Майк Гелприн «Еврейская фантастика. Проходит всё»
В этой книге читатель встретится с рассказами, связанными с иудейской историей, с еврейскими традициями, законами, обычаями, нравами.
Герои этих рассказов – иудейские воины времён царя Давида и иудейские воины далёкого будущего. Беженцы, преследуемые святой инквизицией, и жертвы Холокоста. Сегодняшние репатрианты и завтрашние первопроходцы. Библейские персонажи и их далёкие потомки.
В сборнике нашлось место множеству фантастических жанров. Криптоистория и притча. Социальная фантастика и футуристика. Мистика и хоррор. Космоопера и фантастический боевик. Но где бы и в какие бы времена ни происходило действие рассказов, в каком бы жанре они ни были написаны, в центре каждого из них – люди. С особенными характерами, менталитетом, жизненным укладом, религией и философией.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 29 июля 2021 г.
Еврейское счастье — это диагноз (из книги)
Поскольку аннотация весьма полно знакомит читателя с жанровой начинкой сборника, то читателю после прочтения остаётся только согласиться с аннотатором и приложить лохмотья своих эмоций и чувств, ну и редких мыслей по поводу и в связи с прочитанным, подуманным и почувствованным. Терпите...
Пролог (автор Александр Габриэль) предлагает нам в стихотворно-рифмованной форме познакомиться с кратким курсом истории еврейского народа (за всё еврейское население Земли при этом отвечает один Вечный Кац) за все бывшие, настоящие и будущие времена. Причём угадайте с одного раза, кого они (он, Кац) там в галактическом космическом будущем встретят (томительная пауза) — конечно же братьев. По разуму. И по вере. Разогрев зачотный. Твёрдая 4. Все остальные оценки выставляются в скобках сразу после названия произведения также по пятибалльной школьной системе.
Ну, и поскольку в предисловии, которое вместо пролога, нас предупредили, что речь пойдёт о Вечности, то вся последующая структура сборника так и выстроена — Когда-то, Надысь, Нынче, Когда проснёмся, Потом и после и, наконец, Может быть когда-нибудь (на самом деле разделы называются иначе, но кому любопытно, тот и сам заглянет в оглавление, но лучше всего — непосредственно в сборник!).
Ну что, поехали внутрь:
Михаил Гельфанд «Пекарь Иерусалима» (4,5)
Стилизованное под сказание и по сути являющееся легендой-притчей повествование о Вечном Жиде. Но не о том, который…, а о другом: о человеке, который будет жить столько, сколько будет существовать Город и будут в нём жить люди. Ибо пока есть хлеб — есть и люди, и сколько живы люди, столько и нужен хлеб. Так было. Так есть. Так будет!
Инна Девятьярова . «Где же агнец для всесожжения?» (4)
Хм-м-м… По стилистике, по манере изложения, по форме подачи этот рассказ кажется написанным тем же самым автором, что и предыдущий. Опять библейские времена и библейские имена. Правда здесь мораль несколько иного толка — всё в руках бога и всё по воле его. Как-то так я понял. Или недопонял.
Павел Амнуэль «Звезда» (5)
А вот теперь добрались и до Агасфера — да-да, того самого, библейского. Но автор сумел повернуть суть притчи об Агасфере совсем неожиданным ракурсом, да ещё и не единственным. Что же, кто-то активно участвует в «химических» реакциях, а кому-то отводится скромная и малозаметная роль катализатора.
Женя Крич «Горе мне, Мейлех!» (4,5)
Стильно. Продуманно. Лаконично. И точно. С налётом притчевости и одновременно с авантюрно-криминальным и приключенческим оттенками. И вторая сюжетная причинно-следственная связка чудо как хороша (я про изъятие денег у одного, передачу их другому и про главное последствие этого). Сразу старый анекдот вспомнился (хоть и не совсем в тему, может быть) про то, что если попал в город своей бурно проведённой юности, то не пожалей конфетку первому встреченному тобой малышу — вдруг это твой внук.
