Вадим Скумбриев «Когнитивная симфония»
Клэр — странный мир. Глаз бога тут наблюдает с небес за всем, что происходит на планете, а день и ночь длятся по сотне часов. Ровно в полдень начинается долгое затмение, да и само солнце тусклое и маленькое. Катер поисковой группы Андрея Комарова рухнул на эту землю и чудом остался цел, сохранив жизни экипажу. Если верить справочнику, жизни на Клэр нет и космонавты обречены.
Но что, если справочник ошибается?
Входит в:
— цикл «Когнитивные истории»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NataBold, 12 мая 2020 г.
Роман, в котором художественность отдана на откуп идее, и это не пошло ему на пользу. Книга очень четко и логично проводит основную мысль, подкрепляя ее новыми и новыми аргументами, но стиль изложения очень сух. В итоге автор больше рассказывает — подробно, убедительно и логически обосновано — но не показывает, так что у меня, как у читателя, не возникает ни эмоциональной привязки к тексту, ни особого доверия к происходящему. Головой я понимаю справедливость излагаемых идей, но проникнуться ими мне не удается. Я слишком хорошо вижу, как меня стараются убедить чисто логическими рассуждениями. Рассуждения справедливы, но слабо подкреплены самой сутью текста.
По идее — лежащей в самой основе сюжета — вся книга должна демонстрировать разницу между более-менее обычным человеком, пусть и генетически модифицированным, но еще не способным мыслить без когнитивных искажений, и теми, кто умеет «думать правильно», руководствуясь лишь логикой и целесообразностью и не принимая в расчет эмоциональные и даже физиологические факторы. И книга действительно начинается с такой сцены — самой сильной в романе — когда Рашель, руководствуясь здравым смыслом, принимает решение, способное спасти Андрея, главного героя романа. Чего-то подобного логично ожидать в кульминации, а если уж такая сцена дана с начала, то кульминация обязана быть еще более ударной. Подкреплять основную мысль еще сильнее.
Однако затем ничего подобного по силе воздействия уже нет, а герой, от лица которого и показывается, и объясняется все происходящее, попадает в ловушку идеи и перестает к финалу восприниматься как обычный человек. Фактически, в своем стремлении избавиться от когнитивных искажений и научиться думать правильно он для меня к финалу ничем не отличался от всех других нот, что по отдельности, что вместе взятых. Герой очень много думает и рассуждает в диалогах и внутренних монологах, но делает он это практически с первых же строк — и на самом деле это вполне укладывается в выбранный характер, космолетчик и должен руководствоваться разумом. Но в итоге нет ни внятной дуги характера, изменений в характере персонажа, неких точек невозврата, которыми он проходит от начала к концу. Ни наглядной демонстрации отличий, о которых так много говорится, но фактически ничего не показывается.
Герой вырос в семье и его вроде бы шокирует отсутствие института семьи там куда он попал, но, получив объяснение: как можно доверить воспитание ребенка не профессионалу — он едва ли не говорит, а, точно, ну, окей, и начисто забывает эту тему. Я понимаю, у себя дома он избегал женщин и не обзавелся детьми, но родители-то у него должны были быть? Тем не менее тут все остается стерильно и абстрактно, нет воспоминаний ни о матери, ни об отце, я — как читатель — имею нужный опыт, чтобы домыслить то, что требуется, но почему мне этого никак не показывают?
Далее, всеобщая серость и одинаковость, и лишь одна нота на кружке, как-то демонстрирующая индивидуальность. Герой, долженствующий демонстрировать собой инаковость, не имеет даже того. Бойцовый кот, попав в новую для себя, безликую обстановку, пытается как-то заточить ее под себя — он кладет на тумбочку автоматный патрон из кармана и портрет ее высочества с шеи ставит в рамку. Андрей? Целый день он сидит запертый у себя в квартире и не предпринимает вообще никаких попыток обжить ее. Он точно не ординатор?
Он заявляет, что привязался к Ре, как ни к какой другой женщине и любит ее, но читатель ничего не знает о его прошлых романах кроме того, что они были скоротечны. И в тексте, честно говоря, я не вижу особой привязанности. Она есть лишь на словах. Снова мне не с чем сравнивать, я не вижу наглядных изменений.
И эти несоответствия цепляются одно за другое, пока идея, изложенная в тексте — очень интересная, то, ради чего эту книгу безусловно стоит читать — не повисает для меня совершенно отдельно от происходящего и характеров. Автор сумел построить убедительную и интересную теорию, но не смог подкрепить ее текстом. Есть жители, которые страдают от скуки — но это все за кадром, рассказано, но не показано, есть неудачные жертвы эксперимента — та же проблема, рассказано и не показано.
В итоге роман начинает страдать от излишней рациональности. Он настолько продуман и подчинен идее, что ты заранее понимаешь последующие ходы, они логичны, и нет, Андрей не становится иррациональным, непрогнозируемым фактором. Он мало чем отличается от обитателей Клэр и точно так же предсказуем в рамках системы.