Владислав Крапивин «Полосатый жираф Алик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эта история о том, как несколько ребят после трагических случаев на Земле оказались жителями затерянного во вселенной Пояса астероидов. Как они стремились вернуться домой и для этого построили из потоков Мирового света парусный корабль...Иррациональное, доброе и суровая действительность граничат друг с другом, взаимно изменяя ход событий, выстраивая новую цепь причин и следствий. Но маленькие герои открывают тайну Безлюдных пространств, которая скрыта от тех, кто живет обыденной жизнью...
Входит в:
— цикл «Безлюдные пространства»
— журнал «Если 1999'3», 1999 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 102
Активный словарный запас: средний (2761 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2000 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Средняя форма, повести |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 18 августа 2024 г.
Очень необычная для автора работа. Не думал, что его занесёт в поджанр «герои в Чистилище», да ещё в некоем ирреальном мире, целиком и полностью подчиняющимся их воображению. Что понравилось — традиционно очень интересными вышли у Крапивина человеческие судьбы, их трагизм и безысходность действительно могут запасть глубоко в душу. Да и просто за характеры персонажей можно простить очень многое. Приключения вышли достаточно любопытными, хоть и не люблю я истории с нотками сюрреализма и фантасмагории. Что не понравилось — очень неубедительная «вселенная» места действия, никаких серьёзных претензий у меня нет, но просто не хочется верить в такой мир, он напоминает тяжёлый сон во время высокой температуры.
P.S. Очень удивился фразе, что, мол, корабли не могут быть ни злыми, ни добрыми. Они просто штуки, в которых путешествуют. Я, как заядлый поклонник Вахи, где корабли зачастую могут быть одержимы демонами или просто разумны, даже шутить по этому поводу не буду. Просто учитывая «морское» творчество Крапивина, никак не ожидал, что он откажется от идеи одушевления и индивидуализации кораблей.
strannik102, 3 августа 2020 г.
У каждого должен быть свой жирафёнок, или любой другой зверёныш...
Несмотря на весьма жёсткие вводные, описывающие условия, при которых ребята попадали в Пояс астероидов, книга долгое время кажется совсем фантастической — и сказочно-фантастической, и космически-фантастической, и приключенчески-фантастической. Однако постепенно по мере раскручивания маховика событий и происшествий всё больше начинаешь осознавать, что за всей этой сказочно-космически-приключенческой фантастичностью на самом деле скрывается явная антимилитаристская, антивоенная, гуманистическая суть, которая, в общем-то, всегда и была свойственна творчеству Владислава Крапивина — хоть в советских период его творчества, хоть в перестроечный, хоть уже в близкий к нашим временам. А весь этот антураж нужен только для того, чтобы приручить читателя, прикормить его литературными вкусностями и затем сделать ему важную и нужную прививку добра.
А старая никому другому не нужная игрушка и у меня до сих пор есть — вон, живёт мирно на застеленной кровати. Правда у меня это не жираф, у меня это щенок — тоже кто-то выбросил, а я забрал, отмыл и приютил. Живём теперь в обнимку :-)
Каролина Мира, 21 апреля 2021 г.
«Встретимся в Нангияле? Да нормальные дети бегут из этой Нангиялы, потому что хотят не в рыцарей играть живыми людьми, а домой к маме. И вырасти хотят!» — подумала я и взялась перечитывать одну из любимых у Командора книг. Сюжет напоминает нежно любимый мною сериал «Секунды до…»: если даже взрослые грешники получили возможность все переиграть, то что говорить о детях?! Родители не должны переживать детей!
Итак, девять погибших ребятишек — обычных, нормальных, земных ребят, решили вернуться домой из «детского рая». Видимо, их собрали в одном месте таких непокорных не зря: детям единодушно надоело целыми днями играть и фантазировать, дразнить мыслящую галактику Рыкку Аккабалду, выдумывать «ненастоящую» еду и игрушки. Ведь дома мамы, которые в большинстве своем винят себя – не уберегли, настоящие игрушки, увлечения, будущее. Даже Вероника Донцова (моя любимица) поняла, что все проблемы решаемы кроме той, что она на астероиде.
