Александр Вельтман «Не дом, а игрушечка!»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Не дом, а игрушечка! Откуда же эта игрушечка появилась? Говорят, что дело тут нечисто и без потусторонних сил не обошлось... Правда ли это?
Повесть была отпечатана в 1850 году очень небольшим тиражом с обозначением на титульном листе: издал А. Вельтман.
Входит в:
— антологию «Марьина роща», 1984 г.
— антологию «Русская историческая повесть первой половины XIX века», 1986 г.
— антологию «Сильфида», 1988 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Призраки со всех сторон. Необыкновенная русская фантастическая проза XIX века», 2023 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
— антологию «Пиковая дама», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fiametta, 20 августа 2016 г.
Павел Воинович Нащокин, друг Пушкина, действительно заказал себе игрушечный домик с игрушечной мебелью, посудой и даже роялем. Но все остальное в рассказе — плод фантазии Вельтмана.
Вельтмановский вариант происхождения домовых я нигде больше не встречала.
Жутко читать про стариков, которые невольно заедают век внукам, не дают им встречаться с людьми, не учат их общаться. Да они хотят уберечь внуков от беды, но на самом деле вредят им.
Странно читать про
Очень трогательна история любви юноши и девушки добрых и чистых сердцем.
wolobuev, 5 октября 2010 г.
Очень, очень странное произведение. То ли неоконченное, то ли недосказанное. Автор не утруждает себя объяснением многих реалий, которые, очевидно, были понятны людям его круга, но совершенно не прочитываются сейчас. Начинается как сказка — с домовыми, детским сюсюканием и «царевнами» в башнях. Продолжается как махровый реализм с примесью иронии. А заканчивается вообще непонятно как. Словно автору надоело писать, и он оборвал себя на полуслове. Если так и было задумано — браво, браво! — но следовало всё же уважительнее отнестись к читателям, которые вовсе не обязаны быть в курсе анекдотов и сплетен, ходивших в пушкинском кругу. Если же автор сам не знал, в каком стиле ему писать эту вещь, то ему этот рассказ не удался. До самого конца меня бросало то в одну литературную стихию, то в другую, то в третью. Ни одну из них автор как следует не описал, но ото всех взял понемножку. В итоге вместо полифонии мы имеем стилистический винегрет.
И всё же поставлю высокую оценку. Немного есть произведений настолько оригинальных по задумке, как вельтмановский рассказ. Да и некоторые места написаны очень даже неплохо. Всё-таки до откровенного чтива Вельтман не опустился. Поблагодарим его уже за это.