Максим Кабир «Мухи»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Зомби-хоррор | Современный психологический хоррор | Готика ) | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Этот старый дом, построенный в голом поле, давным-давно оброс мрачными слухами и легендами... Саша и ее мама вынуждены поселиться здесь, и для них это место — шанс начать все с чистого листа. Но когда под старыми обоями обнажаются зловещие рисунки, созданные безумным художником, когда наступает ночь и тени мертвых выползают из углов — легенды воплощаются в реальность.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 186
Активный словарный запас: невероятно высокий (3890 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2021 // Лучшее издание для детей/подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vic_T, 25 июня 2021 г.
Типичное для Кабира произведение крупной формы с вполне занятной и зловещей фабулой, но исключительно слабой технической реализацией.
В какие-то моменты автор и вовсе самым бессовестным образом начинает играть на стороне подросткового любовного романа, впрочем делая это довольно топорно — громоздя клише и ими же погоняя («она мечтала о его сильных мускулистых руках», «попа как орех» и т.д.). Апофеозом становится совершенно ненужная и никак не связанная с общим сюжетом сцена на пляже: быдловатые хулиганы пристают к парочке, однако студент-историк спасает девушку от изнасилования «дав по мордасам» (словами той самой девушки).
Бытовые детали заставляют улыбнуться: главная героиня драит ванную... нет, даже не Comet'ом, а содой, но при этом девочка из маленького городка, затерянного в приволжских степях, скитающаяся c матерью по общежитиям, предпочитает носить Converse, а не кеды из H&M. Про вызов домой мастера для установки «модема» (в 2017 году) я не очень понял.
Непосредственно — сюжет. Вроде бы и висят ружья, да не выстреливают... Почему художник вроде бы что-то пытается подсказать героине? Отчего не помог ритуал священника? Как получилось так, что старик-историк, собиравший информацию и писавший статьи о доме, ни о чем не догадывался? Ну и в, конце-концов, как занесло финикийское божество в степи Приволжья, и чем же закончилась вся эта весьма небанальная история? Можно даже поверить в подростковую «любовь с первого взгляда», но вот почему подростки в любой ситуации изъясняются в странноватой, благообразной и немного театрализованной манере?
Извиняют автора, пожалуй, две вещи: история дома сама по себе недурна, а книжечка автором была написана всего за полтора месяца (о чем он честно предупреждает благодарных читателей — только почему-то в конце), однако сильно подвела реализация — крепкие, заслуженные пять баллов из десяти.
P.S. Еще +0,1 бала за вскользь упомянутое в положительном ключе творчество Duran Duran
URRRiy, 26 июля 2021 г.
Произведение хорошего качества, с загадкой «старого замка», преобразованного советской властью в многоквартирный дом, привидениями, отнюдь и вовсе не безобидными, почитателями мракобесия, историческими вкладками и нравами современной молодежи.
Тем, кто ищет гарантированно интересного развлекательного чтения, книга вполне подойдёт. Ценители прекрасного в смысле — ужасного, найдут немало поводов «докопаться до небес», как в плане вторичности, так и нелогичности. Оставляя разного рода, цвета и размера, вторичность и отсутствие логики в поведении персонажей, отмечу личное впечатление. Что доставило сомнение — недокрученность судьбы героев пролога, избыточность «ревела буря, гром гремел, во мраке молнии сверкали» финального эпизода, и основное — откровенная незавершенность основой темы — пары главных героев, то есть автор похоже оставил толстый задел для второй серии, вероятно «Пауки».
В результате ощущение недоделанности.
Тем не менее, читать, пусть и с определенными сомнениями, было несложно, интерес в основном поддерживался, то есть, для отвлечения сознания от текущей повседневности эта вещь вполне подходит.
Wolf94, 22 июня 2021 г.
Квартира наполнилась тенями. Тени взгромоздились на кухонные ящики. Спрятались за вешалку. Целым семейством оккупировали чулан.
Не успела я закрыть «Голоса из подвала» , как тут же взялась за новинку серии Horror Zone. Это было на столько увлекательно, что не успокоилась, пока не перевернула последнюю страницу! Абсолютно не не строя догадок о сюжете, даже умышленно не стала читать аннотацию, я вошла в Дом и получила невероятно крутую историю!
