Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко «Метро 2033: Свидетели Чистилища»
Обитатели подмосковного городка спасаются от радиации в скифском могильнике и прилегающих к нему каменоломнях. Неожиданно обнаруживается, что фон на поверхности, возле местного монастыря, в пределах нормы. За землю, пригодную для нормальной жизни, начинается жестокая борьба. Территорию захватывает секта язычников, подчинивших себе гигантских волков-мутантов. Когда в каменоломне начинают пропадать люди, никто не сомневается, что несчастных похищают, чтобы принести в жертву волкам. Но так ли это на самом деле?
Кир Белецкий, пытаясь разыскать похищенного брата, проходит череду испытаний, сталкиваясь то с язычниками, то со староверами, то с хозяевами подземной фермы, где пытаются вырастить «нового человека».
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 239
Активный словарный запас: высокий (3045 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2021 // 2 место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 30 мая 2021 г.
«Волчий лес»
Рецензия на «Метро 2033: Свидетели Чистилища» Анны Ветлугиной и Дмитрия Максименко
Однажды, одиннадцать лет назад, когда я ещё учился в лицее, друг поведал о книгах, которые оформлены в виде «Метро 2033». К тому времени я уже прочитал «Метро 2034», что подарил мне этот же друг, и «Метро 2033», что раздобыл я сам. Поискал в Интернете информацию о чём-то таком же метрошном и наткнулся на портал Metro2033.Ru. К лету я уже прочитал все выпущенные тогда книги и на ММКВЯ получил автографы Сергея Кузнецова и Дмитрия Глуховского на совсем свежем ещё «Мраморном рае». Кто знал, что спустя десять с гаком лет я буду рецензировать, возможно, последнюю книгу «Вселенной Метро 2033», будучи картографом и верным поклонником серии.
Первым делом отмечу: хоть книга и стала последней перед заморозкой, как и в случае с «Клеткой» Ирины Бакулиной и Игоря Вардунаса, завершившей «Вселенную Метро 2035», ощущения последнего сюжета, допустимого в описанном мире, нет! Ничего удивительного в этом тоже — нет. Роман много раз менял дату выхода и просто случайно оказался тем, на котором всё и прервётся. До лучших времён, хочется верить.
Мы, давние читатели «Вселенной Метро», прошли долгий путь от смелых, но всё же кажущихся по нынешним временам камерными «Путевых знаков», где впервые появились Санкт-Петербург и области меж ним и Москвой, до сотен городов и селений по всему земному шару. От Шпицбергена до Антарктиды. От Дигнидада до Петропавловска-Камчатского. И даже «Свидетели Чистилища», рассказывающие вроде бы о знакомом регионе, напоследок приоткрывают перед читателем новый город. Куровское.
На самом деле история города в мире «Метро» не ограничивается «Свидетелями Чистилища», но только тандему Ветлугиной — Максименко удалось вдохнуть в него жизнь. Впервые Куровское мельком упоминается в неканоничном, но жутко популярном фанфике «Предыстория Метро 2033». Подробностей о его судьбе оттуда не узнать. Разве что герои единожды совершают вылазку в дальнее Подмосковье, но, увидев горящие шатурские торфяники и не встретив других выживших, возвращаются в Москву. Другое же появление города ожидалось в «Марионетках войны» Игоря Илюшина и Татьяны Живовой. Роман так и остался замороженным долгостроем, и выйдет ли он в каком-либо виде после разморозки, если таковая состоится, — большой вопрос. Там предполагались некие мутанты-каннибалы, но, кажется, авторы решили их «перевезти» в другое место.
Теперь же мы знаем подлинную и подробную историю выживания на территории Куровского. Чудесным я нахожу и то, что город взялись описывать люди, не понаслышке знающие этот район. Несмотря на то, что я, подобно героям «Предыстории», ездил каждое лето в детстве мимо Куровского в Шатурский район, на дачу, о необычном религиозном составе здешних окрестностей доселе не слышал. И тут сразу же одно из достоинств романа: в ненавязчивой манере нам сообщают интересные исторические сведения, что имеют отголоски до сей поры.
Тема старообрядцев в мире «Метро» на моей памяти не поднималась ни разу. Были различные христианские и псевдохристианские секты и общины, затрагивались темы ислама, буддизма, язычества многих народов, но почему-то староверов будто обходили стороной. Опираясь на сложившееся распределение верований в районе Куровского, авторы привносят нечто действительно новое и тематически, и стилистически. При всём обилии религиозной тематики «Свидетели Чистилища» совершенно не ощущаются религиозным романом. Основные герои сталкиваются с проявлениями веры ежедневно и в то же время достаточно далеки от неё, чтобы рассудительно оценивать её последователей.