Ребята мне понравились все. Вдохновенный рассказчик Вовка, не мартисьюшный, а просто классный Голован, талантливый Доня, трогательный в своей обычности Минька, твердый духом Кирилл, маленький ацтек Локки и «реальный пацан» Валерка. Девчонки Алена и Вероника подтверждают теорию о том, что не все женщины мечтают быть хранительницами домашнего очага. Что делать с «Аленками», Командор хорошо понимает, а что с «Верониками»… Вроде начал понимать, судя по Юле из «Оранжевого портрета с крапинками» и Женьке из «Семи фунтов брамсельного ветра».
Двенадцать лет назад, при первом прочтении, мне Вероника очень не понравилась: плаксивая, не следит за собой, истеричная, мальчикам не нравится. Ей дали шанс, а она «повесилась на веревке, которую ей кинули в колодец». Сейчас я увидела другое: Вероника врач от Бога — такой, что от нее сама… косая убегает в ужасе. Но неверие в себя, нелюбовь к себе, неприятие себя в меняющимся теле, полное игнорирование сильных сторон и достоинств. Я тогда осуждала не Веранду, а себя. И не любила тоже себя. А как полюбила – посмотрела на нее иными глазами, с любовью. Ведь именно из Любви был создан корабль, на котором дети сбежали из игрушечного мира в реальный.
Siroga, 12 марта 2014 г.
Абсолютно узнаваемый стиль, образы, темы, ну и Великий кристалл до кучи. Правда, в отличие от произведений мастера 70-80-х годов, эта повесть более жесткая и горькая. Еще бы — о посмертии детей писать не так-то просто... Девяностые подбросили Владиславу Петровичу проблем и разочарований, впрочем, как и многим из нас.
Заметили, что современная литература стала гораздо циничней и приземленней?
Как же я рад, что несмотря на жестокость мира, крапивинские дети остались собой. Они по-прежнему готовы защитить друга, честны, непримиримы ко злу и готовы к испытаниям (один из героев погиб как раз из-за честности и высказываний против несправедливости). А еще они умеют сострадать (даже существу, наивно объявившему себя Мировым Злом), сдерживать личные интересы, когда они не идут на пользу, держать слово и, конечно, дружить. Поэтому ничуть не удивительно, что совершив долгое и трудное путешествие из небытия, получив возможность жить как прежде, ребята бросают все и идут спасать подругу. Они даже готовы заплатить за это самым дорогим, что имеют — своей жизнью.
С момента написания повести прошло 15 лет. Приходится признать, что огрубение души Владислава Крапивина не поспевает за реалиями. Для писателя это хорошо. Крапивин-циник, пишущий в угоду рынку, скажем, про 50 оттенков — это кошмар. Но это плохой симптом для мира, который — да, признаём — стоял на краю пропасти, но сейчас сделал огромный шаг вперед... И только такие люди как Владислав Петрович могут успеть схватить его за шкирку.
Крапивина буду рекомендовать всегда, эту повесть — в числе первых.
Bridgette, 15 августа 2010 г.
Повесть поразила неожиданным сочетанием совсем-уж-детской-сказки и суровой реальности реального мира. Мне она представилась своеобразным ответом Крапивина на «Рыцарей сорока островов» Лукьяненко: дети здесь не воюют с детьми, но жестокий мир не делает для них исключений, в итоге — детский загробный мир, Астероиды... После описания сборки по кусочкам погибшего от взрыва ребёнка и судьбы несчастного мальчика-ацтека я понял: что-то в Крапивине радикально изменилось, несправедливость перестала быть «достаточным злом», что ли... А концовка и вовсе озадачивает...
Gallina, 30 августа 2010 г.