Этот старый дом, построенный в голом поле, давным-давно оброс мрачными слухами и легендами... Перед нами показан фрагмент прошлого, октябрьская революция, когда дом спрятал беглецов в своей темной утробе. Такое мистическое нагнетание только усиливает интерес и ты уже ждешь не дождёшься, что там будет дальше)
Наши дни. Саша и ее мама вынуждены поселиться здесь, и для них это место — шанс начать все с чистого листа. И казалось бы — действительно все стало налаживаться, но ночные кошмары не дают покоя, да еще и ремонт открыл под старыми обоями обнаружили зловещие рисунки, созданные безумным художником. Истории накладываются одна на другую, все крепче привязывая тебя к дому...
Я получила такое несказанное удовольствие от книги, что словами не выразить! Только одно хочется сказать — ВОСТОРГ! А концовка, так вообще заставляет отвиснуть челюсть и ты такая — Какого лешего? Это очешуительно!!! Так что пора доставать из закрамов другой роман Кабира «Скелеты» и вновь погрузиться в прекрасное творчество автора)
Определенно «Мухи» заслуживают широкой огласки. Здесь все на высот: история дома, не напрягающие главные герои, а главное — мистическая начинка романа! Так что — не сомневайтесь, книга действительно достойная, а еще радует, что в параллель с новинками ССК стали выходить и аудокниги — это прям отдельное спасибо))
sergej210477, 12 ноября 2021 г.
Классический подростковый хоррор.
Про приключения подростков, и, ориентированный, в основном, на подростков. (Правда, в книге много довольно откровенных эротических моментов. С одной стороны, можно поставить рейтинг «18+», с другой, современную молодежь таким не удивишь, а пикантные моменты написаны изящно, не грязно.)
Незамысловатая классика хоррора, такая, как фильмы ужасов 80х годов — шаблонная, предсказуемая. Но, увлекательная и динамичная. Да, опять проклятый дом. Эталонный для жанра сюжет. Опять, герои, добровольно и глупо лезущие в самое пекло. Будет и свой профессор Ван Хельсинг. И, весь набор типичных приемов, героев. Любителям такого рода книг и фильмов этот роман понравится. Мне — понравился. Просто, но, захватывает. ( Хотя, почему «просто»? Роман, получился бы, совсем простым, если герои действовали, как раз, продуманно, логично и по-взрослому. Ну не бывает «стопроцентного» реализма в жанре мистики и хоррора! )
Поэтому, по-моему, получилось очень неплохо.
— хорошо прописанные главные герои. (Да, очень шаблонные и стандартные, но, живые и яркие ( до поры, до времени)
— отличный саспенс.
— атмосфера российской глубинки.
— интригующее начало и удачный, на мой взгляд, финал.
— хоррор-моменты удались.
Ничего особо оригинального, глубокого, психологически сложного от этой книги ждать не нужно.
А вот отлично скоротать пару вечеров этот роман поможет. Читается книга легко и быстро. Бросить ее на середине и заскучать, вряд ли, получится.
Towerdevil, 13 ноября 2022 г.
Ну что, ласковые мои мышатки, вот и дожил паблик до рецензии на второй (прочитанный мной) роман великого и ужасного Максима Ахмадовича.
Честно скажу, его «Скелеты» вызвали у меня ярчайшую гамму впечатлений. Да, в том романе чувствовалось желание автора максимально отдаться бумаге, запечатлеть на ней все идеи, все грязные тайны, все болезненные воспоминания. Временами роман даже казался чем-то интимным, словно я заглядываю автору в какие-то отверстия... Энивей. С тех пор Кабир выиграл пару Чертовых Дюжин, с пяток раз прошел в ССК, опубликовал пару десятков (или сотен) рассказов, выпустил авторский сборник, пару романов, заматерел и, возможно, даже, зачерствел. Где-то за четыре года до всех этих событий Максим написал «Мух».
Об этом романе он говорил на своей странице ажно в мае 2017 года, и говорил следующее:
«итак, «мухи» — моё посвящение викторианским ужасам. наверное, самый страшный мой текст — постоянно испытывал дискомфорт, находясь в квартире один. это оммаж готической прозе плюс насилие в самом изощрённом виде и секс. до чёрта секса.»
«результатом пока что я доволен. кажется, это самый страшный текст из всех, что я придумывал. по крайней мере, мне впервые неуютно засыпать в пустой квартире.»
Ну вы же понимаете, что я никак не мог пройти мимо?
Итак, давайте о сюжете:
Девочка (или девушка — 17 лет, это кто?) по имени Саша переезжает с мамой в старый дом на окраине небольшого городка. Вы же понимаете, я могу не продолжать. Конечно же, дом не просто с историей — он набит дерьмом по самую крышу, а на дерьмо, как известно, слетаются мухи...
