. Удивительное дело, армия именитых и распиаренных авторов зачастую пишут всякий шлак, а профессиональный художник, который к 45 годам решил себя попробовать в писательстве пишет не просто недурно, еще и такие работы, как эта, с глубоким исследованием человека и его сущности. Я у Брома прочитал уже два романа (Потерянные боги были первыми), и Вы знаете — «еще«!
intuicia, 5 марта 2022 г.
Все предыдущие романы Брома я воспринимала как истории-квесты. В них главный герой что-то или кого терял и потом преодолевая трудности на пути старался найти. В этот раз всё не так. Автор сменил алгоритм, но вот колорит и визуал остались на месте.
Это история одного маленького поселения, в котором на первый взгляд правильные и набожные люди творят какую-то дичь. И как обычно у Брома, всё описано и нарисовано очень красочно. При прочтении его романов, создается впечатление, что ты уже смотришь экранизацию. Так как обычно все значимые действующие лица им проиллюстрированы, что сразу дает несколько плюсов к атмосфере.
Главная героиня — девушка Абита, которую выдали замуж в обмен на денежное вознаграждение, живет с мужем Эдвардом в поселении Саттон, где процветает пышным цветом пуританская община. У ее мужа непростые отношения с братом Уоллесом из-за наследства оставленного их покойным отцом. Но Абите можно сказать повезло, пусть Эдвард не красавец и даже горбат, но он любит Абиту и она его тоже. Но всё меняется в один миг, когда Эдвард погибает... И под ногами нашей вдовы рушится весь мир. Вот тут и начинается самое страшное. И кто страшнее в этой ситуации Дьявол или Люди, это большой и спорный вопрос. И кто сделал Дьявола тем, кем он стал и как люди дошли до жизни такой, вот именно об этом данная история. Любимая мною тема про маленькие городки, где происходит самое страшное...
По мере прочтения и уже дочитав у меня в голове крутились две мысли. Первая, которую несет в массы Стивен Кинг, что «Люди — это самое страшное зло». И вторая, что поговорка не врет и «Дорога в ад вымощена благими намерениями».
На мой взгляд, «Косиног» на данный момент самое сильное произведение автора. Он поднимает очень важные темы, пусть и завуалировано. В книге есть, что обсудить с друзьями и есть, о чем подумать в одиночестве.
Буду с нетерпением ждать новых его творений, как литературных, так и графических.
Nexus, 17 марта 2023 г.
Лично для меня книги Джеральда Брома, полные увлекательных приключений с участием колоритных персонажей, давно уже стали обязательным чтением. Печалит только то, что автор довольно редко выпускает свои литературные блокбастеры.
В основном по этой причине я не спешил знакомиться с его последним на сегодняшний день романом под названием «Косиног: История о колдовстве». Так сказать, оттягивал сладостный момент погружения в новую тёмную фантазию.
Но совсем недавно мое любопытство победило и я наконец-таки взялся за книгу, действие которой разворачивается в штате Коннектикут в 1666-м году. В центре сюжета находится девушка по имени Абита, вынужденная после смерти мужа Эдварда в одиночку вести хозяйство на ферме, окруженной густым лесом.
Неподалеку от ее дома расположился небольшой пуританский городок Саттон, для жителей которого независимая Абита, не боящаяся проявлять характер — точно кость в горле. Особенно для Уоллеса — старшего брата Эдварда, который хотел бы отобрать ферму у молодой вдовы и за счет нее расплатиться с долгами.
На фоне всех этих житейских интриг в диких землях пробуждается древнее создание, когда-то (до появления колонизаторов) повелевавшее в здешних краях. Беда только в том, что оно напрочь забыло об этом!
Стремясь выяснить правду о своем прошлом, рогатое существо рано или поздно встретится с Абитой, что приведет к самым удивительным последствиям как для нее, так и для всего Саттона.
Скажу сразу, что в целом «Косиног» мне понравился. В нем присутствуют все те элементы, за которые многие полюбили книги Брома. Это и достоверные характеры персонажей, и детально прорисованные локации, и лихой яркий экшен. Ну и естественно не обошлось дело без шикарных иллюстраций, уже давно ставших фирменной фишкой писателя.