Главный герой — Кир Белецкий, молодой человек, желавший стать дизайнером, но его чаяния разбились о суровые реалии Катастрофы. Ему повезло быть крепышом и задирой, но не повезло иногда выпадать из реальности, что роднит его с некоторыми другими персонажами — вроде такого классического для серии образа, как Анатолий Томский. Ещё один примечательный факт: они с братом-биологом родом из Барнаула, который много раз упоминается, но, естественно, о его судьбе Белецкие ничего не знают. Да и, как ни странно, даже не задумываются о нём ни разу за весь роман (так-то они могли сколько угодно о родине думать за кадром, конечно).
Манера речи Кира — приятная фишка романа. От лица юноши написано порядка двух третей, если не больше, всего текста. (Остальное, кстати, от третьего лица.) Начинаешь читать — и вот уже кажется, будто стоишь рядом с протагонистом и переживаешь приключения бок о бок с ним. На фоне его линии другие сцены, правда, выглядят более отстранёнными, что иногда сбивает темп, хотя чаще авторам удаётся сплести всё в единое полотно. Особенно хорошо получилась финальная битва. Достаточно живо, без прикрас, но и без излишней грязи, как, например, в дилогии Рината Таштабанова, которая по ходу сюжета то и дело вспоминалась, хотя «Свидетели…» — гораздо мягче и спокойнее.
Отдельного внимания заслуживает Оскар, которого, как признаётся в послесловии Дмитрий Максименко, целиком выписывал он. Во-первых, он не показался мне отрицательным персонажем, как оценивает его автор (хотя, наверное, он и другого, гораздо более вредного персонажа выписывал), скорее, хитроумным тактиком, умеющим добиваться от людей именно того, что ему надо. Во-вторых, герой выгодно отличается от Кира, оттеняет его и обладает закономерной самостоятельностью. Особенно хороши его первые властные и колкие фразочки в начале, когда они с Киром ещё плохо друг друга знают. В-третьих, Босс получился героем достаточно сложным. Хоть я его и не воспринял как отрицательного, я рад, что он не повелитель всего города, пускай власть его проникает буквально в каждое сопредельное поселение.
Есть, правда, Гуслицкий монастырь. Аномально чистая территория, чью загадку нам подбрасывают с самого начала. Населяют его язычники, приручившие волков. На деле же их история удивляет, вызывает сопереживание и приковывает внимание при каждом появлении связанных с монастырём персонажей. Забавно, что в реальном мире староверы (а если так разобраться, и все христиане в большей или меньшей степени) переняли кое-какие обряды у местных политеистов, а в рамках «Свидетелей Чистилища» два исконных направления вновь разбежались.
Особняком стоит Мара, красующаяся даже на обложке. Почти при каждом её появлении мы узнаём что-то новенькое о её персонаже, о мире вокруг неё — в 2033 году и в прошлом, благодаря её взаимосвязям с каждой из общин. Хотя кое-что я бы, может, и не хотел узнать… Зато именно она привносит дополнительную музыкальную атмосферу, без которой было бы неполным удовольствием читать роман писателей-музыкантов.
«Свидетели Чистилища» — особенный роман, и не правы те, кто убеждён, что серия себя изжила, при этом последний раз читав её годы назад, если вообще углубляясь во вселенную дальше основной трилогии, а может, и одних только игр. Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко, авторы-новички в серии, присоединившиеся к ней, увы, на закате проекта, действительно привнесли кое-что новое во «Вселенную», и их книга будет одинаково интересна и любителям постапа, и даже неискушённым краеведам. Отличную работу проделали и редакторы, Алекс де Клемешье и Юстина Южная, на протяжении многих месяцев шлифовавшие и доводившие до блеска рукопись.
Я, как читатель, по достоинству оценил получившийся результат. И я благодарен каждому из авторов, редакторов и всем вовлечённым в проект людям не только за этот отдельно взятый хороший роман, но и за все минувшие годы, наполненные яркими впечатлениями от совместного исследования «Вселенной Метро». Эпоха географических открытий не угасла — она замерла в ожидании новых горизонтов!
volodihin, 4 августа 2021 г.
С моей точки зрения, этот роман в линейке «Метро» — просто как свежий воздух в затхлом подвале.
Да, дуэт авторов очень долго раскочегаривает сюжет. лишь во второй половине книге, если не в последней трети набирая необходимый драйв. Зато авторы позволили себе философскую сложность, полноценную научную составляющую, неоднозначность в описании постапного общества — то, чего так не хватает «Метро» в целом. Чувствуется увесистый культурный багаж, и это оставляет самые приятные ощущения.
На финише видна сплошная безнадёга, притом безнадёга логически оправданная — вроде, всё к тому и шло. Однако надеешься, что будет продолжение, и там авторы исправят к лучшему неисправимо больной социум локации Куровское, где все воюют против всех. Тяжко жить в ожидании второго апокалипсиса — местного, мелкого, противного, тупого, но кровавого сверх всяких пределов.