Михаил Щербатов «Путешествие в землю Офирскую г-на С... швецкаго дворянина»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Полярные регионы )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Автор — шведский дворянин — совершает путешествие в Землю Офирскую, находящуюся близ полюса антарктического, есть страна холодная и совсем сходственная на европейские северные страны. Но заслуживает она примечания — своим мудрым учреждённым правлением, в коем власть государственная соображается с пользою народною.
Утопический роман «Путешествие в землю Офирскую» — это обширное сочинение, рисующее неизвестную страну, название которой взято из Библии. Но, по сути дела, автор обращается к российской действительности и пытается нарисовать идеальный образ общественного правления. И хотя названия городов и областей носят экзотический характер, на самом деле они представляют собой изменённые разными способами ( с помощью анаграмм и т. п.) названия известных русских городов и губерний: например, столица Офирской земли город Квамо — это, очевидно, Москва, Облотская область — Тобольская губерния, Агиара — Архангельская и т. д.
В предисловии к роману Щербатов говорит, что имел целью описать страну, в которой «никто не бывал», или, «по крайней мере, о которой никто никакого не токмо описания, но ни даже упоминовения не учинил». При этом он отмечает, что его интересовали не описания природы, невиданных птиц или животных, а главным образом общественное и политическое устройство страны, так как здесь «власть государственная соображается с пользой народной», «ласкательство прогнано от царского двора и истина имеет к оному невозбранный ход», а «законы созданы общим народным согласием».
В романе Щербатов изложил основные принципы, по которым (по его мнению) следует жить государям. Среди них: 1. Строгость и власть делают рабов, а правосудие и милосердие привлекают сердца. 2. Не народ для царей, но цари для народа, ибо прежде, нежели были цари, был народ. 3. Похвала всегда портит государей, однако она нужна к побуждению их к добродетели… 8. Царь должен сам первый законам страны повиноваться, ибо по законам он и царь, а разрушая их власть, разрушает и почтение подданных к себе… 12. Добродетели царские суть как лучи солнечные — все оживляют, а пороки, яко зараза, истребляют все. Работа написана в 1783-1784 гг.
Входит в:
— сборник «Сочинения князя М.М. Щербатова: Т.1», 1896 г.
— антологию «Взгляд сквозь столетия», 1977 г.
— антологию «Русская литературная утопия», 1986 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
— сборник «Избранные труды», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 8 мая 2019 г.
Перед нами произведение о том каким должно быть государство, чтобы народу и правителям в нём жить было хорошо. Как же модно было тогда мечтать и выставлять свои мечты на всеобщее обозрение. А, ведь, если разобраться то с той поры ничего в жизни народа не изменилось, вот только мечтать перестали, как жить нужно. Теперь появились обещания кандидатов в президенты, которые мало чем отличаются от сих произведений. Вот изберете меня и я вам открою реки молочные с кисельными берегами... А, как только мы его изберем он себя боярами окружит, которые поют ему осанну, а нам сообщают, как мы уже пользуемся теми реками и купаемся в роскоши и демократии. Начитаешься таких романов, а потом глядишь в отступники запишут, сейчас зорко следят... Думай, прежде чем читать!