fantlab ru

Стюарт Тёртон «Дьявол и тёмная вода»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
89
Моя оценка:
-

подробнее

Дьявол и тёмная вода

The Devil and the Dark Water

Роман, год; цикл «Самюэль Пипс»

Аннотация:

Убийство в открытом море. Детективный дуэт. Демон, который то ли существует, то ли нет.

На дворе 1634 год, и величайшего сыщика мира Сэмюэла Пиппса везут в Амстердам, чтобы казнить за преступление, которое он то ли совершал, то ли нет. С ним путешествует его верный телохранитель Арент Хейс, полный решимости доказать невиновность своего друга.

Но как только они выходят в море, бесовщина начинает омрачать путешествие. По палубам крадётся дважды мёртвый прокажённый. Странные символы появляются на парусах. Кто-то забивает скот.

А затем трёх пассажиров, включая Сэмюэла, отмечает знак смерти.

Неужели за их злоключения ответственен демон?

Покуда Пиппс в тюрьме, только Арент может разгадать загадку, которая связывает каждого пассажира на борту. Загадку, что уходит корнями в их прошлое, и теперь грозит потопить корабль вместе со всеми на его борту.

© Перевод аннотации skein

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Детектив и Триллер (22 852 голосов)

номинант
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2021 // Стальной кинжал Яна Флеминга

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2021 // Детектив

номинант
Стеклянный колокольчик / Glass Bell Award, 2021 // Роман

номинант
Премия Шведской детективной академии / Svenska Deckarakademins pris, 2022 // Лучший криминальный роман в переводе (Премия Мартина Бека) (перевод Åsa Brolin)

номинант
Премия Ассоциации детективных писателей Японии / 日本推理作家協会賞 / Nihon Suiri Sakka Kyōkai Shō, 2023 // Перевод (перевод 三角和代)


Дьявол и темная вода
2021 г.
Дьявол и тёмная вода
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Devil and the Dark Water
2020 г.
(английский)
Il diavolo e l'acqua scura
2020 г.
(итальянский)
The Devil and the Dark Water
2021 г.
(английский)
The Devil and the Dark Water
2021 г.
(английский)
De duivel en de duistere diepte
2021 г.
(голландский)
Der Tod und das dunkle Meer
2021 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страсти по Старому Тому

Darkest water in a human`s soul

Книга номинант «Выбора читателей Goodreads 2020», аннотация обещала морское путешествие в декорациях четырехвековой давности, множество приключений, дважды мертвого прокаженного, потустороннюю жуть, да вдобавок лучшего детектива времен и народов на положении арестанта за неведомое преступление. Круто! — подумала. И взяла читать.

Вводная: тысяча шестьсот тридцать четвертый год, караван судов Ост-Индской компании (самой могущественной на тот момент мировой торговой корпорации) собирается отплыть из малайзийской Батавии в Голландию, груженый специями, шелком и прочими колониальными товарами, столь ценимыми метрополией. Путешествие в то время длилось восемь месяцев, опасно и можно было почти с уверенностью утверждать, что не все, ступившие сегодня на палубу, доберутся до пункта назначения живыми и невредимыми.

Среди особо заметных пассажиров флагмана «Саардама» генерал-губернатор Батавии, Ян Хаан, чей срок службы закончен и на родине он собирается присоединиться к «Клубу семнадцати джентльменов» — могущественной организации, определяющей судьбы мира. Его красавица жена Сара и дочь подросток Лия. Его камергер Корнелиус Вос. Его, как бы поделикатнее, фаворитка ослепительная Крисджи, дважды вдова с двумя сыновьями от второго брака. Его племянник Арент Хейс, на самом деле, даже не родственник, Хаан друг деда, воспитавшего его после смерти отца, и лейтенант Хейс зовет губернатора дядей, повинуясь той же логике, по которой старых друзей семьи мы называем тетей Надей или дядей Вовой. Его пленник Сэмюэль Пиппс.