Несмотря на то, что в здесь описан своеобразный «детский загробный мир», книга все же очень светлая, полная надежды. Дети в ней всегда остаются детьми: они играют, дружат, ссорятся. И больше всего на свете хотят вернуться назад, в тот мир, где они недоиграли, недодружили, недожили. И по мысли автора, это вполне возможно. Надо лишь построить корабль, на котором можно путешествовать во Вселенной, пройти по Дороге, ведущей между мирами, и ты сможешь вернуться. Своеобразная религия. Пусть в мире полно несправедливости и зла, не беда. Мы теперь знаем путь. И обязательно выручим друга, снова попавшего в переделку. Эта вера отражает истинно детское представление о жизни и делает книгу хорошей детской сказкой.
Кисейная Барышня, 6 февраля 2009 г.
Я привыкла видеть произведения Владислава Крапивина яркими, красочными, жизнерадостными. Данное произведение — это «поздний Крапивин», с которым я ещё не очень хорошо знакома. Но по тому, с чем знакома, вижу, что он становится более глубоким, мрачным, с лёгким философским уклоном. Не привыкла видеть смерть в книгах Крапивина, но данная повесть вся сплошь состоит из смерти — с неё начинается и ей же заканчивается.
Главные герои, как водится, дети. Но дети не обычные, а ушедшие из мира живых. У каждого — своя история. Кто-то увлекался музыкой, кто-то мечтал стать балериной, кто-то был совсем один, без родных и друзей, и единственным лучом света в его тёмном царстве была мягкая игрушка-жираф, по-видимому, сшитая какой-то девочкой на кружке, а кто-то вообще выходец из некой экзотической страны неизвестных времён. И обрвалась жизнь у кажого по-своему — кто-то заболел, кого-то взорвали террористы, а кого-то даже принесли в жертву. А после смерти, согласно концепции повести, дети отправляются на астероиды, где они могут делать абсолютно всё, что захотят. Они создают там свои маленькие мирки — такие, какие сами пожелают, и иногда позволяют себе роскошь позлить главного злодея астероидов — Рыкко Акабалдо. Главное — не грустить и не тосковать по дому. А это очень тяжело.
Но однажды происходит невозможное — им удаётся вырваться оттуда, вернуться в мир живых. Скорее всего, это не их мир, а какой-то другой, параллельный, но очень похожий на их родной. А дальше... вопрос остаётся открытым, что произошло после того, как стало известно, что одна из них снова попала туда. Подозреваю, что всё вернулось на круги своя, и дети вновь попали на астероиды на радость Рыкко Акабалдо. Ведь он и есть Мировое Зло.
amak2508, 11 сентября 2009 г.
«Эту повесть написал Владислав Крапивин». Это можно сказать с полной уверенностью, даже не зная, чья фамилия стоит на обложке книги. Нет у нас другого такого автора, который писал бы такие умные и добрые книги о ребятах и для ребят. О ребятах, какими они должны были бы быть.. И, очень хочется верить, что прочитав такую книгу они становятся хоть на чуть-чуть добрее, смелее, честнее, порядочнее..
Достоинств у повести много — она увлекательна, очень легко читается, в ней живые симпатичные герои и эффектный непредсказуемый финал. А вот недостаток (только для взрослых :smile:) всего один — она написана не только о ребятах, но и именно для них (увы, но слишком уж много в ней совсем детского). И взрослому ее местами читать не так интересно, как другие книги Крапивина. Оценка между 7 и 8.
MauroSV, 8 февраля 2009 г.
Повесть очень фэнтезийна. Главные герои практически всемогущие и живут по-соседству с Мировым злом. Но к чему всемогущество, если Вселенная практически пуста? Даже Рыкко, — воплощение Мирового зла, — и тот не может жить в одиночестве. Но деться-то некуда. Вот и приходится жить, не поминая прошлого...
Конец очень сильный, но немного пугающий. Хочется верить, что ребятам не придется выбирать второй вариант. Смертей и так слишком много...