Рената Роз «Дверь» (4,5)
Тема германского нацизма и всего того, что было содеяно этими сверхнечеловеками, жива и по прошествии более трёх четвертей столетия, и, вероятно, долго ещё будет жить в памяти и в сердцах людей (причём не только в еврейском народе, что важно). При этом с огорчением следует признать, что сама идеология фашизма и нацизма уничтожена не была и что они живы и поныне. А значит, и вполне реальна опасность повторения того, что было. И потому нельзя забывать самим и обязательно нужно передавать и дальше и память, и отношение к содеянному. И потому нужны и вот такие рассказы, в которых фантастики — полтора шекеля, а всё остальное — реальность!
Александр Лебедев «Маленький Арье и его ангел-хранитель» (5)
Да уж. Жизнеутверждающий рассказ. Для впечатлительный натур противопоказан. В силу некоторого натурализма. Автор сумел поставить перед своим ГГ такую дилемму выбора, из которой трудно выйти победителем, такой силы соблазн, перед которым трудно устоять. Но, если следовать постулату, что ничто не совершается не воле Его, то получается, что дилемму создал Он, а не демон. А?
Михаил Горелик «Периодическая функция» (4,5)
Когда я читаю такого рода книги, то вместе с целым букетом всяких прочих эмоций и чувств испытываю ещё и радость. Оттого, что раз и сейчас есть люди, поднимающие эту непростую горькую тему, то значит сохранилась Память о прожитом, пережитом и недожитом. И хотя мы примирились с немцами как с народом, однако с фашизмом и со всем тем, что он несёт, примирения не состоялось (хотя на голосовании в Генассамблее ООН США и Украина голосовали против по теме запрета героизации нацизма, т. е. всякие извра ещё возможны, ведь в одной страННе именем Гитлера уже школы стали называть). Что ж, будем надеяться и верить, что фашизм не пройдёт!
Майк Гелприн, Светлана Ос «Медный грош» (5)
В принципе, по отношению к этому рассказу верно всё то, что уже написано выше по отношению к двум предыдущим на схожую тематику. Только здесь авторский дуэт до предела обостряет драму жизни и ставит необычную завершающую точку.
Женя Крич «Когда нечем крыть» (4,5)
«Если он меня прикончит матом, то я его через бедро захватом. Или ход конём по голове» (В. Высоцкий)
О силе сказанного слова, и тем более и мощи осмысленно произнесённого проклятия. Ведь не зря говорят, что врагов своих надо прощать — и им легче, да и тебе самому не придётся «кормить» дополнительного нахлебника.
Тимур Максютов «Сорок с гектара» (4,5)
Есть дела земные, а есть горние, и желательно их не смешивать. Как говорится, богу богово, а йогу йогово, кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Иначе ничего кроме «Брюса всемогущего» не получается, т. е. сплошные клоунада и цирк с конями, да и то если это по мягкому варианту, а то ведь и как у Дяченок в их «Медном короле» может быть. И нельзя предавать, в первую очередь себя самого, но и всех остальных тоже. Но всё это красиво звучит в виде лозунга, призыва и моральной сентенции. А вот когда жизнь ставит перед такого рода выбором и соблазном, то всё бывает по-разному.
Ольга Булгакова, Максим Сорин «На реках заполярных» (5,5 — из пяти)
А рассказ-то и не еврейский и не иудаистский. Он всеединый — для любого народа и для любой религии/веры пригоден. Ведь Он — един, а как мы его тут на земле называем на разных языках разными именами да какими разными обрядами оформляем свои к Нему обращения — это уже нашего, человековское. Стены религий разделяют людей, но не достигают Небес (кто-то умный сказал). А для истинной Веры ничего другого и не нужно. А обряды — это ведь только технология, психотехники для приведения человека в состояние изменённого сознания...
Елена Щетинина, Майк Гелприн «Борт Нью-Йорк – Тель-Авив» (5,5 из пяти)
Да уж. Это было жёстко. Нет, не так — ЖОСТКО! Колюче и шершаво. Как грубый наждак или кухонная тёрка. Отлично скомпонованный боевик со вставными историями жизней разных людей, с короткими и точными психологическими портретами героев и персонажей. С переменой ролей и с перемещением локуса авторского и читательского внимания от одного к другому. Со многими интригами и малопредсказуемым финалом. Круто! А ещё из этого можно было бы сделать классный киноблокбастер.
Йоэль Матвеев «На реках вавилонских» (4)
Э… Смешались в кучу кони и люди, времена и события, причинно-следственные связи, разорвалась времён связующая нить. Сюжетно-событийная лента Мёбиуса, сон про сон во сне обо сне чьего-то сна о… Но занятно.