И вот с этого места нужно подробнее. Дело в том, что миниатюрный, но ловкий, сильный и наделенный нездешней эльфийской какой-то красотой Пиппс известен как лучший сыщик обитаемого мира, способный раскрыть любое запутанное преступление, руководствуясь логическими мозаключениями, в которых поклонники Холмса без труда опознают его дедуктивный метод. А прославил героя не кто иной, как его верный друг и телохранитель Арент Скала Хейс, выступающий в этой паре на роли Ватсона. Совершенно неясно, почему на борт «Саардама» Пиппс ступает в цепях, на расспросы друга отвечает, что и сам не знает, отчего, войдя к губернаторские покои триумфатором после раскрытия очередного преступления, вышел узником.

Мраки на хромой собаке начнутся еще до отплытия. При восхождении на борт из-за штабелей ящиков вдруг выскочит жуткий прокаженный, который предречет плаванию всевозможные беды и несчастья: Старый Том (одно из имен дьявола), мол, смотрит на вас и уже готовит в аду большие сковородки! После чего сам вспыхнет пламенем и скончается в корчах. Беглое обследование покажет, что язык у него отрезан и совершенно непонятно, как при таких достоинствах мог пророчествовать.

Тут бы им и прислушаться, отложить отплытие, но вакантное место в Клубе 17 ждать не будет и если его не займет, вовремя явившись, Хаас, уйдет к другому соискателю. Чего губернатор допустить никак не может. А кроме того, сундук с награбленными им за неправедную жизнь сокровищами уже на борту, потому поспешим и не будьте столь суеверными: ну прокаженный (которого здесь быть не могло — по губернаторскому указу их убивали и сжигали при попытке войти в город), ну говорил без языка, ну загорелся — гоу-гоу.

Я не знаю, как у вас, ребята, а у меня уже зачин вызвал стойкое ощущение развесистой клюквы, которое усугублялось на протяжении всего чтения «Дьявола и темной воды». Не буду раскрывать всех тайн, скажу только, что дальше героев ждет еще большая жуть, включающая кровавые надписи на стенах (те же по смыслу: «Старый Том смотрит на тебя», хотя на роли эмоджи выступает рисунок глаза с хвостом). Шепоты из стен, массовые помешательства и прочие радости жизни.

С непременной детской психотравмой у самого, казалось бы, нечувствительного персонажа Хейса, которому придется взять на себя роль Холмса при немалом содействии прекрасной рыжухи Сары, ненавидящей мужа и желающей свободы. В общем, скучно не должно было быть. Но было. Хотя за финал готова многое простить Стюарту Тёртону.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу стоит прочитать только с одной целью: чтобы составить список «нестыковок».

А теперь по делу. В отличие от первой книги, которая мне ОЧЕНЬ понравилась, вторая книга (вот эта) автора мне ОЧЕНЬ не понравилась. Честно. Зря потраченное время.

Но если вы такие решили всё-таки её прочесть, то вот вам список аргументов, почему это делать не стоит.

0. Нестыковки и совпадения. Вот читатели очень любят ругать авторов за «рояли в кустах», «бога из машины» и прочую «конницу из-за холма». Автор взял эти приёмы и обильно посыпал им повествование. Скажу больше, именно они и стали основными ингредиентами этого «блюда»

1. Это какая-то фантастика на уровне реализма. То есть, вроде как повествование идёт в нашем реальном мире XVII века, но большинство просто выдумано (тут хотел написать «высосано из пальца», но в последний момент удержался).

2. Конечно же, в книге есть и «гениальный изобретатель», и «гениальный сыщик», и «супер-мен», владеющий всеми видами рукопашного боя, и «роковая женщина», и «жертва домашнего насилия» на пару с мужем-тираном. Не хватает только чернокожих азиаток-лесбиянок, но в XVII веке с ними было не так хорошо, как в наше время.

3. Автор старательно пытается создать новое прочтение детектива с «закрытой комнатой», но получается это у него ну очень топорно. Чрезвычайно.

4. Трудности жизни в XVII веке тоже абсолютно не радуют своим псевдореализмом.

