Ксавье де Монтепен «Разносчица хлеба»
Несчастья преследуют красивую молодую вдову Жанну Фортье и словно испытывают ее на прочность. Сначала на производстве погиб ее муж Пьер, оставив ее одну с двумя маленькими детьми — сынишкой Жоржем и дочуркой Люси — на руках. А теперь она вынуждена терпеть ухаживания Жака Гаро, неравнодушного к ней старшего мастера на фабрике Жюля Лабру.
В пылу страсти он просит Жанну бежать с ним в Америку, но вдова в очередной раз отказывает ему и тем самым подписывает себе приговор.
Жанну осуждают за тройное преступление – убийство, кражу и поджог, и приговаривают к пожизненному заключению.
Потерявшая рассудок вдова двадцать лет будет ждать встречи с настоящим преступником, чтобы обелить свое имя и найти Жоржа и Люси.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 9 октября 2020 г.
«Внезапно в кабинете распахнулась одна из дверей; из кладовой, где, как полагал Жак Гаро, лежал хладный труп, смертельно-бледная, с багровыми, словно, потёки крови, пятнами на шее вышла Жанна Фортье и заявила: «- Пусть этот человек сознается ещё и в том, что только что пытался задушить меня собственными руками!»
Если вы берете в руки старинное сочинение «маркиза» Монтепена (да-да, пусть он на самом деле и не маркиз вовсе, но так, право, как-то привычнее) и читаете, что негодяй-поджигатель, взяв чужое имя, удирает в Америку — будьте уверены, на пароходе он непременно столкнется с родственником того человека, чье имя было им вероломно присвоено. Или годы спустя дочери подлеца из всех молодых людей Франции по иронии судьбы достанется в женихи сын женщины, которую её отец обманом подставил и пытался обесчестить... А в центре всего действа- неубиваемая «черная вдова» — Разносчица хлеба, пережившая три покушения на себя (включая падение на голову строительной люльки), расставание с детьми, девятилетнее сумасшествие и побег из тюрьмы...
Чтение огромного 2-х томного романа «Разносчица хлеба» (надеюсь, крикливое переводное альтернативное название из 90-х «Лучше умереть!» вверху настоящей страницы составители библиографии Монтепена со временем заменят) растянулось у меня на добрый месяц с перерывами. Если первый том показался каким-то душевным, мелодичным и в чем-то увлекательным, то окончание сей саги способно вызвать разве что тоскливое ощущение затянувшейся слащавой «мыльной оперы». И дело тут даже не в нелепом « ликере правды», случайно выпитым кем-то из отрицательно настроенных персонажей, а в конечном понимании того, что главный злодей Поль Арман в итоге прожил более счастливые последние четверть века, чем все его оппоненты. А что в итоге останется беззубой Жанне Фортье, достигшей покоя и справедливости на самом закате своего жизненного пути?...
Отмечу, что в «Разносчице» Монтепен легко играючи срежиссировал один из самых ярких приемов детективной литературы будущего XX века- инсценировку злоумышленником собственной гибели. Спустя почти семьдесят лет японский писатель Сейши Ёкомидзо выведет постулат о том, что если на месте преступления найден обезображенный труп, то скорее всего убийца решил «поменяться местами с погибшим». У Монтепена , правда, эта схема работает чуть по-другому — но факт, что французский автор воспользовался данным приемом за десятки лет до наступления так называемого «золотого века» детектива..
И ещё. Великий граф Монте-Кристо изрёк когда-то, что «грехи отцов падают на детей до третьего и четвертого колена.» Увы, автор слепо действует согласно данному утверждению. Теплилась, конечно, вялая надежда, что Монтепен пощадит девочку (имя её называть не буду, вдруг кто прочитает), но ...не судьба.
По итогу — на мой взгляд, совсем не лучшее произведение «маркиза». Однако, будем надеяться, что издатели ещё не раз обратятся к многогранному наследию Ксавье де Монтепена, стряхнув пыль с забытых рукописей этого дивного автора.
Konbook, 20 июля 2020 г.
Несчастья преследуют красивую молодую вдову Жанну Фортье и словно испытывают ее на прочность. Сначала на производстве погиб ее муж Пьер, оставив ее одну с двумя маленькими детьми — сынишкой Жоржем и дочуркой Люси — и на руках. А теперь она вынуждена терпеть ухаживания Жака Гаро, неравнодушного к ней старшего мастера на фабрике Жюля Лабру.
В пылу страсти он просит Жанну бежать с ним в Америку, но вдова в очередной раз отказывает ему и тем самым подписывает себе приговор.
Жанну осуждают за тройное преступление и приговаривают к пожизненному заключению.
Потерявшая рассудок вдова двадцать лет будет ждать встречи с настоящим преступником, чтобы обелить своё имя и найти своих детей.
«Разносчица хлеба» — один из главных бестселлеров XIX века и одно самых популярных и известных произведений Ксавье де Монтепена, наряду со знаменитым «Фиакром №13». Трагическая и увлекательная история Жанны Фортье, написанная в лучших традициях жанра бульварного романа. Не читать ее среди представителей третьего класса считалось зазорным, зато критики книгу игнорировали и иначе, как «чтением для кухарок», не называли.
Динамичная, разножанровая история (мелодрама, производственный и криминальный роман; впрочем, как обычно и бывает в книгах Монтепена), живые персонажи – добрый и злые, благородные герои-антагонисты и хитроумный преступник, вокруг которого, что бы он не делал, неминуемо стягиваются сети, что в итоге приводит его к разоблачению – вот залог успеха произведений Ксавье де Монтепена и «Разносчицы хлеба», как одного из перлов замечательного французского романиста.
Роман, безусловно, понравился.
Достоинства:
- увлекательность;
- динамичность;
- простота изложения;
- множество интриг;
- криминальная составляющая;
Если бы Монтепен писал детективы в классическом понимании этого слова, то одна улика, которую автор сразу показал читателю (записка Жака Гаро к Жанне, спрятанная в картонной лошадке малыша Жоржа) и ее появление в финале романа было бы эффектным приемом, который бы расставил по местам все акценты и обличил преступника, без каких-либо дополнительных доказательств.
Недостатки:
- нет.
Бульварный роман на то и бульварный роман, чтобы выжимать слезы из читателей. Так что это скорее достоинство, чем недостаток.
Итог: 10 из 10.