Север Гансовский «Доступное искусство»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На этом этапе человечество приобрело возможности почти неограниченные. Без всякого труда и за небольшое время можно вложить себе в голову любые знания, можно приобрести произведения искусства, которые будут не менее подлинными, чем сами подлинники. Можно материализовать любого гения и, к примеру, послушать «Лунную сонату» в исполнении самого Бетховена. Но суррогат, он и есть суррогат...
Входит в:
— цикл «Лех и Чисон»
— журнал «Искатель 1965'3», 1965 г.
— сборник «Три шага к опасности», 1969 г.
— антологию «Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest», 1979 г.
— сборник «День гнева», 2002 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
- /языки:
- русский (7), немецкий (3)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Х. Менке (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vgi, 7 февраля 2024 г.
Процесс чтение нескольких рассказов Гансовского подряд напоминает контрастный душ: не угадаешь, будет ли данный рассказ отличным или никуда не годным. Этот, по-моему, отличный. Он стилистически и, отчасти, тематически примыкает к любимой мною «Части этого мира» (и совершенно не похож на «Демона истории», который, по чисто формальному обстиоятельству — имени главного героя — отнесён классификатором к тому же циклу).
Тема искусственной гениальности, вероятно, сильно интересовала Гансовского — вспоминается его «Пробуждение», в котором посредственность временно превратилась в гения. Здесь же обыватели «воссоздают Бетховена», но единственное, что они могут спросить у великого немца — это «sprechen Sie Deutsch?» (отличная сцена!). Кстати, на похожую тему писала через десять лет Ольга Ларионова в своей «Картели» — только там любопытные потомки создали «цифрового Пушкина». И возможно, Ларионова этой своей повестью ответила на пафосный рассказ Юрия Соколова «Строка из стихотворения» — там тоже про воскрешение Пушкина.
Стронций 88, 25 января 2023 г.
Хороший рассказ. Хотя посыл его не нов.
lammik, 21 января 2019 г.
Чисон (видимо тот же, что и в «Демоне истории») со своим приятелем Лехом попадают на приём в дом Лин Лякомб. У приёма сразу два «гвоздя» — демонстрация картины Рембрандта «Отречение Петра», точнее её помолекулярной копии и материализация Людвига ван Бетховена с целью исполнения последним «Лунной сонаты».
Я бы воздержался от трактовки рассказа как порицания капиталистического общества. Автор высмеивает невежественное тщеславие. А его хватало и в Советском Союзе. Чего стоят книжные полки с выстроенными рядами, тщательно подобранными по цвету корешков, книгами, что ни разу не открывались. А ведь многие будущие фантлабовцы готовы были на всё, только чтоб прочитать какого-нибудь из заключённых этих полок.
Ну и сама идея точного копирования уникальных объектов перспективна в любом случае. Готовы ли представители фирмы «Доступное искусство» копировать живое?
Alexandre, 11 апреля 2009 г.
Не надо так высокомерно «эрзацы...». Я с удовольствием перелистываю чудесные альбомы, на которых изображены копии произведений великих мастеров. И дома на стене не один год висела у меня репродукция мадонны Литта Рафаэля. Я благодарен искусству и мастерству людей, которые позволили мне прикоснуться к великому. И труд этих неизвестных мне людей заслуживает уважения.
Другое дело, что не стоит швырять бисер перед свиньями. И эрзацем являются не произведения, которые наука и техника воссоздают со всей возможной точностью, а люди, мещане в самом худшем советском смысле слова, которые корчат из себя личностей, а сами никем не являются.
И ещё по поводу денег — в рассказе совершенно ясно подразумевается, что богатая самка тратит деньги, которые не она зарабатывала, которые достались ей в результате стечения обстоятельств. Но и один из героев ненамного лучше — просто выбросить копию картины гениального художника — это тоже поступок свинский. Заразился что ли...
А представьте себе картину — небогатый студент с благоговением тащит из магазина дорогущий альбом с репродукциями великих мастеров, который он купил, месяцами откладывая свои жалкие гроши, отнятые у желудка.
Вы и здесь скажете — «эрзацы!...»
Автор верен себе, в психологическом плане рассказ великолепен, способен затронуть самых разных людей, и породить различные мнения. А равнодушным может остаться только тот, кто не читал.
ii00429935, 10 сентября 2009 г.
Рассказ близок другому произведению Гансовского — «Голос», но это произведение сатирическое и в чем-то пророческое. В 60-х, когда написано «Доступное искусство», автор, очевидно, имел в виду «проклятых капиталистов», которые норовят все купить за деньги. А в нынешней России в период дикого капитализма уже и искусство становится все менее доступным (сколько стоят хорошие билеты в театр или на концерт, альбомы по живописи), и качественное образование зависит не только от способностей, но и от кошелька. Есть в рассказе и волновавшая Гансовского мысль об ответственности ученых за свои открытия. На первый взгляд благие идеи выродились в карикатурные фирмы «Доступное искусство», «Доступный спорт» и «Доступная наука».
god54, 30 марта 2010 г.
Рассказ оставил двойственное впечатление. С одной стороны автор порицает мир потребления, как это и должно быть в советской фантастике, а с другой стороны, порицает новые методы обучения, распространение копий произведений искусства. Вот со второй частью утверждений автора никогда не соглашусь. Выходит не нужны нам фотоальбомы произведений искусства, которые в подлиннике я никогда не увижу?..
Yazewa, 24 мая 2008 г.
Эрзацы... их все больше в нашей жизни. А неумные снобы и нувориши, играющие в ценителей искусства, были и будут всегда, как «...и споры — о романе модном, и о приехавшем певце...».
А рассказ хорош. Стиль, действующие лица... Какая реальная дама эта Лин Лякомб, замечательно выписана!
stMentiroso, 3 сентября 2007 г.
Стать настоящим мастером и сотворить шедевр можно только через тяжелый труд.