5. Happy end какой-то не настоящий. Например, читатели точно будут абсолютно не счастливы, закончив чтение.

Резюме: не слушайте тех, кто говорит, что это — «чрезвычайно увлекательное чтение». Это полная хрень. Очень жаль, первая книга автора мне очень понравилась. И была лишена большинства недостатков второй. Даже удивительно. Так будто разные люди писали...

P.S. Простите, другие отзывы не читал, чтобы остаться только со своими впечатлениями.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, что на чтение этой книги меня, пожалуй, в наибольшей степени сподвигла фраза, приведенная среди прочих восторженных откликов: «если в этом году вы сможете прочесть всего одну книгу, пусть это будет «Дьявол и темная вода»». Ну, может, для тех, кто читает одну книгу в год, это хороший совет. К сожалению, я читаю несколько больше.

Итак, в наличии имеется расследователь Сэмми Пипс и его верный «Ватсон» Арент Хейс. Первое убийство происходит на первых же страницах, и оно завлекательно странное. Типично английский набор пассажиров высшего класса, включая даже пастора. Мистическая составляющая (о, эти тайные знаки!), которая, конечно же, как мы надеемся, должна перестать ей быть. Плюс замкнутое пространство корабля. Вроде бы все, как мы любим. Декорации раскрашены, улики разложены, ружья развешаны. Вперед!

Первая примерно треть повествования читается с восторгом, хотя я не люблю ни исторические романы, ни всю эту корабельную романтику – паруса, трюмы, кают-компании и прочее. Эдакое приятное детское ощущение погружения в приключенческий роман, из которого совершенно не хочется выныривать, даже, чтобы поесть. Завязка истории неплохо описана в аннотации, а вот дальше…

Уже где-то к середине повествования происходящее на корабле настолько обрастает ненужными бессмысленными деталями, грязью (во всех смыслах этого слова), кровью, взаимной ненавистью и нагромождением нелепостей, что сюжетная линия и ее логика практически теряется во всем этом хаосе. Кроме того, меня ужасно раздражало, что корабль представлен каким-то Титаником в смысле его размеров, но при этом совершенно неведомой территорией для всех его обитателей, включая капитана. Никто не имеет толкового представления о его устройстве, кроме почему-то девочки Лии, которая буквально за несколько дней мастерит на коленке модель корабля, рассчитывая при этом, где уместно пристроить тайники. И таких вот логических ляпов по тексту полно.

Мистика, связанная с именем Старого Тома (неким демоном, погружающим человека во зло, обещающим исполнение желаний за какую-нибудь услугу), совершенно пластиковая. В смысле никакой тебе обещанной жуткой атмосферы в духе собаки Баскервилей. Но, если с самого начала понятно, что демон – штука условная, то к середине автор умудряется так все запутать, что начинаешь сомневаться, может он и правда решил объяснить все кознями дьявола?

Потом всех подряд начинают убивать, осмысленность происходящего погружается в полный мрак, и становится совсем скучно и уныло.

Впрочем, у меня все же хватило терпения дочитать до конца. И могу сказать, что стоило бросить все это на первой трети. Финал совершенно ужасен. Во-первых, он неприлично стремительно разъясняет читателю причины происходящего, и эти причины оказываются настолько банальны в сравнении с многообещающей завязкой и раскиданными по тексту там и сям намеками и ключами, что становится прям обидно, что половина фишек никак не сыграла. Во-вторых, финальные пассажи столь неприлично неестественны, (клюква развесистая, да), что становится даже как-то неловко за автора.

В общем, если вы рассчитывали на классический детектив, то это точно не сюда. Но любителям фильмов про Джека-Воробья, возможно и понравится. Мое же отношение по ходу текста менялось от восторга к полному разочарованию.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну так себе развлечение. Автор нагромоздил на корабль уйму негодяев, убийств да всякой небывальщины, чтобы в конце привести к морально неочевидной развязке. Уйма несуразиц , которые в концовке при как бы рациоразгадке не стыкуются. Недохолмс на периферии, в центре же — здоровенный на стероидах Ватсон.

Получил он травму и:

» Сара проводила у его постели все свободное время и уходила только чтобы исполнить супружеские обязанности».

