Нил Гейман «Блокиратор любопытства»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Не определено | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Очень далёкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Спасающиеся от конца света отец и сын двигаются все глубже и глубже назад во времени. Однажды сын решает увидеть рождение мира, который они видели умирающим.
Через несколько минут миру Умирающей Земли наступит конец. Реальный и неотвратимый. Который уже ничем нельзя исправить. Но у Бальтазара Неспешного еще есть время, чтобы добраться до дома, ворваться в заветную комнату и успеть проскочить в волшебную дверь, ведущую в далекое прошлое, где солнце светит ярко, будто и не умирало никогда.
Там его ждет новая старая жизнь, новые старые жены и новые старые дети, давно недавно налаженная счастливая жизнь. Но он не может не взять с собой единственного сына из печального будущего конца света, Фарфала Несчастного...
Входит в:
— цикл «Умирающая Земля» > антологию «Песни Умирающей Земли», 2009 г.
— журнал «Lightspeed. Issue 41, October 2013», 2013 г.
— сборник «Осторожно, триггеры», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2010 // Рассказ | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2012 // Зарубежный рассказ года |
- /языки:
- русский (4), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Бакалов (1), С. Крикун (1), А. Осипов (3)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 26 мая 2024 г.
Если кто-то в толерантной Америке приглашает незнакомца отобедать за свой счет — это вовсе не гомосексуальное свидание, а просто разговор по душам, где, возможно, вам поведают такое, от чего вы либо позвоните в психушку, либо обретете новое знание и понимание Мира. Вот так вот, ни с того, ни с сего.
Зачем было привязывать Умирающую Землю к нашей матушке-планете и современности? Только ради оригинальности? Понятно, почему этот рассказ идет последним, ибо тут Гейман окончательно укокошивает вэнсовскую Вселенную, приобразовывая ее во что-то другое, полностью свое и... никому не нужное, ибо понятно, что дальше этой короткой истории дело никуда не пойдет. Трудно воспринимать такие вещи, особенно на фоне неприкращающихся признаний в любви автору оригиналов. Если вторая половина «ПУС» хорошо подготовила морально к тому, что, в конце концов, мы придем к рассказам, вообще не имеющим отношения (имеющим чисто формально) к исконной Умирающей Земле, то формировать фактически свою мультивселенную на пустом месте — и занятие тоже пустое.
Конечно, на фоне вечно, неумолимо угасающего света солнца стремиться к истокам зарождения бытия, где будет истинный чистый свет, самый яркий и самый настоящий — идея красивая. Считайте меня законсервированным консерватором консервов, но такие вещи можно делать на своем огороде, в своих вселенных, не надо топтаться сапогами в уже сформированном, многими любимом как раз за то, что он такой и никакой другой, мире, если тебе нечего добавить именно, как поклоннику Вэнса, а не как исключительно Нилу Гейману. Тем более, что кроме этой красивой идеи на пару предложений рассказ не может предложить ни особой стилевой привлекательности, ни заманушности изысканного сюжета.
Тимолеонт, 6 декабря 2017 г.
Очень любит Гейман писать про «конец» или «начало» времён. Хоть и прочитал не более половины его творчества, но такой момент уже встречал у него раза четыре, не меньше. Здесь довольно печальная атмосфера «конца света» чуть оттеняется здоровым детским любопытством и характер ребёнка вполне удался. К сожалению, это всё интересное, что есть в «Блокираторе любопытства». Остальное слишком банально и стандартно.
sanchezzzz, 2 марта 2015 г.