Однако и поругать роман тоже есть за что. На мой субъективный взгляд он слишком медленно раскачивается. Проще говоря, повествование долго топчется на одном месте, изображая во всех красках вражду главной героини с Уоллесом, и заставляя Косинога неуверенно топтаться где-то «за кадром».
Плюс меня слегка огорчила излишняя сказочность истории. Безусловно, она в том или ином виде пронизывает все работы Брома, но от текста про демона в колониальной Америке я ждал более мрачного настроя в духе фильма Роберта Эггерса «Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale, 2015). Ждал, а получил в итоге мягкое фэнтези, только ближе к финалу показывающее свои острые зубы.
И напоследок можно было бы отметить некоторую вторичность книги. Она, конечно, не похожа как две капли воды на «Крампуса», но выражаясь современным языком, я бы сказал, что «Повелителя Йоля» и «Косинога» объединяет общий вайб. Во всяком случае посыл о том, что монстр не всегда является монстром и по своей сути, лежит в основе обоих произведений.
Вот такой я увидел «Историю о колдовстве» Джеральда Брома. Определенно она стоит того, чтобы потратить на нее время. Правда, ждать от нее каких-то высот все же не следует. Иначе есть риск повторить мой не самый удачный опыт.
Сараби, 3 апреля 2022 г.
«Порою женщина, чтобы выжить, должна быть ведьмой.»
Эх, ну Бром молодец, ну порадовал! Смог, казалось бы, обычную среднестатистическую историю про ведьму и старую-добрую забаву «охоту на ведьм» так по-новому преподнести.
Первое что хочется отметить — автор мастерски передал атмосферу небольшой пуританской общины. Атмосфера мрачного, унылого, лишенного цвета и самой жизни небольшого поселения где все друг-друга знают. Место где царит страх и религиозные гонения. Место, где даже муж и жена не могут взяться за руки или прилюдно показывать чувства, т.к. их посадят в колодки. Ведь это грех. Что не сделай всё грешно. За любое действие тебя ждёт наказание господнее. И все эти мрачные краски преследуют читателя вплоть до развязки. Ну, за это мы читатели и любим Брома.
Понравилась сама идея автора, что зло не всегда носит страшный сверхъестественный лик. В большинстве своём зло — это не старые языческие Боги или маленький народец, а..... обычные люди. Люди, которые прикрываются своей праведностью и творят воистину страшные дела в угоду себя любимого. Именно это страшно.
Далее — интересные, харизматичные и прекрасно проработанные герои (как главные так и второстепенные). За их историей действительно интересно наблюдать. Абитта как персонаж интересна своей тяжёлой судьбой. Ей ничего не давалось легко, путь её был тернист и труден, но он не сдалась и смогла сохранить своё истинное я. Её взаимоотношения с Самсоном являются одной из самых ярких моментов романа. То как два совершенно разных существа смогли не только помочь друг-другу, но и помогли друг-другу обрести себя. Понять кто они такие и каково их предназначение.
Так же очень колоритные, яркие и хорошо прописанные отрицательные герои. Герои, которым не сочувствуешь, а ждёшь того самого момента, когда справедливость восторжествует и каждый получит то что заслужил.
Про иллюстрации ничего нового сказать не могу. Они прекрасны!
Это стильная, жестокая, пронзительная, страшная – но отнюдь не безысходная книга. Всё равно нет-нет да блеснёт где-то лучик надежды на светлое будущее, которое так заслуживают герои.
sergej210477, 19 марта 2022 г.
Мне роман не понравился, но, это вовсе не говорит о том, что книга слабая, или, скучная, нет.
Просто, произведения Брома — на любителя.
Начинается книга как простая, но, яркая сказка. В жизнь суровой и мрачной пуританской деревни, в лесах Коннектикута, вмешивается нечто волшебное. То ли, злые силы, а, может, для кого-то, и добрые. Но, в любом случае, происходит что-то необычное.
Персонажи, хоть и шаблонно простые: религиозные фанатики, деревенские сплетники, глупые соседки, симпатичная главная героиня, и, ее злые и жадные родственники, продажные судьи, жестокие власти — в общем, классический набор театральной пьесы. Но, получились эти люди достаточно живыми, натуральными.