В обшем, балаган, который темп расхристанности набирает постепенно, но резво. На грани приемлемости.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из Батавии в Амстердам отправляется корабль «Саардам» с дорогим грузом и аристократами. Еще до начала пути, до восхождения людей на борт начинает твориться дьявольщина. Прокаженный во всеуслышание предрекает скорую гибель корабля и всех, кто находится на борту. А после этого самовозгорается. Какого же было удивление собравшихся, когда все увидели, что у прокаженного отсутствует язык. Как же он смог произносить свои речи? А сразу после смерти предвестника на парусах корабля появляется знак Дьявола Старика Тома, который множество лет бесчинствует в стране, заключает сделки, вселяется в людей и несет уйму смертей. Но генерал-губернатор, который плывет со своей семьей на «Саардаме», не из пугливых и даже мольбы супруги не убеждают этого человека покинуть корабль. И «Саардам» отправляется в свое последнее путешествие.

История очень запутанная, в ней довольно много персонажей с довольно сложными для меня именами. В аудиокниге эти имена очень тяжело воспринимались, поэтому я старалась побольше читать бумажную версию, чтобы не путаться. По началу было ощущение, что у истории нет какого-то нормального начала или до этой книги должна была быть еще одна. Потому что главный герой Арент постоянно упоминал какие-то дела, которые они со своим работодателем раскрывали раннее. Все вокруг восторгались историями о сыщике Сэмми Пипсе, который на корабле оказывается в кандалах за какое-то ужасное преступление, о котором вам расскажут почти под конец книги. А я читала и не понимала, что вообще происходит и где еще кусок текста с этими самыми преступлениями. Собственно, история знакомства Сэмми и Арента будет в самом конце книги, но других преступлений вы не увидите в книге и возможно это будет сбивать вас так же, как и меня. На мой взгляд все же автору нужно было сделать какую-то подводку, хотя бы рассказ о знакомстве перенести в начало и, например, написать одно дело вкратце. Так история казалась бы более удачно построенной.

Сама история, как я писала выше, очень запутанная. У нее очень много ниточек, которые распутаются только в самом конце. Тот же Дьявол то ли есть, то ли его нет. Постоянно при чтении мучил вопрос мистификация или правда? Невольно я сравнивала книгу в «Семь смертей» и надеялась на то, что автор сможет повторить тот эффект, который произвела на меня книга. Но к моему сожалению этого не произошло, мне было очень скучно читать книгу. Не знаю в чем дело, самое простое объяснение – книга просто не попала в настроение. А вот финал меня крайне разочаровал. Мне не хватило объяснений, а самые финальные страницы повергли в уныние. Когда читаешь детектив, то хочется четкого финала, а не вот это вот все.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нелепое нагромождение жанров, при чём все они представлены неудачно. Жестокий и местами натуралистично мерзкий женский роман с детективной интригой (загубленной примерно на середине), налётом мистики и откровенно глупой развязкой.

После великолепного дебюта автор свернул куда-то не туда.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, впечатление от которой менялось по мере прочтения.

Начало атмосферно и воодушевляюще. Да, автор решил написать свою вариацию приключений Холмса и Ватсона, переместив место действия на голландский галеон и добавив образам героев немного своего. Да почему бы и нет. Это интересно. Корабль, загадки, убийства, немного мистики — которая находится на грани собственно мистики и хитроумных козней. В начале знакомиться с главными героями и следить за их взаимодействием — одно удовольствие.

Потом постепенно события начинают множиться, а обещанного хитроумного расследования так и не происходит. Ну почти. Местный Ватсон, вынужденный самостоятельно вести расследование, вместе со своей неожиданной союзницей просто ходит, задаёт вопросы и далеко не всегда получает ответы. Растет количество сомнительных деталей и «невероятных» совпадений. Почти все персонажи что-то скрывают и частенько ведут себя странно. Мистики становится больше — но не в плане её проявлений, а в том смысле, что почти все на полном серьезе верят в демона, изучают историю его появления на голландских землях, практику по его изгнанию. Короче, какое-то время герои действительно ищут человека, призвавшего демона (а то и самого демона в человеческом обличии). А второстепенные персонажи поддаются панике, что приводит к масштабным, трагичным, но весьма сумбурным последствиям, когда реально не понимаешь, чего ждать от персонажей дальше.