Сразу стоит оговориться — перед нами не попытка покорить какие-то неведомые горизонты хоррора, не жанровый эксперимент, не потуга «перещеголять» оригинальностью сюжета. ЗАДАННАЯ цель произведения — переосмысление классического готического хоррора в постсоветстких декорациях. Удалось ли это Максу? Давайте разберем.
Во-первых, пожалуй, стоит начать с главной героини. Это очень странное ощущение — легкая влюбленность в девочку, придуманную взрослым татуированным и бородатым мужиком. Но если захотите ее испытать — вам сюда. Главная героиня у Максима получилась максимально живой и фактурной. Тут вам и пiдростковые страдания-метания по поводу и без, первые влюбленности, первые ошибки — из всех этих скрупулезно подобранных кирпичиков складывается не персонаж, нет — личность. И у этой личности есть свои цели, желания, стремления, внутренняя логика. Можно даже сказать — независимость от авторской режиссуры. И единственный вопрос, который у меня вызывает личность Саши — Макс, почему ты так хорошо разбираешься в психологии девочек-подростков?
Впрочем, персонажи у Кабира редко болтаются подобно говну в проруби — у каждого из них есть своя роль, свое место, а на худой конец — своя функция. Что мне нравится в его подходе — это минимализм и завершенность. Вряд ли вам в этом произведении попадется персонаж, чья арка не будет завершена подобающе.
Во-вторых, как всегда, сильное место Максима — это фантастическое допущение. Как бы оно ни было реализовано, чаще всего пугает оно самой собственной идеей. В этот раз Кабир мастерски переплел древнеславянскую мифологию, верования античных шумеров и салонные игры восемнадцатого века. Смесь получилась... жужжащей. Не отмахнешься. Мысль о том, ЧТО же затаилось в стенах этого дома, ЧТО же в нем поселила компашка дьяволопоклонников еще нескоро улетит из вышей головы, будет долго биться о стенки черепа. Тот случай, когда игра в тончайшую эклектику создает совершенно новую, уже авторскую концепцию, которую более не присвоишь ни финикийцам, ни ассирийцам, ни славянам — все это теперь только Кабир.
Рассуждая о литературном произведении, мы не можем обойти стороной такую тему как язык. И язык у Макса, как всегда, безупречен. Оно и неудивительно — человек с таким стажем и талантом плохо писать уже, пожалуй, и не умеет. Впрочем, определенные изменения были мной все же замечены — язык стал более сдержанным. Стало меньше неожиданных смыслов, вывернутых наизнанку метафор. Стало меньше поэзии. Впрочем, это, скорее, плюс, так как в свою очередь лишь увеличивает «входящую» силу текста.
В этой бочке елейнейшего меда с моей стороны, разумеется, нашлось место и для ложки дегтя. Их будет несколько.
Первая — это то, что в определенный момент Максим волевым авторским решением отсекает некоторое количество сквозных метафор и сюжетных элементов, будто бы причисляя их к категории «незначительных». В мрачное ничто кануло огромное количество ложных рычажков, за которые, казалось бы, потяни — и польется на тебя сюжет как из рога изобилия. Но... Хотя, может быть, персонажам просто не удалось найти ответы на некоторые вопросы.
Вторая — это, конечно же, определенная шаблонность сюжета. Впрочем, это нельзя отнести к минусам. Как я уже и говорил — целью произведения являлось переосмысление жанра классических готических историй. И здесь, манипулируя пыльными и застарелыми клише в новых декорациях, Максим справился на отлично. История живет, здесь и сейчас, по сей день. Работает во все стороны, будто и не прошло двести с лишним лет с момента изобретения жанра. Просто теперь он стал жестче, грязнее, сильнее, точно полежавший как следует мертвец. Он преисполнился могильными миазмами, извалялся в сырой земле, зазнакомился в аду со всеми уважаемыми демонами и хтоническими тварями, а теперь вновь вылез на свет — добывать из нас кирпичи.
Третья — к сожалению, тут словами не опишешь. Кабир бы, наверное, мог, но... Ладно, я попробую. Смотрите. Пока я читал «Скелетов», у меня было ощущение, что там, за последней страницей с благодарностями, за форзацем, за обложкой Максим утаил какой-то ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ ужас, а в самом романе нам доступно наблюдать лишь его полуостывшие следы. Когда же я дочитал «Мух»... Я понял, что ужас остался там, в плену захлопнутых страниц (вернее, свернутого приложения). Он весь застыл на страницах , от и до, сплюснутый в буквы и слова и оттого нестрашный после прочтения. Наверное, это плюс — разве должна книга выблевывать ужас в наши мысли ПОСЛЕ прочтения? Наверное, нет.