Проходной рассказ для Нила Геймана. Может потому, что в сущности «Умирающая Земля» — не «его» история, сколько бы он ни говорил, что очень хотел сделать похоже на Вэнса. Рассказ не «геймановский», а касаемо причастности к циклу и не «вэнсоновский». Грубо говоря, Гейман почти совсем не попал в тему. Мне показалось, что взяв материал Вэнса за основу, его исходные данные, он слишком много добавил от себя. Как же, Гейман не был бы самим собой, если бы не привнёс в данный ему мир другой, другую временную реальность, дверь/вход в них (уж конечно, миллион-летнее прошлое это другая уже реальность). А Ничто, пожирающее мир Умирающей Земли? Это же так по-геймановски! (см. «Океан в конце дороги»). Но и чистого Геймана в рассказе мало.
Да, эта вещица получилась не совсем такая, какие нам рассказал Джек Вэнс. Возможно, есть тому неплохое объяснение: всё-таки у Вэнса Солнце и Земля умирали постепенно, плавно, Гейман же взял кульминационный момент – Смерть мира, оттого и получилось мрачновато, и как бы уже не до ироничных персонажей и вкусных приключений. Тем не менее, интересно всё же.
Если Нил ставил целью попасть в атмосферу цикла, то увы, он не попал; если же такой цели не ставил, то рассказ как почти самостоятельная вещь неплох. И, быть может, он не случайно поставлен в конце антологии – наверняка в этом есть смысл, но так как я по обыкновению читаю сборник с конца, то мне это пока не открылось. Пойму позже, наверняка, и может быть, некоторые моменты станут более очевидными и объяснимыми. Но пока оценка средняя, даже несмотря на всю мою любовь к творчеству Геймана.
Yazewa, 20 апреля 2015 г.
Не очень люблю сюжетный приём, когда ГГ начинает изливать свою душу и рассказывать свою историю буквально на ровном месте, ни с того ни с сего. Откровения ради истории. Но некоторые моменты очень хороши своей атмосферностью, поэтому впечатление скорее положительное.
igor_pantyuhov, 9 ноября 2014 г.
В очередной раз убедился, что творчество Геймана не для меня. Еще одно доказательство этому, данный рассказ. По всем параметрам, этот рассказ должен стать кульминацией не только сборника, но и всей Умирающей Земли. Перед прочтением этого рассказа, я прочитал отзывы на него. Меня не смутило что автор не в полной мере передал атмосферу вселенной. Напротив, я считаю такими и должны быть финальные главы, рассказы, эпизоды сериалов и прочее.. Они должны быть немного отстраненными что ли.. Это мне нравится. Короче, был полон энтузиазма. Но только вот реализовать задуманное у автора не получилось. Рассказ напоминает скатерть, состоящую из разноцветных лоскутов. Причем, связанных между собой очень тонкой нитью, которая почти незаметна. Я предвкушал, что мы увидим зарождение вселенной, и гибель Умирающей Земли. А увидел нечто неубедительное. Оценки у меня нет
arcanum, 8 марта 2010 г.
Гейман как всегда великолепен.
Чудесно-изящная вещица, описывающая случившийся таки конец Умирающей земли и историю единственного человека сумевшего мало того что пережить это фатальное событие, но и оказаться в самом начале начал зарождения вселенной. Он увидел свет рождающихся солнц... И оказался заброшен в наше прозаическое время. Но может быть он снова сможет оказаться там, в самом начале.
Это единственная вещь сборника, переносящая героя в нашу реальность. Кому то может не понравиться, а мне очень даже ничего.
«Я хочу вернуться обратно. — сказал он. — Когда это началось. Я хочу стоять там, в свете пробуждающейся вселенной, на заре всего. Пускай даже я ослепну из-за этого. Я хочу быть там, когда рождаются солнца. «
batanaka, 15 августа 2010 г.
Не очень понравился. Если судить как самостоятельный рассказ, то в целом неплохо, но если судить с точки зрения принадлежности к циклу «Умирающая Земля» то он совершенно никакой. Ни атмосферы декаденса, ни эксцентричных запоминающихся персонажей, ни причудливых диалогов с оттенком иронии, ни монстров... Принадлежность к циклу чисто формальная, по стилю написания и атмосфере он не имеет с ним ничего общего.