Отдельно отмечу не слишком понравившееся мне авторское допущение о корабле, матросская команда которого сплошь преступники и суеверные невежды. Не бунтующие лишь потому, что желание доплыть до места назначения и вернуться к семьям сильнее ненависти к офицерам и пассажирам. Извините, но это флагманский галеон, а не пиратский корабль. Да и то, для описанной ситуации на судне слишком мало офицеров, чтобы в случае чего подавить бунт. Это намеренная сюжетная дыра, как по мне, так как автору нужны были суеверия и конфликты в экипаже.

Ещё на удивление много внимания уделяется сложному положению женщин в описываемый исторический период. Это полноценная вторая линия наравне с расследованием. Тоже не лишенная своих перегибов. Стоит ли удивляться, что многие мужчины в итоге показаны мерзавцами (обличёнными властью или же невеждами), а женщины активно принимают участие в расследовании, но всё равно страдают от пренебрежения и двойных стандартов.

Показателен поиск тайников на корабле путем просьбы в адрес одной юной девушки составить макет корабля и рассчитать, где удобнее всего разместить тайники. Но для этой истории это норма.

На финал традиционно припасено много неожиданных открытий и слегка разочаровывающих отгадок. И одна действительно неплохая хитрость со стороны героев, расследующих убийства, связанная с религиозным фанатизмом.

Разгадка немного разочаровывает, а финальное предложение по выходу из сложившейся ситуации удивляет и отдаёт комиксами. Единственное, мне все же на общем фоне понравилась идея о втором дне в образе одного из ключевых персонажей. Ибо в истории о местных Холмсе и Ватсоне неожиданно оказался и третий узнаваемый образ. Хотя, конечно, в итоге книга оказалась не совсем про расследования преступлений, а скорее про суеверия, месть и тяжёлое положение женщин. Так что немного обманутых ожиданий имеют место быть.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущий роман Стюарта Тёртона «Семь смертей Эвелины Хардкасл» сильно смахивал на помесь детективов Агаты Кристи и концепции временной петли в духе «Дня сурка». В итоге читатель получил замысловатый, но интересный герметичный детектив-головоломку, который вполне годится для повторного прочтения. Редкость для жанра, не находите?

После настолько яркого дебюта вопрос о покупке второго романа Тёртона даже не стоял. Да и аннотация у «Дьявола и тёмной воды» получилась занимательной. 1634 год, из Батании в Амстердам отбывает корабль. Перед самым отплытием пассажиры и команда видят прокаженного, который выкрикивает жуткие пророчества и самовозгорается. Однако впоследствии выясняется, что у прокаженного не было языка… И чертовщина на этом не заканчивается, в плавании её будет очень много.

Первое впечатление от романа: на этот раз автор скрестил рассказы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне с морскими историями в духе «Пиратов Карибского моря» или «Детей капитана Гранта». С Холмсом и Ватсоном всё очевидно: два основных персонажа «Дьявола и тёмной воды» – это Сэмми Пипс и Арент Хейс. Первый является гениальным детективом, блестяще владеющим дедукцией, а второй – бывшим военным, который помогает в расследованиях и пишет небольшие рассказы о своём товарище. А вот к «Пиратам Карибского моря» отсылает лишь реклама на обложке, да внутри книги (три страницы рекламных отзывов в начале кажутся мне, мягко говоря, избыточными). Так что по итогу читателю предлагается история о том, как законспирированные Холмс и Ватсон отправились разбираться с чертовщиной не в поместье Баскервилей, а на корабль рейсом до Амстердама.