Эльдар Сафин «Ызя» (4,5)
ИскИны, искины, искины… Видимо давно наш брат человек устал, что постоянно тормошит и теребит тему искусственного интеллекта и представления о том, как мы все шикарно заживём, когда эти улыбчивые надёжные ребята придут и встанут у штурвала. Правда, на самом деле может быть всякое, там ведь наряду с нашей логикой ещё и что-то своё наверняка появится. Как это было у лемовского Сэтавра. Как это произошло с сафинским Ызей. А вот Сергей Снегов в одной из своих книг ненавязчиво предлагал поставить памятник Корове — кормилице человечества. Так может когда-нибудь и ИИ воздвигнем памятник, монумент, мемориал, обелиск и чего там ещё можно воздвигать.
Хелен Лимонова «Бабушка и программисты» (5)
Отлично написанная великолепная история. И правда, уже ранние АБС уже описывали «умные» дома, выращиваемые из яйца, ну и т. д. Но это уже в, так сказать, готовом варианте. А вот дом на стадии отладки и «ходовых» испытаний — это было интересно. И к тому же ещё и весело. Ну, а про вторые смысловые и этические планы и упоминать не буду — интрига!
Ирина Лазаренко «Что вы знаете о еврейской кухне?» (5,5 из пяти)
Ай, да Ирина! Ай, да Лазаренко! Столько всяких смысловых и эмоционально значимых ингредиентов намешала в этом рассказе, что и правда получился великолепный вкуснющий литературный штрудель.
А как точно Ирина описала вот это чувство голода по тем детским ощущениям и восприятиям, которое порой с нестерпимой силой охватывает нас и гонит в те места, где мы однажды были счастливы… Так и рванул бы (уже во время чтения рассказа) в места своего сибирского детства, туда, где становился собой, где, кажется, и сейчас вспомнишь и даже найдёшь всё то, что было там и тогда — те же громадные муравейники и тех же самых рыжих муравьёв, с которыми ты порой не на шутку воевал (не разрушая однако их муравьиные города), ту же самую крапиву в полтора твоего роста, которую ты нещадно рубил деревянной саблей и которая в отместку шпарила тебя по цыпкастым рукам и ссаднённым ногам. Ту же самую дощатую танцплощадку, где иногда играл духовой военный оркестр и куда бегали твои молодые родители покружиться в вальсе. И ту же речку Моховую с ледяной ключевой водой, в которой и купаться-то было невозможно, а можно было перенырнуть 5-6 метровую полосу ледяной влаги вдоль дна от берега до берега и потом лежать на прокалённом песке откоса ж/д насыпи, согреваясь для нового нырка. И эти громадные сибирские сугробы, и… ЭХ! Огромное спасибо за рассказ!
Павел Амнуэль «Последний» (4)
А вот это хотя и не совсем новая тема, но с новым оригинальным разворотом. Только вот в свете последних ковидных событий всё чаще мне вспоминаются строчки Шефнера:
Бог ракеты «небо-земля»
На искомый квадрат навёл.
Бог на красные кнопки жмёт —
Пламя райские рощи жнёт.
Бог на пульте включил реле —
Больше рая нет на земле.
Владимир Венгловский «Кровомститель» (4)
Интересный фантдоп. Занятный мир, миры, устройство социума, обозначенные набросками и разрозненными мазками. И приключенческая составляющая привлекательная и развлекательная. Правда особых эмоций не было, но ведь не всегда же и бывает.
Игорь Ревва «Мы – хозяева!» (4)
Наверное, такой рассказ только и мог появиться под шестиконечной звездой Давида, т. е. именно в этом сборнике. Просто потому, что еврейский народ в течение очень долгого времени был лишён своей государственности, и хотя понятие своей родной земли и было, но самой такой родной земли с соответствующим статусом не было. Да и вся новейшая история Израиля во многом и состоит из борьбы за свою землю.
Как общий итог: это точно было интересно и это точно не было скучно. Иногда это было весело, довольно часто это заставляло сильно биться сердце, порой это задавало работу уму и заставляло задумываться по той или иной теме. В общем, всем авторам громадное спасибо за доставленное удовольствие! Вы крепко помогаете нам, читателям, жить в радости и в полноте ощущения жизни!