И четвертая... Здесь у нас чистая вкусовщина. Так уж случилось, что в пределах романа «Мухи» Максим позволяет иномирной хтони и нашим персонажам взаимообщаться исключительно при помощи снов (по крайней мере, в первых двух третях романа). Таким образом, история ужаса вроде бы и рассказывает себя, однако же, отрезает персонажам необходимость заниматься какой-либо детективной деятельностью, предоставляет им нужную информацию по мере «прохождения» сюжета, но, что важнее всего... ставит происходящее под сомнение В ЦЕЛОМ. Мали ли, что там приснилось юной студентке в сложный период ее жизни в старом доме с историей?
Несмотря на четыре вышеперечисленные ложки дегтя, мы имеем целую бочку меда. И мед в ней покрыт мухами чуть более, чем полностью.
Я рекомендукю «Мухи» всем любителям хоррора безоговорочно. Во-первых, это ТА САМАЯ история, которую вы все хотели бы услышать на ночь глядя — страшная, яркая, про нас с вами и про тебя со мной. Во-вторых, чтиво это настолько увлекательное, что я читал его урывками меж магазинных полок, на работе, на унитазе, пока грузится игрушка, пока греется кофемашина, то есть, В ЛЮБОЙ УДОБНЫЙ И НЕУДОБНЫЙ момент. И я не мог оторваться, пока не прочел ее целиком. В-третьих, это целое лето, которое вам предстоит пережить вместе с персонажами. Да, лето жуткое, кровавое, болезненное и страшное, то самое, которое «любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да МУХИ». А, поверьте мне, лета много не бывает. Особенно, когда тебе семнадцать и вы со своей первой любовью едете на великах купаться в заброшенный яхт-клуб. В карманах у вас сныканная от мамы пачка сигарет и упаковка презервативов на всякий случай. А там, за спиной растет непостижимая громада полого изнутри дома, набитого мрачными тайнами, будто улей. Улей, полный мух и мушиного же меда, который вам предстоит испить полной чашей. А вы будете плеваться, рыдать от счастья, содрогаться в желудочных спазмах и просить еще. Да, такой он, наш Кабир.
navin, 7 января 2022 г.
Отрадно, что потихоньку на просторах нашей страны обживается, дачный (Бобылёва), деревенский или провинциальный хоррор. И одновременно печалит некоторая похожесть писательских методов, работающих в нём. Мне кажется требовать от жанра, каких то прямо леденящих душу ужасов не стоит, здесь важен упор на стилизацию, уютность, ностальгию и как ни банально интересный сюжет. Всё это в той или иной степени присутствует в данном романе Кабира, но к сожалению самый большой минус это стиль и диалоги. Ну не разговаривают так подростки, ни в 90-е, ни в 00-е, никто так не говорил и не говорит; весь сленг, словечки, построенные фразы кажутся надуманными и банальными одновременно. Если отбросить это и некоторые не выстрелившие ружья, роман вполне подойдет, чтобы скоротать теплый летний вечер на даче. Оценка: 7+
Buhrun, 17 июля 2021 г.
В битве литературы и жанра, чаще всего побеждает жанр.
Я очень ценю Кабира, как рассказчика. Он — серьезный мастер малой прозы.
Особенно мне импонируют его эксперименты, а на них он сильнее горазд в малой форме.
«Мухи» тоже производят впечатление чего-то свежего и сильного.
Поначалу.
Их не портит ни типовая постсоветская реальность — это дань жанру.
Ни не менее классические развороты сюжета — черты жанра.
Ни герои — плоть от плоти набивные манекены тру хоррора (хотя я ждал, реально надеялся и верил, что внук и дед — тоже креатуры или хотя бы слуги).
Ни историческая проработка — эрудиция Кабира, как обычно, на высоте, а уж все эти термины, от архитектурных особенностей дома до церковно-славянских ритуалов.
«Мухи» — именно то, чем кажутся: крепкий и умелый ужастик.
И я (большой фанат и поклонник жанра) страдаю от двух вещей:
Я ничему не удивляюсь (а зачин и имя Кабира как бы обещают вотэтоповороты), хотя история и антураж мне нравятся.
Жанр пожирает сам себя (финальная треть романа двигается по настолько устоявшимся рельсам, что аааааа).
