Сергей Зотов, Дильшат Харман, Михаил Майзульс «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 8 сентября 2020 г.
Священник отчитывает молодого художника:
- Сын мой, где ты видел ангелов в ботиках?
- Отче, а где вы видели ангелов без ботинок?
Ознакомившись с этой книгой, я понял, что данный анекдот вовсе не анекдот. Во всяком случае существуют изображения святых, ангелов и демонов столь странные, что ботинки на ногах небесных посланцев выглядят абсолютно невинно.
Например очки. Ныне выходящая из употребления, но всё ещё популярная вещь повседневного обихода когда-то была продвинутой технологической новинкой, которую иконописцы с большим удовольствием использовали в портретах отцов церкви. А ведь это всё равно, что сейчас изобразить евангелистов и первых христианских богословов со смартфонами в руках!
А как вам идея нарисовать апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна со звериными головами, с крыльями за спиной и колёсами вместо ног? Чувствуете размах средневекового креатива и градус божественного откровения? И это только начало книги!
«Парадоксы христианской иконографии» настолько люта своим содержанием, что по ходу чтения вызвала у меня неоднократное изумление (смею заверить, это дело довольно непростое). В своих теологических поисках средневековые европейцы забирались в столь дремучие дебри, что меня зачастую брала оторопь от того к каким странным результатам приводили их духовные поиски. Оказывается, сексуальный декор был возможен не только в индуистских храмах… Оказывается были попытки разработки идеи теологического инцеста в святом семействе, когда Исус Христос представал в роли жениха, а Дева Мария в образе невесты... А как вам концепция многожёнства Исуса Христа? А эволюция образа плотника Иосифа от роли незадачливого подкаблучника, до кормильца Господня?
И если вы думаете, что на этом градус безумства достиг своего предела, то вы жестоко ошибаетесь. Как вам идея об Исусе Христе, меняющим свой пол? Рогатый Моисей? Нимбы у чертей и Антихриста, нимбы из стекла у апостолов или нимбы без головы у мучеников? А многоглавый и многоликий Бог?
При всём этом теологическом безумстве необходимо подчеркнуть тот факт, что авторы книги всячески старались избежать какой-либо скандальности. То, о чём они рассказывают выглядит для современного русского человека по меньшей мере странно, зачастую дико и даже непристойно. Однако тон повествования лишён какой-либо фривольности или легкомысленности. Во время чтения очень чётко понимаешь, что Сергей Зотов, Михаил Майзульс и Дильшат Харман любят предмет своего исследования, а также дорожат своим именем чтобы опускаться до презренного хайпа или петросянщины. Рана Исуса Христа на в английском часослове XV века уподоблена вагине? Да, это так, но при этом без всяких быдловатых шуток авторы книги простым и понятным языком и в корректной форме объяснят в чём смысл столь странного изображения.
Книге очень повезло, что к моменту её выхода тема Страдающего Средневековья достигла максимума своей популярности. Кто бы стал читать научно-популярное произведение под названием «Парадоксы христианской иконографии»? Тысяча, от силы – полторы тысячи человек. А с броским названием «Страдающе Средневековье» книгу ждал ошеломительный успех. Первый тираж базового издания (посредственная бумага, черно-белые иллюстрации с отдельными цветными изображениями) был распродан практически мгновенно и в последствии потребовалось несколько допечаток. Кроме этого, было издано коллекционное издание (хорошая бумага, цветные изображения, но при этом, как сообщают покупатели, отвратительная работа корректоров) и даже вышла аудиокнига (хотя кому она нужна без восхитительных иллюстраций?). В общем это тот случай, когда броское название оправдано на все сто процентов, поскольку без него этот прекрасный образец научно-популярной литературы сгинул в безвестности.
Итого: пожалуй, одно из лучших научно-популярных произведений, которые когда-либо попадали мне в руки. А если говорить о книгах, посвящённых истории культуры или религии – так уж точно, лучшее из всего мною прочитанного научпопа. Прекрасно подобранный фактологический материал, простой и лёгкий язык повествования, стройная система повествования, интеллигентная манера подачи материала. Остаётся только пожалеть, что большинство изображений в моей книге являются чёрно-белыми. Но даже несмотря на это книга «Парадоксы христианской иконографии» относится к числу произведений из разряда «К прочтению обязательно» для всех, кто интересуется культурой европейского Средневековья и Возрождения.