Владимир Соллогуб «Тарантас. Путевые впечатления»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Два главных героя, помещики Казанской губернии, являют собой полную противоположность. Василий Иванович — человек практичный, хозяйственный, благополучный и уравновешенный. Иван Васильевич — оторван от реальной жизни, склонен к идеалистическим воззрениям и резким суждениям, а по завершении неудачливых скитаний по Европе находится в расстроенном финансовом положении.
Случайно встретившись в Москве, они отправляются домой в неказистом, но славном устойчивостью тарантасе Василия Ивановича. Иван Васильевич намерен изучать Россию и записывать наблюдения и впечатления в путевой дневник. Им предстоит знакомство с примечательными персоналиями из разных сословий — дворянами, купцами, чиновниками, мещанами, крестьянами.
Под конец повествования Иван Васильевич видит фантасмагорический сон, в котором кошмары причудливо сочетаются со сценами идиллической утопии.
Но так ли надежен оказывается русский тарантас?
В «Отечественных записках» за 1840 год (том XII, кн. 10, отд. III, стр. 231-255) впервые напечатаны главы «Встреча», «Отъезд», «Начало путевых впечатлений», «Чиновники», «Гостиница», «Цыгане», «Перстень».
Первое книжное издание повести вышло в 1845 году (СПб., Издание книгопродавца Андрея Иванова).
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Potomkowie Słońca», 1987 г.
- /языки:
- русский (8), польский (1)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Т. Госк (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Никтонигдеиниког, 9 января 2024 г.
«Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта»
Н.А. Бердяев
Вообще, тема пространственной организации бытия выступает одной из центральных тем мировой философии вообще, и русской в частности. Тема дорожного приключения весьма популярна и в литературе – читатели с удовольствием погружаются в мир путешественника, присоединяясь в своем воображении к дороге и таящимися на ней открытиям. Одна из этих дорожных историй – повесть «Тарантас» много обещает читателю, но дает гораздо меньше. На анонсированную «энциклопедию жизни русской глубинки» она, к сожалению, никак не тянет, заметки путешественников слишком поверхностны, нет здесь ни психологизма, ни хоть какой то историософии (это я вспоминаю «Русь тройку» из гораздо более значительного дорожного романа русской литературы). Нас ждут постоялые дворы, чай из самовара, матрасы с клопами, рассуждения главных героев о жизни в России, в которую крепко врос удачливый, хозяйственный купец Василий Иванович; и Европе, которой так восхищен образованный, возвышенный, но непрактичный Иван Васильевич. Какой то особенной оригинальности или хотя бы интересности в этих рассуждениях я не увидел. Немного добавляет в книгу колорит восточной Казани, улыбнуло жульничество местных торговцев, облапошивших наивного путешественника при покупке им стекляшек, выданных за жемчуг. Цыганский табор, опять же, был. И все равно не зацепило.
Несколько неожиданным оказался финал повести, создалось ощущение, что автору просто наскучило дорабатывать историю.
Подводя итог, все же посоветовал бы читателю, желающему ознакомиться с путевыми заметками этой эпохи, обратить свое внимание на дневники А.П. Чехова во время его поездки на Сахалин, или воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами В.И. Немировича-Данченко (про упоминавшийся ранее роман «Мертвые души» и говорить нечего). «Тарантас» оказался очень проходным произведением. К сожалению.
Шербетун, 20 мая 2016 г.
В повести ведется рассказ о поездке в старинном экипаже тарантасе (символе уходящей эпохи) из Москвы в Казань двух совершенно разных по характеру и мировоззрению помещиков – обедневшего, далекого от реальности мечтателя Ивана Васильевича и прагматичного хозяйственника Василия Ивановича. Казалось бы, сюжет банален и прост, однако описываются путевые впечатления настолько ярко и с юмором, настолько точны наблюдения рассказчика за окружающим миром, настолько искренни чувства героев, попадающих в обычные ситуации, что путешествие становится невероятно увлекательным.
Весь путь подобен витражу, состоящему из множества разноцветных стеклышек, которые тасует судьба и склеивает между собой посредством колоритных образов, порой карикатурных, становящихся приметами городов и весей, бытовых реалий; превращающихся в символы сословий (чиновничества, купечества, разночинства, дворянства, крестьян, служивых, ремесленников, цыган). Это не просто повесть – это энциклопедия нравов русской глубинки.