Итого:
Надежный, как подростковый стояк, хоррор на материале родной культуры.
Ясный и легкий стиль, прочел мгновенно.
Классная идея.
Сильные эпизоды.
Чуть более, чем хотелось бы, шаблонное завершение всего.
Несомненно, буду рекомендовать любителям ужасного.
Nexus, 2 июня 2023 г.
После прочтения романов Максима Кабира «Скелеты» и «Клювы» все мои сомнения в отношении таланта этого писателя развеялись без остатка, а посему я решил продолжить знакомство с его творчеством, взявшись за книгу с интригующим названием «Мухи».
Роман рассказывает о девушке по имени Саша, только что закончившей школу и из-за череды жизненных неурядиц вынужденной вместе с мамой переехать в новую квартиру в старинном особняке, расположенном на городских задворках, ведь это единственная жилплощадь, которую семья смогла себе позволить на скромные сбережения.
Приведя комнаты в порядок и избавившись от витавшего в них духа прежней хозяйки, Алексины понимают, что не все так уж плохо и со временем они обретут здесь счастье, которое до сих пор обходило их стороной. Однако они не подозревают, что бывшая резиденция промышленника Якова Махонина, построенная в сельской глуши на закате девятнадцатого века, скрывает множество мрачных секретов, готовых вот-вот вырваться наружу. И что пощады от жутких порождений тьмы не будет никому...
Было бы глупо утверждать, что Кабир придумал какой-то дюже оригинальный текст и, дескать, до него подобных произведений о плохих домах не существовало. Но вот то, что Максим очень грамотно объединил всем известные хоррор-штампы, приправив их для остроты щепоткой собственных креативных находок — это факт. В итоге у него вышел весьма стройный и напряженный сюжет, на который не жалко потратить несколько свободных вечеров.
А самое главное, что роман Кабира действительно пугает! Ну ладно, может не до дрожи в коленках и обильного потоотделения, но во всяком случае книга способна вызвать волну мурашек по коже. И что примечательно, для этого автору не понадобились какие-то излишне подробные описания или продолжительное нагнетание страшной атмосферы. Совсем наоборот! Всего две-три лаконичные, как бы мимоходом оброненные, фразы и ты сразу же начинаешь чувствовать себя неуютно, параллельно осознавая, что тебе крайне не хотелось бы встретиться с подобными кошмарами в реальности.
Ну и отдельный респект Максиму за по-настоящему депрессивный финал, который выгодно выделяется на фоне стандартных голливудских концовок. Я не к тому, что смерть приличного числа основных героев — это, мол, здорово и радостно. Но такой исход сделал повествование более правдоподобным, а значит и эмоционально более сильным.
Пожалуй, на этом я и остановлюсь, дабы не наговорить лишнего. «Мухи» получились достаточно умеренной по объему книгой, поэтому оперативно узнать ее тайны не составит огромного труда. Но поверьте, история, изложенная в романе, не отпустит вас еще очень долго.
magistr201, 15 июня 2022 г.
Начну с того, что (на мой взгляд) это не ужасы, а мистика. Читается легко, сюжет линейный, без масштабных флешбеков и (почти) без отступлений.
Завязка традиционна: переезд в «нехороший» дом. Действие развивается от лица девушки по имени Саша (за редким исключением). Мы видим её знакомство с парнем, и постепенное раскрытие жутких тайн дома.
Главы в книге небольшие и примерно одинаковые по размеру, что упрощает чтение (можно проглотить главу, другую в обеденный перерыв).
Ближе к финалу градус жести повышается, но в целом Мухи — мистика о подростках.
По прочтении остаются вопросы.
Любопытен культ заложных покойников. Ещё в романе имеются отсылки к другим произведениям автора. Мухи — не самая мрачная история Кабира, но это её отнюдь не портит.
DKart, 16 февраля 2022 г.
Очень круто! Я остался доволен после прочтения как никогда. Найти что-то качественное среди хоррор-произведений становится все труднее.
К русскоязычным авторам у меня сильно предвзятое отношение. Уж много халтурят наши авторы, выдают боевики конца 80-х в голливудском стиле. Но Кабир с «Мухами» впечатляет.
Читается легко, хотя написано хорошим литературным языком.
Герои «живые», поступкам, мотивам, желаниям веришь, нет ощущения неправдоподобности.
Сюжет прекрасен — немного фольклора и чуть-чуть домыслов.
ИМХО, твердая 10 из 10.