Максим Кабир «Океан»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Социальное | Лирическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В этом городе — странном, темном, мрачном — царит любовь и взаимопонимание; здесь целуются в три раза чаще, чем в городах, озаренных солнцем. В этом городе нельзя думать о совах. В этом городе люди счастливы. Или мертвы. Третьего не дано.
Входит в:
— журнал «DARKER № 4'20 (109)», 2020 г.
— антологию «Наваждение. Лучшая фантастика — 2022», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучший рассказ/повесть русскоязычного автора | |
номинант |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучший рассказ / повесть | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 29 марта 2021 г.
Тёмный жанр или иначе «wird fiction» многолик и разнообразен. Начни классифицировать иное произведение и не знаешь, к какому поджанру его отнести. «Океан» Максима Кабира относится именно к той категории, в которой сплелись все оттенки вирдовской литературы.
Хоррор ли это? Определённо — да. Описание мрачного инфернального городка, в котором живёт главный герой, насыщен страшными образами, как окружающей среды, так и самих жителей. Особенно можно выделить луну, которая похожа на гниющий зуб и под её светом по улицам города распространяется запах мертвечины.
А может быть это сюрреализм? И снова можно утверждать, что этот жанр подходит рассказу. Совершенно несовместимые вещи из повседневной жизни, автор увязывает в единое целое и гротескные словесные конструкции помогают читателю раскрепостить своё воображение, ощущая это невидимое воздействие магии слова.
Я, конечно, не литературный эксперт и не критик, но ведь, как я уже говорил, жанровую принадлежность в данном случае определить невозможно. Поэтому автор, на мой взгляд, поработал и в жанре реализма. Ведь любовь возможна даже в непроходимо ужасающих местах и при самых экстремальных условиях, потому что для человека, родившегося в разлагающемся городе из рассказа, всё описанное является привычным. А значит, жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Всё, как и в реальной жизни.
Manowar76, 28 апреля 2023 г.
Самая необычная, самая атмосферная вещь, что я читал у Кабира.
Не бытовой советско-российский хоррор, а жуткая притча-метафора о выморочном городе. Городе, где любовь — жизненно необходимая вещь, вроде скафандра в космосе, а слова «я не люблю тебя» практически равнозначны приговору.
Вещь, достойная жанровых наград. Выйди рассказ на Западе, он бы вошел во все антологии и забрал бы «Стокера» как минимум.
Но да, циников и людей со стабильной психикой, а также находящихся в зоне комфорта «Океан» может не вставить. Меня же рассказ просто потряс.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)
Классное завершение антологии «Наваждение».
Иван В, 17 марта 2023 г.
Буквы складываются в слова, слова образуют предложения. Ты вглядываешься в текст, в какой-то момент кажется, что уловил смысл, понял.... Но нет, это как песня на чужом далеком языке, чувствуешь только эмоцию, только ритм...
Рассказ написан очень и очень музыкально. Это признаю.
Но в части понимания — для меня он остался не понятным, не запоминающимся и в чем-то странным. Как бредовый сон во время болезни.
Ольгун4ик, 28 апреля 2020 г.
Описание города напомнило, как иногда говорят о Питере или о Лондоне. Хотя оба мегаполисы, так что не то. А здесь небольшой, тесный, каменный город, где мэр — каждые пять лет всего лишь новая кукла.
Когда дошло до описания классных комнат, где все дети старались быть ближе к друг другу, я подумала, что не такой уж это и страшный город. Вообще, настроение по мере чтения несколько раз менялось на противоположное. Весть о смерти, даже о хорошей смерти не может радовать, весть о встрече с девушкой, прекрасной и согласной — повод к свадьбе. Все как в реальности, все как в страшной сказке. Где девушка в красном купальнике — фантастика, где пепел, пытающийся уничтожить, или зовущий голос в трубах водопровода — действительность. Где есть океан. Только его никто и никогда не видел.
Здесь нет разводов, здесь нет не любимых.
И всё таки это рассказ не обреченный. Если знаешь, что среди страшных каменных стен играет джаз, и кто-то хранит твою фотографию, значит
Lilian, 30 мая 2021 г.
Жутковатый, немного сюрреалистичный город, живущий по своим законам. И его население, на собственном опыте познавшее силу любви.
Множество мелких деталей, рисующих темную, неприятную, но в чем-то обыденную атмосферу. Кукла вместо мэра, тени в школьных классах, голоса в стоках бассейна. Монстр, забирающий тех, кому не хватило любви. Жизнь по кругу, хотя иногда кому-то все же удается вырваться из родного города. Остальной мир вроде как существует, но его мало кто видел, и на привычную жизнь он почти не влияет.
Это история об одиноком мечтателе — что опасно в описываемом городе. О предательстве, хотя можно ли винить человека, поступившего в силу традиций и ради самосохранения. И о силе любви, даже если это всего лишь внимание другого человека, которому не всё равно.
Рассказ в равной мере жутковатый и оптимистичный. Ведь в изнанке города могут прятаться не только монстры.
mputnik, 11 октября 2022 г.
Какая-то более чем абстрактная меланхоличная зАумь.
ЛитТриада (Тема + Идея + Антураж) сего текста больше всего ассоциируется с дыркой от бублика: там, где у прочих текстов зиждется нечто, что автор, обычно, подспудно пытается окольными путями донести до потенциального читателя, тут — сплошная, незамутненный пустота.
Один сплошной Антураж. На фоне вялой, замшелой и заплесневелой Темы. Антураж заради Антуража. Риторический вопрос в сторону автора: «Неужели оно-таки стОило того?»
Zlata.24, 16 июля 2020 г.
Несмотря на всю мрачность рассказа, ощущается какое-то оптимистичное послевкусие. И внезапно озаряет, что сюжет не о жутком прогнившем городе, где даже луна
Нет, это история о любви и надежде. Пока хоть одному человеку ты небезразличен, ты не умрешь жуткой смертью. Конечно, никто не будет жить вечно, и в этом странном городе со временем тоже все умирают, но повезет, если «хорошей» смертью, от естественных причин...
Но больше всего мне понравилось описание процесса смены власти. Оно и понятно, при наличии такого «всевидящего ока» никакая власть не нужна, все и так будут стремиться жить в мире, любви и согласии.