И хотя перед нами вновь герметичный детектив в необычном окружении, в отличие от «Семи смертей Эвелины Хардкасл», «Дьявол и тёмная вода» не располагает к повторному прочтению. Более того, он и в первый раз оказывается довольно предсказуем для опытного любителя жанра. Но с развлекательной функцией книга справляется отлично. Читается легко, атмосферно, от второй половины истории и вовсе тяжело оторваться, слишком много всего происходит. Жаль только, что в начале многовато «воды» и местами лишних диалогов и размышлений.

Неплохой развлекательный детектив. Ожидал большего, но на одно прочтение, в общем-то, сгодится.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман Тёрнтона «Семь смертей Эвелины Хардкасл» стал сенсацией, писателю в самом деле удалось внести нечто новое в классический детектив. Тем интереснее было узнать, каким окажется его второй роман.

Итак, 17 век. Генерал-губернатор голландской колонии Батавия (современная Джакарта) возвращается домой в Амстердам. Путь предстоит долгий и непростой: по Индийскому океану от островов Южной Азии к мысу Доброй Надежды, а потом на север через Атлантику. На такое путешествие уходит восемь месяцев, и благополучного прибытия не гарантирует даже Господь Бог. Тем более что тревожные предзнаменования начались еще до отплытия.

В послесловии автор честно признается, что писал не исторический роман и потому не стоит искать исторические неточности или придираться к тому, что герои ведут себя слишком современно. Ну и хорошо: характеры персонажей и их отношения слишком причудливы, чтобы соответствовать эпохе, но можно просто принять весь антураж как условные декорации и довериться автору.

На борт «Саардама» всходит пестрая компания: семья генерал-губернатора, пассажиры, команда и мушкетеры, охраняющие губернатора и ценный груз. Есть даже профессиональный «расследователь» − мастер решать загадки и раскрывать преступления. Но вот незадача – «Шерлока Холмса» приводят на борт в кандалах, ему предстоит все плавание просидеть взаперти в камере, поэтому вести расследование придется «доктору Ватсону», который исполняет при нем роли телохранителя, друга и биографа.

Чертовщина начинается еще в порту, а вскоре после отплытия никто уже не сомневается, что на борту «Саардама» орудует дьявол. Далее, как и положено в классическом детективе, будут убийства, внезапные открытия, разоблачения и в конце обстоятельный разбор всех подробностей преступного замысла. В общем, во втором романе обошлось без новаторств, разве что по сравнению с классическими детективами многовато крови и грязи и во всем сюжете и персонажах сквозит какая-то вычурность.

Как приключенческий и детективный роман книга хороша, но откровением я бы ее не назвала. Возможно, просто сказались завышенные ожидания после первого романа автора.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не верьте рекламным формулам типа «Шерлок Холмс встречает Пиратов Карибского моря». Никого Холмс не встречает. Это практически дистиллированная «Собака Баскервилей» с голландским галеоном вместо Баскревиль-холла, бескрайним морем вместо Гримпенской трясины и обязательным для современных перепевов Конан Дойля участием Мориарти и Ирэн Адлер.

Само собой, все герои носят другие имена и живут в другую эпоху, но мы-то их узнаем под любой маской. И, в общем, очевидно задуманное как «вотэтоповорот» открытие

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, что Холмс и Мориарти – одно лицо,
давно уже стало общим местом в фанфиках на тему Шерлокианы.

В целом роман захватывает, в конце вся мистика, а также чудесные совпадения, как и положено, получают рациональное объяснение, преступление раскрывается, злодеи изобличены, вот только с наказанием не все так однозначно. И эта неоднозначность финала смазывает хорошее впечатление от книги.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Стюарта Тëртона получаются интересные книги. Кажется, что в жанре «детектив» уже давно нечем удивлять, но автор доказывает обратное. Если дебютная его книга была очень динамичной, запутанной и местами непонятной, то вторая получилась более размеренной и спокойной. Никаких скачков, повторов в сюжете нет. Повествование идёт только в одном времени без отступлений и флэшбеков.

Читала мнения, что «Дьявол и темная вода» получился слабее «Семи смертей Эвелины Хардкасл». Не соглашусь. На мой взгляд эти две книги просто разные. «Дьявол» – это спокойный исторический детектив, где упор идёт больше на психологию преступления, тогда, как в «Эвелине» упор сделан скорее на запутанность сюжета.