А, вот, про сверхъестественных героев я этого сказать не могу — на мой взгляд, вся эта нечисть, что присутствует в книге: то ли, древние боги, то ли, демоны, вышли, какие-то, карикатурные и смешные. Почему-то, не вызывают они жути. История о колдовстве. Религиозная община. Возникает ассоциация с «салемскими ведьмами», чем-то, мрачным. А у меня перед глазами, картинки из солнечных мифов Древней Греции: сатиры, фавны, духи лесов, ручьев и полей, яркие и веселые. Какой--то, диссонанс получился.
Но, волшебная, и, чем-то, добрая и счастливая сказка заканчивается на середине романа.
Дальше, начинается хоррор и откровенный трэш — выпущенные кишки, смакование жестокой местью, выстрелы, пожары и кровь. Совсем другая книга.
Ну, и, ко всему этому, написан роман очень красочно и образно. Автор художник, и, ему удается нарисовать не менее талантливые картины с помощью слов. Кинематографично, ярко и зрелищно.
Получилась мрачная сказка для взрослых. Мне постоянно не хватало реализма, натуралистичность происходящего. Но, ведь это — сказка, так чего же требовать от событий и героев достоверности и естественности!
Читается книга легко и приятно. Автор умело играет на эмоциях читателей, заставляя их в первой части сопереживать несправедливо обиженной главной героине, а во второй — наслаждаться торжеством сурового возмездия.
Интересно, но, мне, почему-то, постоянно мешала и раздражала козлиная морда, на которой все время, отражались разные человеческие эмоции: грусть, изумление, радость. Сложно мне сосредоточиться на драматизме происходящего, когда, можно сказать, центральный персонаж, такой нелепый. А, когда смешно, тогда не страшно, и, в трагичность происходящего, как-то, не верится.
Shining, 15 марта 2022 г.
Похоже на «Крампус. Повелитель Йоля» от этого же автора. Всё та же страшная сказка (из разряда олд-скульных сказок братьев Гримм), с кучей убийств и древней сущностью (которая на лицо ужасная, добрая внутри). Плохие ребята тут действительно плохие, никакой «серой морали» и всего такого. Хорошие герои по-настоящему хорошие, во всём.
Увы, совсем не похоже на «Потерянных богов» этого же автора — нет буйства фантазии, необычных существ, интересного мира.
Концовка, имхо, правильная. Я боялся, что
В общем и целом — неплохо, но высот «Потерянных богов», на мой взгляд, книга не достигла.
URRRiy, 28 января 2022 г.
Роман в локациях небольшого посёлка Саттона (112 с чем то «душ»), торжища индейцев-пекотов, гнезда непростого шамана в пещере на горе и лесной чащобы вокруг сей благодатной местности.
Персонажей тоже не шибко, главгероиня Абита, потомственная ведунья, около десятка активных граждан — ее супруг, Эдвин, горбатый, но задушевный, его брательник Уоллес, главный антагонист, судья — проповедник Картер со своею супругой, верные слуги Господни, а также всякая мелочь — обыватели, девчонки-подростки, ещё один судья, но уже не местный, шериф (не Ноттингемский!), пара-другая зольдат при исполнительной власти, плюс небольшая массовка.
Существа магические представлены крайне слабо — тройка уродцев, случайно уцелевших в ходе одной древней трагичной истории, а также основной рогатый персонаж, вначале обозванный Самсоном, в честь безвременно погибшего козла, а потом уже будет спойлер.
Да, ещё тот самый шаман, интриган и вообще «с двойным дном», луч тьмы в царстве света.
Вот и вся труппа, достаточно убогая, как и композиция.
Сам текст не особо изысканный, на мой взгляд, уступает всем крупным вещам автора. Сюжетно очень прост, и хотя по объему почти идеально совпадает с «Крампусом», но по яркости описаний и событий кажется раза в три меньше.
В целом, впечатление, что автор работал без особого вдохновения, за исключением рисования картинок с рогато-копытными субъектами, к коим он явно неравнодушен. Читать конечно можно, как и рисунки посмотреть, но мне лично было впервые скучно читать Брома.
PS. Кстати, чтобы совсем не убить для себя интригу, издательскую аннотацию читать НЕ НАДО. Это конечно не первый вариант русского издания Последнего довода королей, но тоже явный вредитель (спойлер!) постарался.