Если внимательно читать, то начинаешь замечать много интересных моментов. Что является преступлением? То, что привычно нашему пониманию или этот вопрос гораздо глубже? Допустима ли месть, и насколько далеко можно зайти в ней? Правосудие – всегда ли оно не предвзято или...? Мне было над чем подумать во время чтения. При этом было интересно вычислять виновных, разгадывать замыслы и мотивы. Но главного злодея определить мне так и не удалось. Хотя и тут кроется подвох – злодей ли он?

О потраченном на книгу времени не жалею. Буду ждать новых книг автора.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

ДИСКЛЕЙМЕР.

Скажу это вначале, хотя автор сам скажет то же самое в конце — это НЕ исторический роман. Это мистический детектив, использующий исторические факты и эпоху, жертвующий достоверностью в угоду сюжету и атмосфере.

1643 год. Из Батавии в Амстердам отправляется галеон «Саардам». Путешествие должно продолжаться 8 месяцев, полных опасностей и лишений. На борту «Саардама» собирается достаточно разнообразная компания знатных пассажиров – генерал-губернатор Ян Хаан с женой и дочерью, таинственная виконтесса, проповедник с помощницей, метресса генерал-губернатора, всемирно известный детектив (читай «расследователь») и его помощник. Добавьте сюда команду корабля, целую толпу вооруженных мушкетеров охраны, и про других пассажиров не забудьте.

Еще до отплытия начинают происходить странные вещи: того самого детектива, Сэмми Пипса, без оглашения обвинений, и после выполненного для губернатора заказа, губернатор заковывает в цепи; странный прокаженный вещает конец «Саардаму» и сгорает в странном пламени; на парусе оказывается нарисован странный оккультный символ. Все факты свидетельствуют о том, что на корабле присутствует демон, Старый Том, который раньше зверствовал по всей Голландии, но был благополучно изгнан. Таинственные происшествия множатся, и, пока Сэмми Пипс сидит в камере, за расследование берутся его помощник, Арент Хейс, и жена генерал-губернатора Софи.

Огромное количество тайн и вопросов, которые только множатся в первой половине романа, создают ту самую мистическую атмосферу. За расследованием интересно следить, Хейс и Софи работают параллельно, время от времени делясь информацией. Хейс – бывший военный, переживший немного больше, чем надо обычному человеку, постоянно сомневающийся в своих дедуктивных способностях, мужчина с гнетущей его тайной. Хейс одновременно отсылает и к Ватсону: второй номер при эксцентричном детективе, бывший солдат, пишет записки о его с Сэмми делах, и к Арчи Гудвину: собирает информацию, пока Ниро\Сэмми ограничен в передвижениях. Софи – умная и хитрая женщина в абьюзивном (вроде так сейчас говорят) браке, старающаяся создать комфортную жизнь для своей дочери Лии.

Где-то с середины романа автор начинает выдавать ответы, маленьким дозами. И ответы оказываются не такими уж интересными. Нет-нет, не подумайте, к финалу все тайны раскрывают, все ружья стреляют, но некоторые вещи выглядят очень уж просто. Вместе с этим, примерно в той же середине романа, начинается путаница со временем – все вроде только что завтракали, но через один-два эпизода Лия уже желает матери «спокойной ночи», или, например, складывается чувство, что Арент Хейс лежит в горячке не три дня, а несколько часов – там все очень непонятно.

Ну и еще у меня полыхнуло с финала, а точнее с пары последних страниц. После того, как детективная линия заканчивается, все виновные найдены, все ответы даны, все заканчивается настолько приторным хэппи-эндом, что фраза «Давайте жить дружно!» неприятно скрипит на зубах.

Неплохой детектив с мистическими нотками, простенький для любителей жанра. Ну и не могу не сказать — это совсем не уровень «Семи смертей Эвелин Хардкасл», что одновременно хорошо – автор пробует что-то новое, развивается, но и плохо – завышенные ожидания играют с «Дьяволом и темной водой» плохую шутку.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх